Мы ждали этого события 15 лет. Известие о том, что басист Pink Floyd, главный автор текстов и любитель концептуальных альбомов – все в одном лице - пишет оперу, вводило в некое любопытство: «а что же может из этого выйти?», а несметное количество интервью, которые новоявленный автор классического жанра раздавал направо и налево, подстегивало интерес.
Говорить о том, что "Dark Side", в отличие от "Ca Ira", не с чем было сравнить - не совсем корректно.
Активная история рок-музыки тогда насчитывала всего чуть более 10 лет, и это был период, когда эталоны жанра активно создавались на наших глазах, и "Dark Side" - яркий тому пример.
История же классической оперы насчитывает несколько столетий, и посему - сравнения неизбежны.
Более того, попытки революционизировать этот жанр, на мой взгляд, уже невозможны.
Либо получится пафосная безвкусица, либо попсовая театральщина, а в лучшем случае - неизбежное смешение жанров, что, уже, строго говоря, нельзя будет назвать классической оперой.
Уотерс залез на такое заминированное поле, откуда нельзя уйти победителем.
Впрочем, если в этом консервативном мире тебе удается выглядеть ДОСТОЙНО со своим произведением, это вполне можно считать победой.
А "Ca Ira" выглядит (слушается) более чем достойно.
(Что касается "крепкого середнячка" - даже если так оценивать, то пусть съедят свою шляпу те, кто всю жизнь работает в этом жанре, а так не сподобился стать даже "середнячком" на международном уровне).
Я больше всего боялся, что услышу что-то невнятно-беспомощное в оркестровках или натужно-прилизанное, как следствие "долгостроя", или - скучный авангард с его атональностями и обрывками мелодий. Ну а самое страшное - если Уотерс сделал бы оперо-образный мюзикл а-ля Ллойд-Уэббер (тов. Фрейд десять раз перевернулся бы в гробу от удовольствия).
Впрочем, мог быть и другой вариант: гладенькое, благообразное произведение, благодаря помощникам или из боязни облажаться, которое, вздохнув, хотелось бы поставить на полку и больше никогда к нему не возвращаться (как к опусам МакКартни, при всем моем к нему уважении).
Ничего из этого этих ужастиков не произошло.
"Ca Ira" - это именно опера, и именно классическая.
Вот написал фразу, а все равно не перестаю удивляться - как это у него получилось?!
Кроме очевидных мелодичности, драматичности и эмоциональности, я поражен тем ЧУВСТОМ МЕРЫ, с которым сделаны все аранжировки.
В драматических сценах, таких как все три казни - ох, как можно было бы "понагнетать"!
Побольше минора, низких струнных и духовых, криков толпы, каких-нибудь случайных персонажей, типа любимых классиками юродивых и т.п.
Нет этой клюквы.
А есть очень красивая и эмоциональная музыка, где движения оркестра совершенно не дают скучать, переходы, сбивки и паузы вызывают не досаду оттого, что "автор не смог развить хорошую тему", как это чаще всего бывает в современных произведениях, а сделаны с таким вкусом и мастерством, что врагов себе Уотерс уже, можно считать, нажил.
Короче, плюсы:
- интересно
- эмоционально
- хочется переслушивать и неоднократно
- отдельные сцены сразу врезаются в память, причем дословно
- повторюсь - поражает чувство меры в оркестровке
- удивительные нешаблонные детские хоры.
- не мюзикл!
- если и было, то быстро исчезает ощущение типа "я не люблю оперу, но коли это Уотерс - ладно, сделаю усилие, послушаю", как он сам говорит на DVD - "...нет большого разрыва между роком и классикой. Музыка есть музыка."
Что не понравилось:
- Восемь(?) персонажей для исторической драмы - по-моему, маловато
- На эти 8 персонажей всего 4 голоса. Несколько странно слышать, например, арию рассказчика, и тут же - без изменения интонации - арию короля тем же голосом.
- Концепция цирковой арены с акробатами, мимами, клоунами и пр.
Боюсь, французам превращение в цирк части их истории тоже может не понравиться :-)
- Буклет приклеен к упаковке - чтобы следить за сюжетом по тексту, надо все диски держать в руках
- Низкий уровень стерео-записи (SACD еще не слушал). Для цифры это чувствительно - теряют сочность или исчезают детали. Возможно, это ограничение гибридного диска?
