Доброго времени суток!
В процессе подготовки выпуска Outside The Wall я вдруг задумалась о секрете популярности The Wall. И не альбома как такого, а всего этого идеологического основания.
Казалось бы, концепция отражает личные переживания отдельного человека. Большинство из нас не рок-звезды, раздираемые противоречиями, собственных стен мы, как правило, не возводим, школьные годы вспоминаем без злобы и на матерей не в обиде, не говоря уже о нормальном детстве и отсутствии "червей" в голове. Но ведь какой фильм, а?!
И вот тут-то поймала себя на мысли, что концепция уже не "цепляет", а альбом нравиться не перестает. И дело, наверное, не только в том, что отдельные вещи просто великолепны (те, которые можно слушать вновь и вновь как Hey You, как Comfortably Numb, как ABITW, как... боюсь, так я перечислю все две пластинки целиком), но и с некоторым расплывчатым смыслом концепции. Ведь зачастую смысл передается намеками, которые трактовать можно различными способами, подгоняя под то, что отражает собственные переживания. А, как говорится, своя рубашка к телу все равно ближе.
Если задуматься, то (при наличии особого желания) каждую из композиций в отдельности вполне возможно подвести под свое мироощущение. Лично у меня многие вещи в The Wall на уровне эмоций воспринимаются далеко не так, как было это задумано Уотерсом. За некоторым исключением. Например, не относится к такого рода композициям When The Tigers Broke Free, которую мы будем рассматривать в рубрике Speak To Me.
Сравнительно легким оказался вопрос выпуска 18 о группе Боба Гелдофа, которую знают девять человек. В первую пятерку попали Sgt. Pepper, Ю.Морозов, Алексей Кожанов, Андрей Зеленский и Сергей Белов. Действительно, исполнитель главной роли в фильме Стена Боб Гелдоф являлся солистом ирландской группы Boomtown Rats. А в A Saucerful Of Secrets вас ждет очередной вопрос.
Родилась американская певица Синди Лаупер (Cyndi Lauper). В шоу The Wall в Берлине Лаупер исполняла, изображая школьницу, Another Brick In The Wall (Part II).
Продолжение. Начало в выпусках 11, 14, 18.
Как мы помним, Уотерс, потрясенный своим поступком в Монреале, проникся идеей написания альбома о стене между рок-музыкантами на концертах и их поклонниками.
Для того, чтобы привести мысли в порядок и приступить к, собственно, написанию нового материала, который в процессе создания вышел далеко за пределы первоначальной идеи, лидер Pink Floyd отправляется в сентябре 1977 года в свой загородный дом, где и пребывает вплоть до июля 1978 года.
В это время остальные участники группы не скучают, а плодотворно проводят время в сольных проектах. В 1978 году Гилмор записывает и выпускает "David Gilmour". Запись альбома происходит во Франции. Ближе к окончанию записи Гилмор создает замечательную мелодию, но в альбом войти она не успевает. Как выяснилось потом, к лучшему. В новом альбоме Pink Floyd мелодия обретает слова, а вместе с ними и небывалую популярность. Как известно, Comfortably Numb наиболее любимая композиция слушателей Стены. Остальные участники группы тоже зря время не теряют. В 1978 Райт записывает альбом под названием "Wet Dream", а Мейсон выпускает в том же году "Fictitious Sport".
По миру ходят слухи о распаде Pink Floyd. Дело усугубляется финансовыми проблемами. Компания, распоряжавшаяся денежными средствами группами, однажды "распорядилась" ими весьма неудачно, что оборачивается для Pink Floyd значительными потерями
И вот Уотерс наконец-то появляется с целой кучей нового материала. Да-да, это не только задуманная Стена: за время своего уединения Роджер успел набросать две сюжетные линии, одна из которых рассказывает об плюсах и минусах автостопа, а другая... ну, вы сами знаете, о чем она.
