"I'll see you on the dark side of the moon..."
Все верно. Сегодня 24 марта 2003 года, и сегодня исполняется ровно тридцать лет с момента выхода поистине гениального альбома Pink Floyd.
В гениальности Dark Side Of The Moon ни у кого из нас нет ни тени сомнения, да и факты говорят сами за себя: альбом находился в чартах более семиста недель, покинув хит-парады лишь в 1988 году, спустя четырнадцать лет после выпуска, разойдясь тиражом более чем в тридцать пять миллионов экземпляров.
Вовсе неудивительно, что в рубрике Speak To Me вы найдете сегодня композицию именно с Темной Стороны Луны, а в том, на какой остановить свой выбор лично у меня не возникло ни тени сомнения: лучшая, как мне кажется, вещь на альбоме, да и (к тому же) моя самая ценимая композиция у Pink Floyd.
Подводя итоги заданного в выпуске N 13 вопроса относительно Гилмора и его участия в Live Aid, скажу, что правильно (а именно: Гилмор выступал в качестве приглашенного гитариста у Брайна Ферри (Bryan Ferry)) ответили Чернин Антон, D. Lex и Луков Дмитрий.
Вышел альбом группы Pink Floyd The Dark Side Of The Moon. Премьера состоялась значительно раньше (изначально она назвалась "A Piece For Assorted Lunatics" "Пьеса для разного рода сумасшедших"), однако пластинка вышла именно тридцать лет назад.
В честь юбилея в эти дни ожидается переиздание альбома в формате SACD (Super Audio Compact Disc) впервые со звуком Surround Sound 5.1. Прекрасно всем известное оформление альбома будет, как говорят, изменено, но, как и тридцать лет назад, сам Сторм Торгесон будет руководить созданием обложки. Кроме того, будет переиздан и виниловый вариант.
Популярность Dark Side Of The Moon бесконечна, как столь же бесконечное число раз его можно слушать. Альбом прочно занимает свое место среди самых продаваемых альбомов в мире. До сих пор миллионы людей этой пластинкой проверяют качество звучания незнакомой аппаратуры, а тексты за тридцать лет не утратили своей острой актуальности, может, напротив, стали еще ближе: темы смерти и старения, безумной гонки и бессмысленного существования, съезжания с катушек и попыток прочно стоять на земле в альбоме переплетены те аспекты человеческой жизни, которые не подвластны ходу Времени. Говоря словами Роджера Уотерса, автора слов пластинки, секрет популярности, возможно, заключается в том, "что это музыкальная версия известной истины: "С сегодняшнего дня начинается остаток твоей жизни".
Это действительно какое-то помешательство, затмение, если хотите, добровольное и сладостное сумасшествие, которое длится вот уже тридцать лет... А пока из моей аудиосистемы уже звучат едва слышное биение сердца, тиканье часов, звон монет и ненормальный смех. Я предлагаю вам проделать то же самое: отключиться от внешнего мира, забыв о делах земных, и переместиться почти на сорок пять минут на обратную сторону луны. Главное не забыть оттуда вернуться.
Кроме того, значительный вклад в создание композиции внес и инженер звукозаписи Pink Floyd Алан Парсонз (Alan Parsons). Именно благодаря ему появилось вступление, которое узнается с первых же звуков звенящие часы. Их еще ранее Парсонз записал на пленку в антикварном магазине для проверки качества звучания в квадрофоническом формате.
Вокал в композиции опять-таки выше всяких похвал. Энергичная манера исполнения Гилмора сменяется смягченным и приятным вокалом Райта. В изначальном варианте Time была медленнее, что ей не очень шло это можно услышать на ранних концертах Pink Floyd (там композиция ну совершенно не впечатляет).
Если говорить о тексте, то Time, как ни одна другая композиция Pink Floyd выглядит как некое послание, призыв. Некоторые критики, кстати, отмечали (причем, как ни странно, в негативном смысле) эту особенность альбома: слишком открытый, резко очерченный смысл, ничем не завуалированный и обнаженный.