Отредактировано пользователем Активная история рок-музыки тогда насчитывала всего чуть более 10 лет, и это был период, когда эталоны жанра активно создавались на наших глазах, и "Dark Side" - яркий тому пример.
История же классической оперы насчитывает несколько столетий, и посему - сравнения неизбежны.
Более того, попытки революционизировать этот жанр, на мой взгляд, уже невозможны.
Либо получится пафосная безвкусица, либо попсовая театральщина, а в лучшем случае - неизбежное смешение жанров, что, уже, строго говоря, нельзя будет назвать классической оперой.
Уотерс залез на такое заминированное поле, откуда нельзя уйти победителем.
Впрочем, если в этом консервативном мире тебе удается выглядеть ДОСТОЙНО со своим произведением, это вполне можно считать победой.
А "Ca Ira" выглядит (слушается) более чем достойно.
(Что касается "крепкого середнячка" - даже если так оценивать, то пусть съедят свою шляпу те, кто всю жизнь работает в этом жанре, а так не сподобился стать даже "середнячком" на международном уровне).
Я больше всего боялся, что услышу что-то невнятно-беспомощное в оркестровках или натужно-прилизанное, как следствие "долгостроя", или - скучный авангард с его атональностями и обрывками мелодий. Ну а самое страшное - если Уотерс сделал бы оперо-образный мюзикл а-ля Ллойд-Уэббер (тов. Фрейд десять раз перевернулся бы в гробу от удовольствия).
Впрочем, мог быть и другой вариант: гладенькое, благообразное произведение, благодаря помощникам или из боязни облажаться, которое, вздохнув, хотелось бы поставить на полку и больше никогда к нему не возвращаться (как к опусам МакКартни, при всем моем к нему уважении).
Ничего из этого этих ужастиков не произошло.
"Ca Ira" - это именно опера, и именно классическая.
Вот написал фразу, а все равно не перестаю удивляться - как это у него получилось?!
Кроме очевидных мелодичности, драматичности и эмоциональности, я поражен тем ЧУВСТОМ МЕРЫ, с которым сделаны все аранжировки.
В драматических сценах, таких как все три казни - ох, как можно было бы "понагнетать"!
Побольше минора, низких струнных и духовых, криков толпы, каких-нибудь случайных персонажей, типа любимых классиками юродивых и т.п.
Нет этой клюквы.
А есть очень красивая и эмоциональная музыка, где движения оркестра совершенно не дают скучать, переходы, сбивки и паузы вызывают не досаду оттого, что "автор не смог развить хорошую тему", как это чаще всего бывает в современных произведениях, а сделаны с таким вкусом и мастерством, что врагов себе Уотерс уже, можно считать, нажил.
Короче, плюсы:
- интересно
- эмоционально
- хочется переслушивать и неоднократно
- отдельные сцены сразу врезаются в память, причем дословно
- повторюсь - поражает чувство меры в оркестровке
- удивительные нешаблонные детские хоры.
- не мюзикл!
- если и было, то быстро исчезает ощущение типа "я не люблю оперу, но коли это Уотерс - ладно, сделаю усилие, послушаю", как он сам говорит на DVD - "...нет большого разрыва между роком и классикой. Музыка есть музыка."
Что не понравилось:
- Восемь(?) персонажей для исторической драмы - по-моему, маловато
- На эти 8 персонажей всего 4 голоса. Несколько странно слышать, например, арию рассказчика, и тут же - без изменения интонации - арию короля тем же голосом.
- Концепция цирковой арены с акробатами, мимами, клоунами и пр.
Боюсь, французам превращение в цирк части их истории тоже может не понравиться :-)
- Буклет приклеен к упаковке - чтобы следить за сюжетом по тексту, надо все диски держать в руках
- Низкий уровень стерео-записи (SACD еще не слушал). Для цифры это чувствительно - теряют сочность или исчезают детали. Возможно, это ограничение гибридного диска?
SACD тоже тихий
Комментарий - полноценная рецензия. При чем отличная, как на мой взгляд.
Комментарий - полноценная рецензия. При чем отличная, как на мой взгляд.
Подпишусь под большинством слов.
Это меня очень обескуражило.
Vladimir_G> Буклет приклеен к упаковке - чтобы следить за сюжетом по тексту, надо все диски держать в руках
Это меня очень обескуражило.
Кто бы мог подумать, что лучшая рецензия на Ca Ira прячется в комментариях.
А он (альбом) не появился ещё в удешевлённом варианте, долларов за двадцать?