Обе пленки, сделанные в домашних условиях, кажутся одинаково сырыми, и, по словам Гилмора, их "невозможно слушать". Однако новый альбом стал бы настоящим спасением для финансового положения группы, поэтому участники останавливаются на The Wall, посчитав Pros and Cons of Hitch Hiking "слишком личным". В дальнейшем материал у Роджера не залежался вышел в виде его сольного альбома.
А мы о Стене.
С самого начала Уотерс задумывал не только альбом, но и сценическое представление, во время которого прямо на сцене будет возводиться настоящая стена, а также планировал съемку полнометражного фильма на музыку альбома. Проект был грандиозным и весьма спорным. Многое из предложенного Уотерсом воспринималось с опаской. Например, в первоначальном варианте сценария предполагалось сбрасывать бомбы в зал, добиваясь, таким образом, сходства рок-концертов с военными сражениями.
Итак, построение Стены началось. Музыкальные издания прекратили свои разговоры о возможном распаде Pink Floyd новости были куда более радостными. Pink Floyd приступили к новому проекту! Это был конец 1978 года.
Продолжение следует...
Композиция When The Tigers Broke Free является одним из важнейших моментов фильма, однако в альбом включена она не была. Связано это с излишне прямолинейностью композиции, что приемлемо для фильма и мало годится для альбома, который все-таки должен быть универсальным.
Однако по глубине чувств это одна из наиболее откровенных и личностных песен Стены, повествующая о потере Пинком отца во время войны. Переживания главного героя это переживания самого автора композиции, Роджера Уотерса, отец которого был вторым лейтенантом восьмого батальона роты С королевских стрелков. В феврале 1944 года рота удерживала линию фронта в Италии, когда фашисты предприняли контратаку (были там и танки тигры, как их называли) в попытке отбросить союзников к морю. Тогда рота была разбита, среди погибших был и Эрик Флетчер Уотерс (Eric Fletcher Waters).
В фильме композиция разделена на две части. Первый куплет звучит в самом начале, следом за пением Веры Линн. Беспристрастный голос Уотерса, как будто бы от имени постороннего наблюдателя, повествует нам о предыстории о том, что произошло еще до рождения главного героя. Здесь еще даже не упоминается ни главный герой, ни его отец. Но говорится о погибших "сотнях обычных жизней", среди которых и отец Пинка.
Эмоционально вторая часть более насыщенная, вокал Уотерса звучит с надрывом. Часть начинается после ABITW (p.I) и показывает уже повзрослевшего Пинка (там ему около 12), который, возвратившись из школы, заходит тайком в комнату своей матери и в ящике комода находит материальные подтверждения гибели отца: свидетельство о смерти, военные патроны, старую бритву, форму. Спрятанные вещи как будто говорят о глубоко запрятанных эмоциях и боли.
Мальчик винит высшее командование в гибели отца и никак не может с этим смириться. Это первое осознание своего бессилия перед системой, которая наиболее яростно отразится в ABITW (p.II).
Момент, когда Пинк примеряет форму своего отца, весьма символичен. В зеркале параллельно нам показывают то мальчика, поправляющего фуражку, то его отца за тем же занятием. Отражение дает нам понять идею Уотерса о цикличности смены поколений. Отец и сын это зеркальные отражения друг друга. Пинк, надевая форму отца, как будто берет его бремя на себя. Мальчик расплачивается за смерть отца, а мать перекладывает на сына чувства от потери мужа, проявляя излишнюю заботу.
Стена растет.
Композиция входит в:
"может, это просто "не плевать в вентилятор" (типа, в тебя же и вернется)? "
Я, в свою очередь, провела небольшой опрос среди знакомых лингвистов на предмет значения данного выражения. Те в один голос утверждали, что в словарях такого словосочетания не нашли, но в значении "не плюй против ветра" оно показалось им довольно знакомым, да и в контексте композиции такой перевод уместен. Кстати, в одном из встреченных мною русских вариантов текста Dogs строчка переведена:
... Кто не научен против ветра плевать, ...