Brezhnev took Afghanistan
Roger Waters (Get Your Filthy Hands Off My Desert)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку




21st Century Schizoid Man
21st Century Schizoid Man - LiveJournal.com
19.09.2013 20:10



15 сентября в 13.05 у нас с Синичкой родился сын. Его назвали Александром.

 
14.09.2012 12:05 Переписи населения. Ревизские сказки РГАДА. Генеалогический поиск по ревизским сказкам

Ревизские сказки РГАДА

В прошлый раз я рассказывал о хранении ревизских сказок IV – X ревизий. Что касается материалов I – III ревизий, порядок их хранения отличается от документов более позднего периода.

Материалы этих ревизских сказок (так же, как и переписей 1709 – 1718 гг.) поступали в Камер-коллегию – учреждение, регулирующее раскладку и сбор налогов. Именно в архиве этого учреждения сформировалась коллекция ревизских сказок, которая в настоящее время представляет собой фонд 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» Российского государственного архива древних актов в Москве, где они описаны во 2 и 3 (наряду с делопроизводственными материалами) описи.

Таким образом, ревизские сказки первой половины – середины XVIII в. по всей территории Российской империи (там, где они составлялись) необходимо искать в первую очередь в РГАДА. Однако в некоторых областных архивах ревизские сказки ранних ревизий (чаще всего третьей, но и иногда даже второй и первой) встречаются в составе фондов казённых палат.

Работа с ревизскими сказками

Работа с ревизиями строится на изучении всего сохранившегося массива записей по определённому населённому пункту. При этом нужно изучать и близкие по времени ревизии (например, 1811 и 1816, 1850 и 1858), так как они каждая ревизия ссылается на предыдущую, и при пропуске одной из ревизий могут быть потеряны какие-либо ценные сведения (из которых наиболее важной является информация о перемещениях).

Ревизские сказки переплетены обычно в большие тома, которых по уезду может насчитываться несколько десятков. В некоторых архивах эти тома расписаны по населённым пунктам или владельцам (тогда можно сразу перейти к нужному селу или деревне), в некоторых – для того, чтобы найти нужный населённый пункт приходится просматривать весь уезд. Если по интересующим вас людям есть указания, что они переселены из другого места, необходимо в первую очередь найти этот населенный пункт по той ревизии, которую вы изучаете и только потом продолжать работу вглубь.

Стоит учитывать, что весьма значительная часть населения в ревизских сказках не имеет фамилий. В связи с этим, переходя к изучению ревизских сказок IX – X ревизии от источников более позднего периода, желательно знать не только имя, но и отчество и предполагать возраст, потому что, например, Василиев в одной деревне может быть несколько десятков.

Достаточно сложным в работе с ревизскими сказками является переход к материалам I – III ревизий, хранящихся в РГАДА. Связано это с тем, что в 1775 г. была проведена губернская реформа Екатерины II, которая изменила административно-территориальное деление Российской империи. Вместо трёхзвенного деления (губерния, провинция, уезд) стало действовать двухзвенное (губерния, уезд). При этом границы уездов были серьёзно изменены, и уезды конца XVIII – первой половины XIX в. не соответствуют уездам более раннего периода.

Имея дело с ревизскими сказками до середины XVIII в. можно не задумываться о том, к какой губернии или провинции относились интересующие вас населённые пункты, так как это не играет никакой роли в поисках. Основным вопросом становится, к какому уезду и какому стану принадлежали нужное село или деревня. Заголовок ревизской сказки по описи выглядит следующим образом: «Книга переписная помещичьих крестьян Псовского и Корнитского станов Крапивенского уезда». Поиск дел по стану и уезду (если они известны) проблемы не составляет, так как к описям в РГАДА существует географический указатель, но вот сами дела, которые содержат иногда 700 – 800 листов, придётся смотреть целиком.

За исключением сложностей с географией поиск по материалам РГАДА отличается от изучения документов более позднего периода незначительно.

 

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
11.09.2012 14:20 Карта сайта

Генеалогия и генеалогические исследования

Чем может быть интересна крестьянская родословная

Глубина генеалогического исследования

 

Как работает компания “Genealogic”

Опрос родственников

Семейный архив

Архивы России, стран СНГ и Балтии

Основные понятия архивного дела

Научно-справочный аппарат

Архивная система

Архивы России

Федеральные архивы

Метрические книги

Исповедные ведомости (исповедные росписи)

Переписи населения

Справочные материалы

 

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
11.09.2012 13:58 Переписи населения. Ревизии: места хранения и сохранность

Ревизские сказки помещичьих крестьян составлялись в трёх экземплярах, других сословий – в двух. Один экземпляр откладывался в учреждениях уездного уровня (в зависимости от периода — в воеводских канцеляриях, земских судах, уездных казначействах, а в городе — в учреждениях городского управления); другой — в губернских учреждениях (в провинциальных канцеляриях, наместнических правлениях, казенных палатах). Третий экземпляр ревизий крепостных крестьян откладывался в помещичьем или вотчинном архиве.

Порядок составления ревизских сказок определил и фонды архивов, где они находятся сейчас. Хотя в архивах могли происходить многочисленные перемещения, логика их хранения всё же прослеживается.

Ревизские сказки, начиная с IV ревизии 1782 г., составлялись губернскими учреждениями. В каждой губернии создавались специальные органы – казённые палаты, в обязанности которых входило ведение учёта населения. Именно фонды казённых палат необходимо изучать в первую очередь при выявлении ревизских сказок. Во многих архивах фонды казённых палат представляют собой основное место хранения ревизий, куда зачастую переданы дела из других фондов.

Однако не везде ревизские сказки находятся только в фонде казённой палаты. Как я уже говорил выше, второй экземпляр ревизий хранился на уездном уровне, поэтому ревизские сказки могут находиться в составе фондов уездных казначейств (такая ситуация, например, в Центральном государственном историческом архиве Санкт-Петербурга). Ревизии мещан могут находиться в органах городского или сословного управления – в городской думе или мещанской управе.

Что касается расположения ревизских сказок в архивах по современному административному делению, стоить отметить, что эти документы (в отличие от метрических книг) обычно не передавались из архива в архив. Поэтому фонды казённых палат нужно искать в архивах бывших губернских городов (например, ревизские сказки Белгородской области хранятся в Государственном архиве Курской области). Фонды уездных казначейств, городского и сословного управления обычно находятся в архивах тех областей, куда в настоящее время входят эти города.

Кроме того, в личных фондах помещиков могут сохраниться отдельных ревизские сказки по их владениям. Однако обычно это дела по отдельным деревням за несколько лет, зачастую даже лишь сводные ведомости. Личные фонды могут находиться как в областных архивах (причём не обязательно интересующей вас области), так и в центральных. Помочь найти нужный фонд может справочник «Личные архивные фонды в государственных хранилищах СССР» на сайте «Архивы России» (в онлайн-версии все устаревшие названия архивов заменены на современные).

Сохранность ревизских сказок в разных архивах сильно различается. В некоторых (например, Государственном архиве Новгородской области, ряде архивов Украины) фонд казённой палаты утрачен полностью, в других фондах их также почти нет. Однако в большинстве архивов сохранность ревизских сказок довольно полная, что позволяет проследить родословную по документам областных архивов до 1780-х гг. (при этом в ревизских сказках могут упоминаться люди, родившиеся в конце XVII века).

