Нашла рецензию на Scarsick из IN ROCK'а (взяла ее здесь
Достаточно хорошо написано)
"Прошел первый шок, отшумели споры, и можно спокойно сказать: Даниэль Гилденлёв
создал очередной шедевр. Пусть и непохожий на другие. История знает много подобных
примеров: после каждой "The Wall" следует "Final Cut", а после каждого "Tales
from the Topographic Oceans" - "Relayer". Космических масштабов концепцию почти
арт-рокового "BE" Даниэль сменил на, как кажется сначала, предельно конкретную,
приземленную и политизированную тему "Scarsick". А прогрессивное звучание - на
едва ли не ню-металлическое. Но это лишь первое впечатление.
Альбом легко охарактеризовать как направленный против Америки, но на деле он
просто посвящен Америке. Смысловую концепцию Даниэль поддерживает музыкальной.
"Scarsick" - энциклопедия популярных в Штатах музыкальных жанров. Разумеется,
преломленных через призму стиля Pain of Salvation.
Открывающая диск заглавная вещь звучит ню-металлически; злость стиля коррелирует
со злостью героя, измученного жизнью на износ, бездушностью общества потребления.
"Spitfall" - рэп-метал, и здесь издевательски высмеиваются современные звезды
американских телеэкранов, жалкие в своем тщеславии и "бунтарстве" напоказ. "Cribcaged",
несмотря на некоторую грубость, по сути - гимн человечности. "Мы - просто люди,
обычные люди" - рефрен этот идет сквозь перечисления всего, что нас отличает.
От битловской "Let it Be", ленноновской "Imagine" до "I Have a Dream" позднего
King Crimson, такие песни - глубокая гуманистическая традиция рок-музыки и не
только.
Дальше - два трека, вызвавшие самые большие споры. "America" со строчками "тошнит
от Америки" многих разозлит, многих порадует. Но ключевые слова в песне - "ты
могла быть великой, ты могла быть прекрасной" - не дают трактовать эту вещь как
рядовую агитку. Это нечто другое - призыв к стране и ее гражданам опомниться.
А музыкальная иллюстрация - пародия на кантри, музыкальный символ американской
глубинки.
"Disco Queen" - диско-метал. Но c опытами органического слияния двух жанров Rammstein
этот трек не имеет ничего общего. Даниэль держит диско, как препарированную лягушку
- на вытянутой руке, в резиновых перчатках, с холодным отвращением. Диско - сам
по себе жанр, символизирующий бездумное прожигание жизни. А провокационный скабрезный
текст описывает "Диско-королеву" как виниловую пластинку, которую покрутили,
попользовались и выбросили, потому что пришла другая мода и другие форматы.
Перечислять можно было бы до бесконечности, но, надеюсь, уже эти примеры смогут
разубедить тех, кто по первым звукам "Scarsick" сделал вывод, что Гилденлёв "продался"
и "решил сделать коммерческий продукт". Как раз коммерческим была бы в его исполнении
вторая часть альбома "BE". Коммерческим является нынешнее творчество Flower Kings,
Dream Theater, кого угодно - всех, кто стремится угодить и боится быть непонятым.
Даниэль - не из их числа.
Завершает альбом трагическая возвышенная (за неимением лучшего слова - баллада)
"Enter Rain". Пожалуй, здесь стиль Pain of Salvation снова предстает во всей
своей чистоте, таким, как мы его помним по "Perfect Element" и "Remedy Lane".
Символ очищающего дождя, смывающего всё вокруг, можно понимать по-разному. Дождь
смывает кровь героя, который бросился с обрыва, отказавшись принимать сошедший
с ума мир. А эта жертва оборачивается прекрасной розой, взошедшей посреди асфальта
мегаполиса. Дождь - это и сила природы, которая, проснувшись, смоет всю грязь
и несправедливость, принесенные человечеством, если оно не опомнится. Так что
принесет нам стихия - гибель или очищение? Вопрос открыт."