Рада вновь приветствовать вас, уважаемые читатели!
Спасибо всем, кто принял участие в предложенном в первоапрельском выпуске опросе о самой смешной композиции у Pink Floyd, не приняв это за шутку и изложив свои мысли о юморе в песнях группы. К сожалению, большой активности не наблюдалось весна, вероятно.
Тем не менее, кое-какие итоги подвести можно. Итак, мнения, в основном, разделились по трем направлениям.
Первое связано с действительно полными юмора композициями Барретта раннего периода. Здесь чаще других назывались See Emily Play и The Gnome. Кроме того, в сольном его творчестве также иногда наблюдались "проблески": так, один из читателей выделил песенку Effervescing Elephant.
С уходом Барретта светлый, легкий юмор сменился едким сарказмом Уотерса. Назывались композиции с альбома The Final Cut (The Fletcher Memorial Home и Get Your Filthy Hands Off My Desert) и Free Four из Obscured By Clouds, которые скорее заставляют задуматься, чем смешат. В постуотерсовский период даже с натяжкой смешного не осталось вовсе. Однако, по словам одного из читателей, можно выделить A New Machine "она смешна, потому что такой муры Гилмор еще не писал".
И, наконец, последняя и самая многочисленная группа читателей отмечали композиции, смешные не по текстам, а либо по музыкальному сопровождению, либо по манере исполнения. Здесь с безусловным преимуществом лидирует Several Species..., уже рассмотренная в прошлом выпуске.
Таковы итоги. А сегодня в рубрике Speak To Me уже загаданная в выпуске 12 композиция If. Еще вас ожидает очередной вопрос, который, надеюсь, не покажется вам сложным. А главная тема выпуска концерты Pink Floyd 1969 года с загадочным названием, о которых некоторые из читателей уже давно просили меня рассказать. К чему и приступаю с огромным удовольствием, благо тема интересная и малоосвоенная.
Pink Floyd впервые представили публике сюиты The Man и The Journey. Представление носило название "The Massed Gadgets Of Auximenes More Furious Madness From Pink Floyd" и проходило в Лондоне в Royal Festival Hall.
В 1969 году Pink Floyd начали выступать с концертными программами, известными под общим названием "The Massed Gadgets Of Auximines" (что может быть переведено как "Многочисленные приспособления Окзимена"), которые представляли собой две пьесы, каждая длиной с целый альбом. Есть основания полагать, что они послужили ступенькой к восхождению группы на уровень создания сначала сюит Atom Heart Mother и Echoes, а затем и к приходу к концепции Темной Стороны Луны. Для Pink Floyd это было первой попыткой объединения уже имеющегося материала и новых вещей в единую концепцию.
К сожалению, ни The Man, ни The Journey не были выпущены в виде альбомов, хотя первоначально это планировалось. Дело в том, что большинство композиций, составлявших произведения, уже были включены в другие пластинки, или же оказались затем записаны в саундтреке к фильму More. Поэтому The Man и The Journey известны лишь в концертном исполнении. Мы же можем послушать, как это все звучало, воспользовавшись очередной ссылкой на замечательный сайт антивоенной музыки, где выложена бутлегерская запись радиотрансляции выступления Pink Floyd 17 сентября 1969 в Амстердаме.
Первая часть выступления называлась The Man и описывала типичный день человека британца, который просыпается, идет на работу, там обедает, приходит домой, занимается сексом, спит и видит кошмары, потом снова просыпается, идет на работу... Рутинная жизнь среднестатистического мена.
Список композиций, входящих в сюиту The Man:
В скобках указаны названия, под которыми более известны данные композиции. Итак, пойдем по порядку.
The Man начинается с нежного щебетания птиц, негромкого вокала и мягкой мелодии композиции Grantchester Meadows (включена в альбом Ummagumma как одна из уотерсовских работ), символизирующей рассвет (daybreak) и посвященной живописным окрестностям Кэмбриджа. А наш человек неспешно просыпается и идет на работу. Начинается часть Work, более известная как Biding My Time (ее можно обнаружить на сборнике 1971 года Relics). Эта композиция в джазовом стиле никогда не исполнялась группой за пределами сюиты. Зато само исполнение было весьма эффектно. По воспоминаниям очевидцев, "ритмично пиля и стуча молотками, они построили стол; когда это было сделано, роуди вышли на сцену с чайником и включили транзистоpный пpиемник, подвинув к нему микpофон, и вся публика слушала то, что в этот момент было в эфиpе, пока ребята пили чай. Потрясающе, действительно здоpово". Перерыв на чай часть Afternoon позже использовал Уотерс в сольном турне Radio KAOS.