 

 

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
04.09.2012 12:02 Переписи населения. Форма ревизских сказок III - X ревизий

Начиная с III ревизии в ревизских сказках закрепляется форма из нескольких столбцов: номер двора, имена жителей, возраст по прошлой ревизии, изменения к настоящей ревизии (эта графа заполнялась, например, если человек умер, был отдан в рекруты или переведён в другую деревню) и возраст по настоящей ревизии. Эта форма сохранилась до последней ревизии 1858 г. (правда, впоследствии некоторые изменения претерпел бланк). В третьей ревизии впервые учитываются женщины: они перечисляются вместе с мужчинами, для них указывается происхождение («старинная такого-то села и владельца», «взята из деревни такой-то»).

С формой записи по третьей ревизии можно ознакомиться здесь.

Формуляр IV и V ревизий 1782 и 1795 гг. не претерпел никаких изменений по сравнению III ревизией.

Для VI и VII ревизий 1811 и 1816 гг. создаётся новый бланк, однако принципы записи информации остаются прежними. В VI ревизию не были включены женщины, начиная с VII ревизии для них указывается только возраст на нынешнюю ревизию, происхождение и перемещения больше не фиксируются (поэтому при отсутствии метрик проследить по ревизиям первой половины XIX в., откуда была жена какого-либо человека или куда были выданы замуж его дочери практически невозможно).

Бланк VII ревизии использовался без изменений вплоть до X ревизии 1858 г. Посмотреть примеры этих ревизий можно здесь. Кроме того, в первой половине XIX в. подавляющее большинство ревизских сказок составлялось с использованием специальных бланков (в отличие от XVIII в., когда использовались в основном разлинованные листы).

Ревизские сказки составлялись на определённый населённый пункт или его часть (если, например, в селе было несколько владельцев). В заголовке обязательно указывалась дата проведения переписи и тот, кто её проводил (помещик или староста), а также секретарь. В ревизской сказке помещичьих крестьян указывался владелец – его полное имя и чин.

Записи в ревизиях делались по дворам, что позволяет устанавливать, когда та или иная семья разделилась. Первым записывался глава семейства, далее перечислялись все его родственники с указанием степеней родства.

 

 

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
31.08.2012 12:26 Переписи населения. Форма ревизских сказок I и II ревизий

Первая ревизия по форме была ещё близка к писцовым книгам. Сведения по каждому населённому пункту приводились сплошным текстом, возраст указывался буквенной цифирью, например: «Тимофей Васильев, 40 лет, у него брат Ефим, 30 лет, у Тимофея сын Яков, 12 лет»

Вторая ревизия является переходным моментом к табличной форме: сведения о людях здесь приводятся в виде таблицы, но отсылки к прошлой ревизии даются перед описанием той или иной семьи: «написанный в прежнюю ревизию», «переведённый из такого-то села».

Вот пример из второй ревизии:

«Написанной в прежнюю перепись

18709 Алексей Тарасов 53

У него дети, рожденные после переписи

18710 Иван 23

18711 Яков 13

18712 Степан 4

18713 Еремей 11 недель».

В I и II ревизиях указывались физические недостатки человека (слепота, увечья и т.д.). Это предписывалось указом 1722 г.: «Ежели при свидетельстве и расположении полков на души явятся слепые, и весьма увечные, и дряхлые, и дураки, которые хотя конечно действия и пропитания о себе никакого не имеют, тех всех, не обходя никого, переписать…».

Изменения между первой и второй ревизиями фиксировались в специальных книгах выбывших после I ревизии. Такие же книги составлялись и после II ревизии. Вот пример такой книги:

«15026. Яков Никифоров, 7, отдан в рекруты

15029. Тимофей Дмитриев, 78, умре

15034. Кирсан Яковлев, 26, переведен в 737 году в Смоленской уезд в Быковский стан в вотчину оного ж Нелединского в деревню Бортневу».

С примерами ревизских сказок первой и второй ревизий можно ознакомиться на этой странице.

 

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
21.08.2012 12:00 Переписи населения. Ревизии: порядок проведения и наказания за утайку душ

Ревизия проходила следующим образом. В государственных и церковных деревнях ревизские сказки составляли приказчики, они же (вместе со старостами и выборными людьми) заверяли полноту и достоверность сведений своей подписью («рукоприкладством»). Помещики возлагали эту обязанность на своих старост и приказчиков, либо составляли сказки сами (если жили в своём поместье). Однодворцы подавали ревизские сказки о себе и своей семье, а также о принадлежавших им крестьянах. В городах проведением переписи занимались в XVIII в. ратуши и магистраты, позднее составлять сказки должны были сами мещане и купцы при посредстве органов городского управления. Ревизская сказка в этом случае заверялась подписью главы семейства и выборных лиц городского управления.

Срок подачи сказок устанавливался обычно в один год, при этом обычно по прошествии 6 – 10 месяцев после выхода указа ревизские сказки принимались только с уплатой штрафа. Для сибирских губерний сроки были больше на 3 – 6 месяцев. Однако эти положения не всегда соблюдался на местах, поэтому за указом о проведении ревизии следовали указы о продлении ревизии в разных регионах и у разных категорий населения.

Указ 1719 г. устанавливал жестокие наказания за утайку душ (сами люди, не записанные в ревизию, назывались «прописными»). Приказчики, старосты и выборные, которые не внесли каких-то крестьян в ревизию, подлежали смертной казни. Избежавшие переписи крестьяне церковных и монастырских имений передавались в казну вместе с землями, которые они обрабатывают. Однодворцы и татары за утайку душ подлежали наказанию кнутом. Кроме того, за каждую утаённую душу у них должны были забрать одного человека в рекруты. Помещики должны были заплатить за утаённых крестьян двойную подать.

По указу 1723 г. наказание для помещиков усиливалось: если было установлено, что они приказали своим приказчикам скрывать крестьян от переписи, у помещиков отнимались деревни, а сами они приговаривались к работе на галерах. В других случаях они должны были уплатить штрафы от 1 до 10 рублей за каждого утаённого крестьянина. Если приказчики утаили крестьян по своей инициативе, они подлежали так называемой «политической смерти»: их возводили на плаху (что означало), после чего били кнутом и отправляли на вечную ссылку в Сибирь с лишением всех прав. Старосты и выборные, подписавшие ревизские сказки, должны были уплатить 10 рублей штрафа. Для однодворцев и ясачных были отменены телесные наказания за утайку и установлен штраф 1 рубль за утаённую душу.

Все эти меры сохранялись и при последующих ревизиях, вплоть до шестой ревизии 1811 г. Указ о проведении этой ревизии отменял все прежние наказания. По новым правилам в городских и сельских обществах ревизские сказки должны были ежегодно проверяться на сходе. Если открывалось, что кто-то был пропущен в ревизию, его причисляли к обществу по указу Казённой палаты с уплатой двойного оклада податей за всё время, что он числился в ревизии. Если же утайка душ открывалась помимо самих помещиков, сельских или городских обществ, то на помещика или общество налагался штраф 500 рублей за каждого прописного. Городских или сельских старшин, при которых произошла утайка, следовало отправлять в «рабочий дом» на год.