Time больше похожа на нравоучения, не жесткие, но довольно сильные. Мол, время не ждет, не стой на месте, оглянись, задумайся. И текст песни действительно заставляет задуматься. Задуматься о быстром ходе времени, настолько быстром, что бег за ним вырождается в форму сумасшествия (вы ведь помните, что Time в альбоме расположена следом за On The Run?). Задуматься о том времени, которое порой мы совершенно напрасно проводим в мелочных и ненужных копошениях. Задуматься о наших стремлениях, о замыслах и просто о близких людях, о которых в этой бешеной гонке мы забываем ...
По словам Энди Маббетта, автора "Полного путеводителя по музыке Pink Floyd", cтрочка Уотерса "выдерживать все в тихом отчаянии это по-английски" заимствована из автобиографической работы американца Генри Дэвила Торо, который писал в 1854 г., что "большое число мужчин живет в тихом отчаянии", чему нет причин не верить. Последний куплет композиции плавно переходит в Breathe-reprise, являясь логическим завершением второй композиции альбома.
Композицию Time Pink Floyd неоднократно играли живьем, некоторые варианты исполнения мы можем видеть своими глазами: в концертных программах Delicate Sound of Thunder и P.U.L.S.E., где отсутствие Уотерса никак не сказывается, а на круглом экране показываются различные анимации на тему часов и часовых механизмов; в сольной программе Уотерса In The Flesh там Роджер сам исполняет партии Гилмора, кроме Breath reprise, предоставив куплеты Райта партнерам по выступлению, а на экране демонстрируются призмы и спектр с обложки альбома. А как Time звучала в живом исполнении на концерте Уотерса в Олимпийском... До сих пор мурашки по коже от одного воспоминания настолько хорош был звук. Если вы тоже были там, то наверняка меня поймете.
Time входит в состав:
Когда я слышу слова "психоделический рок", то всегда настораживаюсь. Потому что термин сей трактуют весьма расплывчато и неоднозначно, а "элементы психоделии" находят чуть ли ни у всех известных рок-групп. Я думаю, нет нужды рассказывать историю появления слова "психоделия" (ну, а кто не в курсе, так в инете тонны энциклопедий, музыкальных и не очень, где все подробно расписано), и как прочно в сознании многих "психоделический рок" и наркотики воспринимаются как чуть ли не синонимы и близнецы-братья. Однояйцовые. (Мои наблюдения только подтверждает чужое мнение-диагноз: "тексты Пинков должен переводить нарколог, а не филолог".) Мол, "музыка отражает движение мысли в измененном состоянии сознания", и еще пара-тройка умных фраз. Обязательно всплывают громкие имена и названия: Битлз, Джими Хендрикс, Боб Дилан, Джим Моррисон, Jefferson Airplane и ранние Pink Floyd. А потом добавляют, что половина из них сидела на наркоте, ну а кое-кто от нее даже умер. На этом обычно закругляются. Все довольны!
Самые продвинутые, правда, пытаются показать, ЧТО является непременными атрибутами психоделии: особое настроение, сюрреалистические стихи, "статичность музыкальной драматургии, свобода форм, внимание к тембровому колориту и громкостно-динамическим контрастам" и т. д. и т.п., см. далее по тексту.
Психоделия не стала и не будет отдельным от рока направлением, потому что на самом деле НЕТ ЧЕТКОГО понятия и классификации ее родимой как таковой. Каждый должен решить это для себя. И то, что одному может показаться психоделией высшей пробы, для другого будет в лучшем случае длинной и скучной импровизацией, а в худшем просто какофонией.