Далее следовало энергичное соло на ударных Doing It!, после чего человек погружался в сон начиналась часть Sleeping (схожий с Quicksilver из альбома More инструментал с наложенными звуками дыхания спящего человека и тикающих часов). Сон плавно переходит в ночной кошмар, начинается композиция Nightmare, известная в альбоме More как Cymbaline, которая уже, кстати, появлялась в рубрике Speak To Me в третьем выпуске рассылки. Сюита тем временем завершалась очередным рассветом, совершив полный оборот вместе с солнцем.
Вторая часть представления называлась The Journey (Путешествие) и была составлена как из уже ставшими классикой флойдовских вещей, так и из нового материала.
Список композиций, входящих в сюиту The Journey:
Путешествие, как и положено всякому увлекательному и полному приключений вояжу, начинается с самого начала The Beginning, настраивая на последующее развитие событий. Под названием Green Is The Color она входит в состав саундтрека к фильму More. Путешествие на пятой минуте становится по-настоящему леденящим душу композиция переходит в Beset By Creatures Of The Deep ("Окруженный тварями глубин"), другое название которой наверняка окажется более привычным для вас Careful With That Axe, Eugene. Хотя эти две композиции уже исполнялись флойдами в таком порядке (и будут еще неоднократно являться основной частью концертов вплоть до появления композции Echoes), Careful With That Axe, Eugene все еще находилась в развитии. Кстати, концертное исполнение этой композиции включено в альбом Ummagumma Live, а студийную версию можно найти в сборнике Relics.
А наше полное опасностей путешествие продолжается. Вот мы идем по узкой дорожке (третья часть The Narrow Way со студийной стороны альбома Ummagumma), и Дэвид Гилмор похлеще, чем Стивен Кинг, предупреждает о жутких тварях, ночных ужасах, тревожных небесах. Дорожка приводит нас в розовые джунгли или пинковые? (немного измененная Pow R. Toc H. с первого альбома группы). Ох, лучше бы она нас сюда не приводила... Джунгли полны самых разнообразных звуков, и слишком гостеприимными они не кажутся. Пытаясь выбраться из джунглей, можно с легкостью заблудиться в лабиринтах, которые ловко расставил некий Окзимен и долго (шесть с лишним минут) там бродить, слушая лишь стук своих шагов, капание воды, свое дыхание. Между прочим, таким образом Pink Floyd демонстрировали возможности своей знаменитой квадрофонической системы.
Но не вечно же блуждать по лабиринтам! The Labyrinths Of Auximenes сменяется инструменталом Behold The Temple Of Light ("Смотри на храм света"), а путешествие завершается жизнеутверждающей мелодией и небесным вокалом части Celestial Voices ("Небесные голоса") композиции A Saucerful Of Secrets. Судя по всему, все мерзости повержены, и мы торжествуем вместе с Pink Floyd, на этой ноте завершив как наше путешествие, так и рассказ об очередном кирпичике, из которого складывается легенда...
Композиция If, представленная на второй стороне альбома Atom Heart Mother, весьма характерна для творчества Роджера Уотерса. Пожалуй, она одна из первых композиций Уотерса, отображающая грань мучительного самоанализа автора, который десять лет спустя предстанет во всей своей красе в альбоме The Wall.
Под нехитрый аккомпанемент акустической гитары Уотерс в своей любимой манере (по меткому определению Эдди Маббетта "спискомании") повествует о своей сущности, о раздирающих его противоречиях, о расстояниях между людьми (которые впоследствии вырастут в целые стены). Здесь впервые явственно предстают занимавшие мысли Уотерса о сумасшествии и одиночестве, что послужит в дальнейшем основой для написания материала к Dark Side.
О ценности данной композиции для самого автора говорит тот факт, что Уотерс неоднократно исполнял If в сольных турах середины 80-х. Что касается концертных версий данной композиции самих флойдов, то If можно слышать, например, на Live In London 1971, где она звучит, на мой взгляд, даже интересней, чем на альбоме.
Кроме того, могу сказать, что некоторые критики отмечали недостаточную музыкальность композиции и невыразительный вокал. А вот Шаффнер приводит высказывание друга Уотерса, чья роль при записи альбома Atom Heart Mother была довольно внушительна (однако его имя так и не появилось на обложке) Рона Джизина (Ron Geesin): композиция "говорит о Роджере больше, чем вся эта чертова трепотня о политике. If гораздо более важна, чем все их галактические закидоны. Строчка "Если бы я был хорошим, то понял бы, что разделяет друзей." ("If I were a good man I'd understand the spaces between friends") вот где сущность человека."
Есть желание высказаться? Присылайте свои размышления, вопросы, пожелания по адресу zulfia@malyshenko.comс пометкой "Keep Talking".
Добрый день! Я был бы очень Вам благодарен, если бы Вы смогли мне помочь по следующему вопросу. Возможно, существует альбом с каверами Pink Floyd, сыгранными некой группой в жанре dance-songs. В названии альбома или группы встречается слово discoball. Смогли бы Вы мне ответить, действительно ли данный факт имеет место? -- C уважением, Сергей mailto:seryj_volhv@mail.ru