При этом с 1811 г. действовало положение, что все люди, не записанные в прошлую ревизию, должны были вноситься в новую без каких бы то ни было взысканий. Это положение повторялось в указах о проведении всех последующих ревизий.

По указу о восьмой ревизии 1833 г. сверх двойного оклада устанавливался штраф в размере 3 рубля с самого человека. Штраф с общества был снижен до 250 рублей. Если утайка была по невниманию городские или сельские старшины отправлялись в «рабочий дом» на три месяца, если же пропуск был сделан умышленно – отдавались в рекруты или ссылались на поселение в Сибирь. По указу о проведении девятой ревизии 1850 г. штрафы были пересчитаны в серебро и составили 90 копеек с души и 75 рублей с помещика или общества.

Однако, как со штрафами за сроки, эти меры наказания могли смягчаться последующими указами.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
17.08.2012 12:03 Переписи населения. Даты проведения ревизий: таблица

Номер ревизии Дата указа о начале ревизии Год начала ревизии Время проведения ревизии
I 26 ноября 1718 г. 1719 1719-1727
II 16 декабря 1743 г. 1744 1744-1747
III 28 ноября 1761 г. 1762 1762-1765
IV 16 ноября 1781 г. 1782 1782-1787
V 23 июня 1794 г. 1794 1794-1808
VI 18 мая 1811 г. 1811 1811-1812
VII 20 июня 1815 г. 1815 1815-1826
VIII 10 июня 1833 г. 1833 1833-1835
IX 11 января 1850 г. 1850 1850
X 3 июня 1857 г. (в источнике - 26 августа 1856 г.) 1857 1857-1860

Источник: Источниковедение: Теория. История. Метод. Источники российской истории. М., 1998.

Оценка времени проведения ревизий может отличаться в разных работах, поэтому считаю правильным приводить наиболее расширительную хронологию, как в цитируемом источнике.

Далее приведу несколько изображений ревизских сказок.

Форма ревизской сказки III - V ревизий

Форма ревизской сказки VI - X ревизий

Ревизская сказка I ревизии

Ревизская сказка II ревизии

Ревизская сказка X ревизии

 

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
14.08.2012 12:17 Переписи населения. Ревизии XIX века

Особняком среди ревизий стоит шестая ревизия, указ о проведении которой вышел 11 мая 1811 г. Главной её особенностью было то, что в неё записывали только мужской пол (исключение позднее было сделано для евреев Гродненской губернии, у которых должны были записывать оба пола). Ревизия охватывала всю территорию Российской империи, за исключением Белостокской и Тарнопольской областей, а также территории Грузии. Она составлялась по новой форме, которая без серьёзных сохранилась вплоть до 1858 г.

Следующая, седьмая ревизия была проведена вскоре после шестой. Причиной этому стала Отечественная война 1812 г. В манифесте об окончании войны 30 августа 1814 г. было объявлено: «Обращая внимание Наше на потерю в людях от нашествия неприятельского и признавая по справедливости платёж за убылых людей тем паче тягостным, что случилось сие в первый год новой ревизии, Повелеваем во всей Империи сделать новую перепись народа». Указ о проведении ревизии был издан 20 июня 1815 г. Перепись охватывала всю территорию России за исключением Белостокской области, Бессарабии, Грузии и Финляндии. В ревизию снова вносились сведения о людях «всякого возраста, пола, поколения или племени и закона».

Восьмая ревизия была проведена по указу 16 июня 1833 г. Она не охватывала территорию Грузии, Армянской области и Закавказских провинций. Позднее из переписи были исключены также кочевые народы Кавказской области мусульманского вероисповедания. В Бессарабской области она должна была проводиться по особым правилам.

Указ о проведении девятой ревизии был издан 11 января 1850 г. Из неё также был исключён Закавказский край и установлен особый порядок для Бессарабии. Каких-то серьёзных изменений в её проведении по сравнению с предыдущими не было.

Десятая ревизия проводилась по указу 3 июня 1857 г. Такой короткий срок был связан с последствиями Крымской войны, о чём было объявлено в коронационном манифесте Александра II 26 августа 1856 г.: «Дабы вследствие значительной как от военных действий, так и от бывших эпидемических болезней убыли в людях некоторые состояния не были обременены платежом излишних, несоразмерных с настоящим населением податей и исправлением других повинностей, сделать немедленно во всей Империи новую общую народную перепись». Территория и порядок её проведения изменений не претерпели.

Десятая ревизия была последней, однако после её проведения продолжались уточняться сведения о населении и составляться дополнительные ревизские сказки. Так, по указу 1874 г. все пропущенные по 10 ревизии могли быть внесены в дополнительные ревизские сказки без денежных взысканий.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
10.08.2012 12:14 Переписи населения. Ревизии XVIII века

Указ о проведении второй ревизии вышел в правление Елизаветы Петровны 16 декабря 1743 г., её проведение началось с 1744 г., также силами армии. Переписи подлежало по-прежнему только мужское население. Вторая ревизия охватывала территорию Слободских полков, но не затрагивала земли Левобережной Украины, находящиеся под управлением гетмана, и Прибалтику. Те народности, которые не переписывались в первую ревизию, не были охвачены и второй. Кроме крестьян и городского населения, в перепись были включены мастеровые и работные люди на заводах и фабриках.

Проводить ревизии при Елизавете Петровне было решено раз в 15 лет, и следующий указ о ревизии был подписан 28 ноября 1761 г. Проводилась эта перепись воеводами, управляющими уездами, которые должны были отправлять ревизские сказки в губернские канцелярии, а те – в Камер-коллегию.

Главным нововведением новой переписи было то, что в ней учитывались женщины, хотя подушную подать они, как и раньше, не платили. Это было установлено указом 1754 г.: «для лучшего разбирательства о беглых, и к прекращению всех в ябеднических вымыслах подборов, впредь при будущей ревизии, как мужеский пол для платежа государственных поборов, так и женский для одного только ведома, не обходя не единой души…». При это для женщин было предписано указывать их происхождение («старинная того села либо взятая со стороны»), а при переписи семей их родителей отмечать, куда именно были выданы замуж их дочери.

Третья ревизия, как и раньше, не охватывала земли Левобережной Украины и Прибалтики, однако на остальной территории включала все категории податного населения.

Новая ревизия была проведена по указу 16 ноября 1781 г. Проведением её теперь занимались не центральные учреждения, а местные. Согласно положениям губернской реформы 1775 г. в каждой губернии образовывалось особое учреждение – Казённая палата, в обязанности которой входили в т.ч. составление «ведомостей о числе народа» и «ревизионных сказок».

Поскольку губернская система управления была распространена на всю территорию Российской империи, четвёртая ревизия охватила и те земли, которые ранее не охватывались регулярными ревизиями: Левобережная Украина и Прибалтика, а также области, которые вошли в состав России по первому разделу Польши 1772 г.: Полоцкая (включавшая в себя г. Витебск) и Могилёвская губернии. Указ о проведении переписи гласил: «Во всех губерниях Всероссийской Империи, как тех, где подати по числу душ собираются, так и тех, где в сборе оных другие образы употребляются для известия, сказки о числе людей мужеского и женского пола по городам и селениям долженствуют подавать…».