По моему скромному мнению, композиция, претендующая на право называться психоделической, должна нести в себе не информацию, а настроение, причем не какое-то конкретно настроение, а, скорее, намек на него. Все остальное задача слушателя. Есть такая английская поговорка: "The beauty is in the eyes of beholder" красота в глазах смотрящего (очень грубый и дословный перевод, но он лучше всего отражает суть выражения). Переиначивая ее, можно сказать: психоделия в сознании слушающего. И никакого видеоряда! Боже упаси! Ведь это навязывание чужого мнения, не говоря уже о том, что человек львиную долю информации получает через зрение, и занять его видеоканал суть до предела сузить восприятие аудиоинформации.
Заметили ли вы, что большинство пишущих о Pink Floyd до небес восхваляют психоделичность альбома Piper At The Gates Of Dawn, отмечая, что мол, дальше тоже есть отдельные вещи, но ребята чуть поэкспериментировали и стали играть арт-рок с глубоко социальными текстами. Ну а Piper, к которому Бэррет имеет самое непосредственное отношение, и есть самая психоделичная психоделия. Не зря же он ЛСД принимал.
На мой взгляд, Piper весьма отличается от всего дальнейшего творчества Pink Floyd (ну разве что за исключением Astronomy Domain), и кто со мной не согласен, пусть первый бросит в меня волынку. Если, конечно, найдет хоть одну. Не казалось ли вам, что Piper больше всего похож на странную сказку в духе Алисы, но не рассказанную, а спетую и сыгранную? А на роль серьезного психоделического альбома больше всего подходит Ummagumma, великолепно сыгранная и переполненная не идеями, но настроениями и ощущениями.
С уходом Бэррета музыка Pink Floyd стала значительно мрачнее. Это, как мне кажется, во многом заслуга Уотерса большинство его идей и концептов (действительно замечательных идей!) отдают напряжением, острой тоской, а иногда отчаяньем от бессилия и безысходности. Возможно, если бы произошло невозможное, и Бэррет остался, то мы бы слушали сейчас совсем другую музыку: таинственная темная сторона Луны была бы домом Оберона, Титании и их свиты; главными героями Animals были бы Чеширский Кот, Грифон и Снарк; в Стене была бы дверца, ведущая в чудесный сад, а рядом стоял бы добрый сказочник и раздавал всем ключи. Но Сумасшедший Бриллиант ушел, и Врата Зари превратились в отверстия в деревянной ноге бабушки, через которые мы и смотрим на мир, созданный Pink Floyd.
Я буду рад, если все вышеизложенное покажется вам небезынтересным, и поможет если не избавиться от стереотипов, то взглянуть на эту проблему несколько под иным углом. Или не изменить своим воззрениям и убеждениям. Или составить свое мнение, ежели таковое отсутствовало. Dixi.
Mike AKA Князь
Опять хочу высказаться по поводу "Помпей". В прошлой рассылке вы поместили письмо Сергея, который дословно писал следующее: "тут кто-то высказывался, что вот это правильно, когда молодые обнаженные парни играют рок... внимание нужно обращать не на музыкантов, а на создаваемые ими образы фрески, изображения богов, которые сопровождают песню...". Ну не знаю, не знаю. Насчет молодых я писал, а вот насчет обнаженных это вам откуда-то с другой стороны навеяло :)). Да и потом, как ни крути, а молодые и обнаженные всяка лучше старых и неодетых :). А если говорить серьезно, то еще раз подчеркну, что здесь для меня важнее были именно люди (музыканты), а не вся эта психоделическая мишура, коей, на счастье, было не так уж много. Сравните: Уотерс на концерте в Москве (или любом другом из последних) и Уотерс живой и в Помпеях. Спрашивается, в чем разница? А разница в том, что в первом случае он активно работает на зал (честно, между прочим, отрабатывая свой хлеб с мааааленьким таким кусочком масла), а во втором просто "рубится на своей волне", играет для себя, а не для зала, которого, впрочем, и нет. По крайней мере, мне так показалось. Да и потом, есть разница: петь песню в пятидесятый или в две тысячи пятидесятый раз? Кажется мне, что "Помпеи" ближе все-таки к первой цифре.
С уважением,Артем.