Пятая ревизия, указ о которой вышел 23 июня 1794 г., не отличалась по принципам организации от предыдущей. Она охватила и те территории, которые были присоединены к России после 2 и 3 разделов Польши: территории современной Белоруссии, Литвы и Правобережной Украины.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
07.08.2012 12:04 Переписи населения. Ревизские сказки: первая ревизия

Результаты переписей населения 1700 – 1710-х гг. не удовлетворили Петра I. С 1718 г. он принимает ряд указов, которые упорядочивали сбор податей. Единицей налогообложения вместо двора становилась душа мужского пола, т.е. любой мужчина податного сословия, независимо от возраста.

Для учёта населения проводились переписи – ревизии, результаты которых фиксировались в специальных документах – ревизских сказках. Термин «сказка» происходит от слова «сказать», т.е. запись сведений, полученных со слов. Сказками именовались и другие документы XVIII в., например, существовали офицерские сказки, представлявшие собой послужной список того или иного офицера.

Указ о проведении первой ревизии был издан 26 ноября 1718 г. В указе предписывалось «Взять сказки у всех…, чтобы правдивые сведения принесли, сколько у кого в которой деревне душ мужеска полу». Целью ревизии была организация снабжения войск: подушная подать шла на содержание армии. Проводилась перепись также силами армейских офицеров. На центральном уровне проведение ревизии координировала Камер-коллегия, занимавшаяся сбором налогов.

Указы о проведении ревизии касались всех крестьян: черносошных, дворцовых и других государевых, церковных и монастырских, помещичьих, а также однодворцев, татар и ясачных. В указе 1720 г. подчёркивалось, что переписи подлежит всё сельское население, включая дворовых людей. В перепись включались также особые категории крестьянства: бобыли, платившие ранее половинную подать, задворные и деловые люди, жившие во дворе у помещика или вотчинника. Это привело к включению всех этих категорий населения в единое сословие крепостных крестьян.

В том же году было предписано составлять отдельные ревизские сказки на духовенство (как сельское, так и городское), при этом подушную подать они платить были не должны. В 1721 г. в перепись были включено также все горожане: посадские люди и разночинцы: «что где их по именам мужеска пола и у них детей, свойственников, прикащиков, сидельцов, крепостных и наемных людей порознь по именам с летами, не обходя ни единого человека».

Не платили подушную подать и не включались в ревизские сказки дворяне, духовенство (за исключением находящихся в отставке и пребывающих без мест), отставные солдаты и драгуны (но не их дети).

Первая ревизия не затрагивала населения Украины (за некоторыми исключениями), донских казачьих городков и Ингерманландии.  Из ревизии были также исключены некоторые народности: астраханские и уфимские татары и башкиры, сибирское ясачное население и лопари Архангельской губернии.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
31.07.2012 12:04 Переписи населения. Переписи начала XVIII в.: особенности и сохранность

Отличительной чертой переписей 1709 – 1718 гг. стало то, что они составлялись не переписчиками, присланными из центра, а местными властями – губернаторами, ландратами, комиссарами (помощниками ландратов).

Переписи составлялись по старому принципу: в населённом пункте собирались сведения о жителях, которые затем вносились в переписные книги. При этом проводилась сверка с документами более раннего периода. Важно отметить, что при сверке основывались обычно на переписных книгах 1678 г., а не на переписях предыдущих лет, поэтому при сравнении переписей начала XVIII в. возраст крестьян может отличаться не на тот период, который прошёл между двумя переписями, а на произвольную величину.

Другая особенность – это высокая плотность населения в одном дворе. Наиболее ярко она проявляется в ландратской переписи. Налоги в этот период собирались с двора, поэтому очевидно, что увеличение налогового гнёта во время Северной войны вынуждало крестьян объединять хозяйства и жить одним двором. Отсюда вытекает ещё одно обстоятельство: не все родственные связи в этих переписях соответствуют действительности, так как иногда крестьяне называли своими братьями людей, проживающих вместе с ними, даже не состоящих в родстве.

Материалы переписей 1709 – 1718 гг. концентрировались в местных канцеляриях, а после реформы центральных учреждений 1711 – 1714 гг., когда вместо приказов были созданы коллегии, были переданы в Камер-коллегию – учреждение, регулирующее раскладку и сбор налогов. Эта коллекция сохранилась и стала частью фонда 350 «Ландратские книги и ревизские сказки» в РГАДА. Эти материалы входят в оп. 1 этого фонда и включают в себя 502 единицы хранения.

Эти документы касаются в основном территории Центральной и Южной России. Имеются материалы по некоторым территориям Слободской Украины (Ахтырскому полку, Изюмскому, Балаклейскому и другим уездам), встречаются (правда, в небольшом объёме) материалы по Тобольску и Красноярскому уезду.

Материалы переписей начала XVIII в. могут встречаться и в других фондах и архивах. Например, переписные книги дворов на Адмиралтейской стороне Петербурга и по Нарве 1716 г. имеются в РГАДА в ф. 198 «А.Д. Меншиков. Походная и домовая канцелярия» (А.Д. Меншиков был губернатором Санкт-Петербургской губернии).

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
27.07.2012 12:08 Переписи населения. Переписи начала XVIII в.

В начале XVIII в. по указу Петра I проводятся ещё несколько переписей. Они являются переходным моментом как в истории налогообложения, так и в истории переписей.

Как уже говорилось ранее, Московский уезд и ряд уездов вокруг Москвы были переписаны в 1704 – 1705 гг. По другим уездам также имеются подобные документы 1706 – 1707 гг. Однако документы этого периода по содержанию не отличаются от переписных книг XVII в., так как проводились переписчиками из московских приказов по формуляру документов предшествующего периода. Хранятся они (за некоторыми исключениями, находящимися в ф. 350, оп. 1) также в составе фонда 1209 «Поместный приказ».

В 1709 г. была проведена новая перепись населения. Эта перепись составлялась по дворам. Учитывались только мужчины, возраст указывался для всех, за исключением глав дворов.

Исследователи указывают на многочисленные недостатки переписи 1709 г. Она не устраивала и Петра, так как уже 12 февраля 1710 г. был издан указ губернаторам о проведении переписи в губерниях: «В сей настоящий 1710 год, к будущему 1711 году переписать всякому в своей губернии дворы крестьянские и дворовых людей и во дворах по головам людей обоих полов порознь и оныя росписки привезть к будущему 1711 году, закрепя своими руками (т.е. заверив своей подписью)».

В 1715 г. началось проведение новой переписи населения. Указ от 10 декабря 1715 г. предписывал: «В губерниях ландратам переписать дворы крестьянские и бобыльские и другие и в них людей по именам, против прежних посланных в губернии Его Великого Государя указов вправду без всякой утайки и понаровки».

Эта перепись получила название ландратской, так как проводилась местными чиновниками – ландратами. Эта должность появилась в 1713 г. как советник при губернаторе. По указу от 28 января 1715 г. деление на уезды и провинции упразднялось, все губернии делились на ландратские доли по 5 536 дворов в каждой (правда, губернатор имел право увеличить или уменьшить количество дворов). Во главе каждой доли стоял ландрат, который был обязан жить на управляемой им территории и заниматься всеми вопросами местного управления («для управления всяких сборов и земских дел»). Деление на ландратские доли сохранялось до реформы местного управления 1719 – 1720 гг., когда было введено деление на провинции и дистрикты.

Ландратская перепись проводилась с 1715 вплоть до 1718 г. Кроме населения, которое должно было платить подати, в ходе этой переписи учитывались и церковнослужители. Перепись составлялась по дворам (при этом отмечались и пустые дворы). В книги записывались как мужчины, так и женщины, для всех указывался возраст. Материалы переписи содержат также указания на то, где находятся отсутствующие члены семьи, отметки о смерти или нетрудоспособности.

Помимо названных всеобщих переписей, в начале XVIII в. было проведено несколько частных: например, перепись Белгородского и Севского разряда и новых деревень Слободских полков на территории Киевской и Азовской губерний 1713 – 1714 гг.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
24.07.2012 12:04 Переписи населения. Переписные книги по Сибири и Украине XVII века

Несколько прошлых статей были посвящены писцовым и переписным книгам Поместного приказа. Эти книги описывают в основном Центральную Россию. Однако земли не всей территории России ведались Поместным приказом и, соответственно, включались в составляемые им писцовые и переписные книги.

Сибирские земли управлялись Сибирским приказом и по ним существуют отдельные переписи, которые носят название дозорных и переписных книг. Дозорные книги Сибири соответствуют писцовым книгам Центральной России, т.е. касаются главным образом земельных владений служилых людей и крестьян, переписные так же, как и в Центральной России, содержат списки населения.

Кроме того, по Сибири имеются иные материалы по населению, аналогов которым нет в других регионах. Во-первых, это ясачные книги, содержащие списки местного населения с указанием размера уплачиваемого ясака (дозорные и переписные книги касаются в основном русских поселенцев). Ясак – это налог, уплачиваемый местным населением, главную часть которого составляла пушнина. Во-вторых, крестьянские книги, которые содержат списки пашенных крестьян на государственных землях. В Сибири XVII в. существовала обширная категория пашенных крестьян, которые должны были обрабатывать «государевы пашенные земли», за это получая право пользоваться так называемыми «собинными землями», т.е. собственным земельным участком. Крестьянские книги описывают как раз этих пашенных крестьян и содержат перечни обрабатываемых ими пашенных земель.

Все эти документы по населению Сибири XVII в. хранятся в РГАДА в составе фонда 214 «Сибирский приказ». Описание этих документов было сделано Н.Н. Оглоблиным в четырёхтомнике «Описание столбцов и книг Сибирского приказа» (М., 1895 – 1902). Указатели документов по учёту населения и их характеристика содержатся в первом томе этой работы.

Особое управление имела и территория Левобережной Украины, вошедшая в состав России. Подворная перепись этих земель была проведена в 1666 г. Сохранившиеся материалы переписи находятся в РГАДА в фонде 124 «Малороссийские дела». Материалы этой переписи изданы В.А. Романовским в книге «Переписные книги 1666 года» (Киев, 1933), неизвестно, правда, насколько полно. Имеется также несколько публикаций по Чернигову в журнале «Сіверянський літопис».

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
20.07.2012 12:01 Переписи населения. Писцовые и переписные книги: сохранность и местонахождение

Материалы писцовых и переписных книг по разным регионам сохранились по-разному. По Новгороду они начинаются с 1499 г., по Москве – с 70-х гг. XVI в., однако по многим регионам сохранились лишь переписные книги XVII в. (например, по Тульскому уезду), либо книги какого-то одного описания (Симбирский уезд).

С точки зрения значимости для генеалогических исследований из всего массива переписей XVI – XVII в. наиболее важны переписные книги 1646 – 1647 и 1676 – 1678 гг. Они дают картину всего населения того или иного населённого пункта, что позволяет использовать их в качестве источника по генеалогии крестьянства или городского сословия. Однако найти нужную семью в документах удаётся далеко нечасто. Во-первых, большая часть населения в этот период была бесфамильной. Во-вторых, весь XVII и XVIII в. продолжалось освоение новых земель: основывались новые деревни, происходило переселение крестьян (как государственных, так и крепостных) с места на место. В связи с этими обстоятельствами отсутствие какого-либо звена в источниках (например, одной из ревизий), не позволяет связать между собой поколения семьи.

Писцовые и переписные книги хранятся в Российском государственном архиве древних актов в Москве. Основной их массив находится в фонде 1209 «Поместный приказ», кроме того, они имеются в фонде 137 «Боярские и городовые книги». Значительная часть копий писцовых книг находится в рукописных собраниях библиотек и музеев (Российской национальной библиотеки, Российской государственной библиотеки, Государственного исторического музея и др.). Насколько они дополняют основные фонды РГАДА, не вполне понятно: исследований, которые охватывали бы все сохранившиеся писцовые книги по всей России не проводилось.

Писцовые книги, хранящиеся в РГАДА, были описаны в XIX в. в первой книге издания «Описание документов и бумаг Московского архива Министерства юстиции» (М., 1869).

Опубликовано несколько росписей писцовых книг: «Писцовые книги Русского Севера» (М., 2000), «Писцовые книги Новгородской земли» (в 5 томах, М., 1999 – 2004), «Писцовые книги Восточного Замосковья» (М., 2007), «Описания городов Европейской части России XVI – XVII вв.» (М., 2005) и др. В этих изданиях писцовые книги различных уездов написаны по волостям с указанием номера листа, что позволяет найти нужный населённый пункт без пролистывания всей книги.

Кроме того, с XIX в. был опубликован ряд писцовых книг. Стоит упомянуть: «Писцовые книги XVI в.» (в 2 отд., 1872 – 1877), «Писцовые книги Ижорской земли» (в 2 отд., 1859 – 1862), «Писцовые книги Рязанского края» (в 2 тт., 1900 – 1904), «Писцовые материалы Ярославского уезда» (в 2 тт.,  СПб., 1999 – 2000) и мн. др.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
17.07.2012 12:01 Переписи населения. Переписные книги XVII века

В середине XVII в. характер учёта населения претерпевает определённые изменения. Основным содержанием писцовых книг более раннего периода было описание тяглых земель, с которых платились налоги. С 40-х гг. XVII в. начали составляться переписные книги, которые описывали всё податное население России поимённо, с указанием возраста каждого человека. Первая такая перепись была проведена в 1646 – 1647 гг. После завершения переписи должен был состояться переход от посошного налогообложения (когда налоги брались с обрабатываемой земли в зависимости от её качества) к подворному (когда налоги уплачивались с двора), однако этот переход произошёл лишь в отношении налогов экстренного, военного характера. Большая же часть налогов продолжала собираться по писцовым книгам 1620-х гг.

Вторая общая перепись была проведена в 1676 – 1678 гг., в правление Фёдора Алексеевича. По окончанию этой переписи все налоги были переведены на подворное обложение. На основании переписных книг этого периода подати уплачивались вплоть до 1710 – 1719 гг.

Вот пример переписной книги:

«За Николаевским попом Василием на реке на Поведи с причетники церковных бобылей шесть дворов.

Бобыль Федька Иванов у него дети сын Алешка да сын Прошка. У Алешки сын Кирюшка 10 лет, сын Демка 5 лет. У Прошки сын Ивашко 3 лет».

Таким образом, в переписных книгах указывались имена всех крестьян (как государственных, так и крепостных), проживающих в каком-либо населённом пункте, причём указывался их возраст (правда, не для всех членов семьи). Среди членов семьи указывались только мужчины, однако если женщина могла быть записана, если была главой семьи (например, вдова после смерти мужа).

Стоит отметить, что помимо двух названных переписей проводился ряд других, которые охватывали не всю Центральную Россию, а какие-либо отдельные уезды или целые регионы. Например, в 1704  г. была проведена перепись Московского уезда, в 1705 г. – Владимирского и т.д.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
10.07.2012 13:45 Переписи населения. Писцовые книги

С конца XV – начала XVI в. в России книги, содержащие описания земель и налогоплательщиков, получают название писцовых. В них описывались земли, принадлежавшие вотчинникам, помещикам, церкви, а также население, которое на них жило и платило подати. Первые писцовые книги были составлены по пятинам (сельским территориям) Новгородской земли, а позже – по всей территории России.

Для составления писцовых книг на место высылалось несколько писцов (обычно из подьячих), возглавляемых думным боярином, окольничим или воеводой. На месте они собирали показания у местных землевладельцев и сверяли их с предыдущими писцовыми книгами и актами землевладения.

С середины XVI в. составлением писцовых книг, равно как и всеми делами в отношении землевладения Центральной России, ведал Поместный приказ.

В XVI – XVII вв. было проведено несколько генеральных переписей всей территории Московского государства. Первое такое «большое письмо» было проведено в 1538 – 1547 гг., второе – в 1550 – 1580 гг., третье – после Смутного времени, в 1620-х гг.

В 1640-х и 1670-х гг. составлялись переписные книги, о которых будет подробнее рассказано в следующей статье.

Кроме того, составление новых писцовых книг начинается 1680-е гг., однако эта работа так и не была завершена, так как в связи с переходом к подворному обложению необходимость в писцовых книгах отпала.

Предметом писцовых книг было описание городов и сельской местности. При этом в городах описывались все строения (государственные, частные и церковные), лавки, промышленные заведения, городское населения, земли города и т.д. В сельской местности переписывались сёла, деревни, починки (причём в каждом из населённых пунктов – дворы и жители), все земли (как занятые, так и нет, с учётом их хозяйственного значения и качества), леса, угодья и т.д. Делалось это всё с целью определения податей, которые налагались на каждого жителя.

Вот пример описания деревни в писцовой книге Шелонской пятины:

«В Заверяжье же великого князя деревни Татьянинские Феодоровы жены Олександрова. Д. Харино: дв. Ивашко Труфанов, дети его Яким да Якуш, пашни 2 коробьи, сена 100 копен, полобжы. Д. Ляпино, пуста, да в письме были 2 обжы» (обжа – это единица площади для определения поземельного налога в Новгородской земле: «Три обжа соха, а обжа один человек на одной лошади орет»).

Существовал также ряд специальных видов писцовых книг:

  • дозорные, которые составлялись по челобитью местного населения о соответствии между окладом налогов и их платёжеспособностью, а также после войн и эпидемий;
  • приправочные, также составлявшиеся после переписи для внесения уточнений;
  • строельные и засечные, которые описывали вновь основанные города, остроги или засеки;

Кроме того, в делопроизводстве Поместного приказа велись книги, фиксирующие выделение земельных угодий и их границы (отказные, отписные, межевые, мерные и сыскные книги), уплату податей (платёжные книги).

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
03.07.2012 12:06 Переписи населения. Предыстория

О переписях населения в период Древней Руси говорить сложно. В грамотах князей начиная с первой половины XII в. встречаются перечисление списков станов и погостов с указанием тягла (налогов), которые они должны уплатить князю. Однако вряд ли в документах этого периода перечислялись сами люди.

Первые переписи населения были проведены монголо-татарами вскоре после их нашествия. В летописях они получили название «число». Первая такая перепись была проведена в 1245 г. в Киевской земле. Новгородская первая летопись так описывает её: «сочтоша я (их, т.е. людей) в число и начаша на них дань имати». В 1257 г. проводится перепись Владимиро-Суздальского и Рязанского княжеств: «Тое же зимы приехаша численици исщетоша всю землю Сужальскую и Рязаньскую и Мюромьскую… толико не чтоша игуменов, черньцов, попов, крилошан, кто зрит на святую Богородицю и на владыку». В 1259 г. такая же перепись была произведена в Новгороде. Последняя монгольская перепись была проведена в 1274 – 1275 гг., после этого всеобщие переписи не проводились.

Монгольские переписи проводились для учёта налогоплательщиков, которые должны были уплачивать дань (она собиралась с «плуга и дыма» и составляла в XIII в. «по полугривне с сохи»). Не включалось в перепись и не входило в дань духовенство.

С конца XIII в. сбор дани переходит от ордынских чиновников к русским князьям. Учёт населения вёлся специальными княжескими чиновниками: данщиками и писцами. Писцы вносили людей в специальные книги, называвшиеся «данскими», а данщики собирали с них дань.

К сожалению, документы XIII – первой половины XV вв. до нас не дошли, сохранились лишь упоминания в летописях и княжеских грамотах об их проведении.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
15.06.2012 12:03 Исповедные ведомости (исповедные росписи). Ведение исповедных ведомостей. Сохранность и изучение исп

Ежегодная исповедная роспись завершалась итоговой статистической таблицей, в которой приводились сведения по приходу об общем числе православных (с разбивкой по сословиям), раздельно мужчин и женщин, исповедовавшихся и причастившихся, исповедовавшихся, но не причастившихся, не бывших у исповеди по малолетству, по отлучкам и другим причинам. Сверх того отдельно указывалось число и приводился именной список раскольников. Исповедную роспись подписывал не только священник, но и весь причт.

Причт отдельно предоставлял реестр не бывших у исповеди. Те, кто не был у исповеди год или два, включались туда по усмотрению священника. Если же прихожане не посещали исповедь три года и более, они считались склонными к расколу. Священник был обязан доложить о них епархиальному начальству в обязательном порядке.

Исповедные ведомости при отсутствии метрических книг имели юридическую силу при определении возраста, доказательствах законности брака и других обстоятельствах. Справка об исповеди была обязательна при вступлении в брак в другом приходе.

Исповедные ведомости обычно наиболее полно представлены в фондах духовных консисторий. Кроме того, они могут сохраняться и в фондах церквей, а также фондах духовных правлений. Консисторские экземпляры исповедных ведомостей переплетены по уездам, обычно в алфавитном порядке населённых пунктов.

Сохранились эти документы гораздо хуже, чем другие ключевые генеалогические источники (метрические книги и ревизские сказки). Исповедные ведомости, составленные после 1860-х гг., встречаются крайне редко. Это связано с тем, что поздние исповедные росписи были включены в список документов, подлежащих уничтожению, как не имеющие исторической или практической ценности.

С сохранностью документов более раннего периода дела обстоят лучше, однако лишь в некоторых архивах имеется их относительно полная подборка, которая позволяет использовать их в качестве основного источника исследования.

Исповедные ведомости являются одним из основных источников при изучении родословной крестьян и мещан, а также в случае отсутствия клировых ведомостей - духовенства. Генеалогический поиск на основе этих документов обычно ведётся на основе выборки с шагом от 5  до 20 лет, в зависимости от конкретных задач исследования. Преимущество этого источника по сравнению с ревизскими сказками состоит в регулярности их составления. Также исповедные ведомости обычно имеют меньший объём и более чёткую структуру, что позволяет найти нужную информацию по ним гораздо быстрее, чем по ревизским сказкам. Недостатком исповедных росписей является то, что в них не содержатся сведения об умерших, а также о том, куда перемещается та или иная семья, что очень важно в изучении крестьянских родословных.

Исповедные ведомости требуют сопоставления друг с другом и с иными источниками, поскольку для них в большей степени, чем для метрических книг и ревизских сказок, характерны ошибки в именах и отчествах, возрасте, степенях родства и т.п.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
13.06.2012 13:26 Карта сайта

Генеалогия и генеалогические исследования

Чем может быть интересна крестьянская родословная

Глубина генеалогического исследования

 

Как работает компания “Genealogic”

Опрос родственников

Семейный архив

Архивы России, стран СНГ и Балтии

Основные понятия архивного дела

Научно-справочный аппарат

Архивная система

Архивы России

Федеральные архивы

Метрические книги

Исповедные ведомости (исповедные росписи)

Справочные материалы

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
08.06.2012 12:03 Исповедные ведомости (исповедные росписи). Ведение исповедных ведомостей

Исповедные ведомости, как и метрические книги, велись в церкви в двух экземплярах, один из которых отправлялся в консисторию в середине сентября каждого года. Исповедные ведомости следовало ежегодно сверять с прихожанами: причётники обходили все дворы и вписывали всех родившихся или вышедших замуж.

В исповедные росписи все прихожане записывались по сословиям:

1) духовенство;

2) военные;

3) статские;

4) купцы, мещане, цеховые и городские обыватели;

5) дворовые (до 1861 г.);

6) крестьяне.

Внутри каждого сословия семьи записывались по алфавиту с нумерацией дворов или домов. Для каждой семьи приводился полный её список: глава семьи, его жена, их дети, внуки и другие люди, с ними живущие. Если супруг у кого-то уже умер, указывалось на его вдовство. В росписях велась сплошная нумерация людей, раздельная для мужчин и женщин. Без номера в исповедные ведомости вносились неправославные члены семей.

Проживающие в этом приходе временно также записывались в исповедные ведомости после всех постоянных прихожан.

Для каждого человека указывался его возраст от рождения. Как и в метрических записях о смерти, для пожилых людей этот возраст часто отличался от действительного. Установить точную дату рождения можно, сопоставляя возраста в нескольких источниках.

Исповедная ведомость содержала три графы, которые были непосредственно связаны с исповедью. Графа «Кто были у исповеди и Святого Причастия» содержала отметку «был» или «не был». В графе «Кто же исповедовались токмо, а не причастились, и за каким винословием» записи встречаются крайне редко. Священникам рекомендовалось использовать отлучение от причастия с крайней осторожностью, поэтому прибегали они к нему крайне редко. Графа «Которые у исповеди не были» содержала отметки о причинах, по которым человек не был у исповеди. Обычно это «по отлучке» или «по нерадению».

Несмотря на то, что исповедоваться полагалось детям с семилетнего возраста, в исповедные росписи обычно вносили детей старше года. При этом в графе об исповеди священник делал отметку о том, что ребёнок не был у исповеди «по малолетству», или ставил прочерк.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
06.06.2012 12:13 Исповедные ведомости (исповедные росписи). История

Исповедные росписи или исповедные ведомости – это ещё один из основных видов генеалогических источников. Они составлялись священниками для учёта прихожан, которые были в этом году на исповеди и причастии в их приходе.

Исповедные ведомости представляют собой посемейный список с указанием возраста, который составлялся ежегодно, поэтому данный источник позволяет значительно продвинуться в изучении родословной.

Каждый православный христианин должен хотя бы раз в году исповедоваться и причащаться Святых Тайн. Впервые законодательно это было закреплено в «Инструкции старостам поповским или благочинным надзирателям» патриарха Адриана 1697 г. Священнику вменялось в обязанности учить своих прихожан исповедоваться и причащаться. Кроме того, он был обязан отправлять в Патриарший приказ списки прихожан, уклоняющихся от исповеди.

Указом Петра I от 8 февраля 1716 г. для тех, кто не был у исповеди, устанавливались штрафы, а для раскольников – двойное налогообложение по основному налогу (тяглу). За 1720 – 1730-е гг. было издано ещё несколько указов, подтверждавших такие наказания. С 1765 г. для горожан, которые не могли заплатить эти штрафы, вводились исправительные работы, а за крестьян, у которых не было денег на выплату штрафов, их обязан был выплатить помещик или управляющий имением (для помещичьих крестьян), управитель, казначей или староста (для экономических и дворцовых крестьян).

Синодский указ от 17 мая 1722 г. вменял в обязанности священнику сообщать властям о готовящейся государственной измене, о которой он узнал на исповеди («…если кто на исповеди объявит ещё несделанное, но к делу намеренное от него воровство (т.е. преступление), наипаче же измену, или бунт на государя, или на государство, или злое умышление на честь или здравие государево и на фамилию его величества…»), если человек не раскается и не откажется от своих планов.

Указ Сената и Синода от 16 июля 1722 г. окончательно закреплял ведение исповедных ведомостей («записных исповедавшимся книг»): «…учинить именныя прохожанам своим всякого звания мужеска и женска пола людям книги, в которых как православных, так и раскольников означить по домам изъяснительно, и под написанием всякого дома оставлять праздное место на ходящее впредь быть прибылым в тот дом, также убылым объявление: в котором туда прибудет и кто куда отбудет…». Тем же, кто находился в отлучке, указ предписывал исповедоваться у «знатных и неподозрительных священников» и брать у них «заручные письма», которые по возвращении следовало отдавать своему священнику.

Синодский указ 16 апреля 1737 г. вводил формуляр исповедных ведомостей, который действовал вплоть до 1917 г., а также экстрактов из них, направлявшихся в Святейший Синод.

Указ также окончательно закреплял порядок проведения исповеди и причащения:

…все Ея Императорского Величества верные подданные исповедания Святыя православно восточныя церкви, всякаго чина мужеска и женска пола люди, от семилетне-возрастных и до самых престарелых, во дни Святыя четыредесятницы (т.е. Великого поста) у отцов своих Духовных исповедывались и приобщались Святых Таин повсягодно, без всякого, от такового душеспасительного долга избежения, лености же и небрежения своего. Буде же кто за какою-либо крайне богословною виною в Святую четыредесятницу онаго не исполнит, то таковым тое исповедь чинит в последующие тому два поста, в Петров или Успенский неотменно и потому же Святых Таин приобщаться.

 

Указ 7 октября 1738 г. устанавливал обязательную присылку в Синод исповедных ведомостей в переплёте. Указом 17 мая 1742 г. это правило было отменено, епархии должны были хранить исповедные ведомости у себя, отправляя в Синод лишь экстракты из них.

Взимание штрафов за непосещение исповеди продолжалось весь XVIII в. В 1801 г., по синодскому указу от 18 января, все штрафы отменялись как для православных, так и для старообрядцев (которым разрешалось по указам 1798 и 1800 годов иметь свои церкви) и заменялись епитимией.

Ведение исповедных росписей (так же, как и метрических книг) продолжалось до 1918 г., хотя в некоторых местах они продолжали составляться даже в 1920-е гг.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
06.06.2012 11:02 Карта сайта

Генеалогия и генеалогические исследования

Чем может быть интересна крестьянская родословная

Глубина генеалогического исследования

 

Как работает компания “Genealogic”

Опрос родственников

Семейный архив

Архивы России, стран СНГ и Балтии

Основные понятия архивного дела

Научно-справочный аппарат

Архивная система

Архивы России

Федеральные архивы

Метрические книги

Справочные материалы

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
01.06.2012 12:38 Метрические книги. Поиск по метрическим книгам

Поиск по метрическим книгам наиболее важен по периоду 60-х гг. XIX – начала XX в. Поскольку среди документов этого времени обычно нет никаких посемейных списков, метрики являются главным источником по изучению родословной. В более ранний период, когда основные сведения по родословной берутся из ревизских сказок и исповедных ведомостей, метрические книги выполняют вспомогательную роль: они привлекаются для уточнения дат рождения, брака и смерти уже известных персоналий, а также для подтверждения родственных связей в сложных случаях.

Работа с метрическими книгами строится следующим образом. Прежде всего, нужно определить приход, в котором могло быть совершено крещение. В сельской местности все деревни были приписаны к тому или иному приходу. Определить приход в городе обычно может помочь адрес. Если не получается точно установить приход, необходимо просматривать книги по всем возможным вариантам.

Поиск по метрическим книгам начинается с поиска записи о рождении предка, у которого известен год рождения. Для этого необходимо просмотреть записи о рождении метрической книги приходской церкви за этот год.

Например, мне было известно, что мой прадед родился в 1903 г. в деревне Раевка (до революции – сельцо Анненское), которое относилась к приходу села Волчья Дубрава, поэтому поиск начался с просмотра метрик за этот год.

 

После того, как первые записи по вашей семье выявлены, возможно два варианта действий: можно попытаться, опираясь на известные даты, найти запись о браке родителей вашего предка и затем об их рождении, либо изучать все сохранившиеся метрические книги, выписывая все записи по интересующей вас фамилии.

В первом случае продолжение поиска связано с выявлением записи о бракосочетании. Чтобы узнать, за какой год необходимо смотреть книги, необходимо ориентироваться на дату рождения старшего ребёнка и смотреть записи за тот же год и несколько предшествующих. Например, если известно, что старший брат вашего деда родился в 1898 г., нужно смотреть книги за 1898, 1897 и 1896 г. После выявления записи о браке, в которой указан возраст, нужно смотреть метрические книги за год рождения следующего предка, а также несколько соседних. Например, если в записи о браке за 1897 г. указано, что вашему прапрадеду было 20 лет, нужно смотреть метрические книги за 1877, а также 1876 г.

Такова наиболее распространённая методика работы с метрическими книгами. Её существенным недостатком является то, что при отсутствии одного из звеньев (например, при отсутствии метрических книг из-за неполной сохранности, записей в них или неточных исходных данных) нарушается вся цепочка.

Рекомендуемый нами метод работы с метрическими книгами, который может дать наиболее полные сведения по истории изучаемой семьи, основан на полном просмотре всего сохранившегося массива метрических книг по нужному приходу (а также, в случае необходимости, по соседним). Такой метод позволяет при отсутствии одной из необходимых книг построить родословную, основываясь на сведениях о братьях и сёстрах. Например, если метрики за 1877 – 1878 гг. отсутствуют, зато в книге 1881 г. имеется запись о рождении брата вашего прапрадеда, это позволяет нам установить родителей прапрадеда и продолжить изучение родословной вглубь. Полный просмотр всего массива метрических книг позволяет также установить полный состав семьи ваших предков, найти их родственников и узнать, насколько широким был ваш род в то или иное время.

В случае генеалогического поиска по бесфамильным семьям (в некоторых регионах, например, в Тверской и Новгородской губернии фамилии в метрических книгах отсутствуют до периода 1900 – 1917 гг.) изучение всего массива метрических книг – единственная возможность найти нужную родословную. Основой поиска в этом случае является выявление брачной пары, т.е. мужа и жены с определёнными именами и отчествами. В особо сложных случаях требуется выписывать и анализировать все метрические записи по тому или иному населённому пункту, чтобы составить полную картину родственных связей и, опираясь на эти сведения, выявить нужную семью.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
29.05.2012 12:00 Метрические книги. Хранение метрических книг. Архивы ЗАГС и районные архивы

После проверки наличия метрических книг в государственном архиве следующее место, в котором их следует искать, - районный ЗАГС. Как я уже говорил ранее, книги там должны храниться 75 или 100 лет. Однако часто можно столкнуться с ситуацией, когда в ЗАГС находятся метрические книги и более раннего периода, иногда начиная с середины XIX в. Такая ситуация в России в Калужской, Ульяновской областях, Красноярском крае, в Украине – в Харьковской области. Порядок доступа к метрическим книгам зависит от руководства ЗАГС: в некоторых могут только выдать справку по записи о прямом предке, в некоторых – дать полноценно работать с документами.

Кроме государственного архива, метрические книги могут быть переданы в областной ЗАГС, районный архив и даже в краеведческие музеи.

В областном ЗАГС могут храниться метрические книги 1910-х гг. Например, в Управлении ЗАГС Тульской области находятся метрики 1915 – 1918 гг., Управлении ЗАГС Ростовской области – книги, составленные менее 100 лет назад (начиная с 1911 – 1912 гг.). В Латвии метрические книги 1910 – 1921 гг. хранятся в Департаменте ЗАГС Министерства юстиции в Риге.

Ситуация, когда метрики находятся в районных архивах, существует, например, в Краснодарском крае – там поиск метрических книг надо начинать именно с районного архива. В Московской области часть метрик тоже находится в районных архивах (например, Наро-Фоминском и Истринском).

С ситуацией, когда часть метрик находится в краеведческом музее, нам пришлось столкнуться в Кировской области, на территориях, которые ранее относились к Вологодской губернии. Часть метрик там находилась в районном краеведческом музее посёлка Подосиновец, часть – в Кировском областном краеведческом музее.

Таким образом, наша практика поиска заключается в том, что в первую очередь мы проверяем наличие метрик в государственном архиве. Если там не хватает какого-либо периода, уточняем в районном ЗАГС, куда они были переданы. При этом полезно узнать, какие именно годы есть или были у них на хранении.

Оригинал на Genealog-Expert.ru

 
   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2019. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте