23 ноября 2012 года в 19.00 Дом русского зарубежья им. Александра Солженицына приглашает на вечер поэта Юрия Кублановского, приуроченный к его 65-летию.
В рамках вечера состоится презентация новой книги «Чтение в непогоду: Избранное» (М.: Викмо-М; Русский путь, 2012).
---------------
Давно я что-то ни на каких мероприятиях не был. А тут такая возможность подвернулась. Вобщемм буду там.
Адрес: Москва, ул. Нижняя Радищевская, д. 2
Проезд от ст. м. Таганская (кольцевая)
Тел.: (495) 915-10-80
"Участники II форума всероссийской программы «Святость материнства» отметили увеличение рождаемости после принесения в Россию пояса Богородицы, сообщает Интерфакс-Религия.
Председатель попечительского совета программы Наталья Якунина привела официальные данные, которые свидетельствуют о том, что в городах пребывания святыни рождаемость резко возросла. Она рассказала, что самый большой рост рождаемости за минувший год был отмечен в Нижегородской области — 30%.
«В нашем фонде тоже есть случаи, подтверждающие это. Наш сотрудник Сергей Михайлович Хронопуло — теперь счастливый дед и может показать фотографию малыша, который родился после молитвы у пояса Пресвятой Богородицы», — рассказала Наталья Якунина.
Пояс Богородицы был принесён в Россию с Афона, святыне смогли поклониться более 3,5 млн. человек.
Не знаю, насколько это соответствуют действительности заявленные 30 %, но сама новость звучит правдоподобно. Я вот думаю, что дело тут не в том, что люди кое-чем стали чаще заниматься, а в том, у них пробудилась совесть и сильнее стала любовь.
Жирную свинью под названием Сердюков, занимавшуюся ослаблением армии, наконец-то выгнали а заодно и припомнили её грешки. Я удовлетоворён.
Вчера Святейший Патриарх в сослужении четырёх епископов рукоположил во епископа выпускника МИФИ.
Епископ Филарет, а в те времена ещё Вячеслав Викторович Коньков, учился в МИФИ в 1985—1991 годах, причём на факультете кибернетики как и я и как и я по специальности «Вычислительные машины, комплексы и сети». Не знаю, как для вас, но для меня это совпадение приятное.
"За последние десять лет в России было совершенно 940 преступлений террористической направленности, и вынесено 404 приговора, что означает, что больше 500 преступлений так и не раскрыто", - заявил на конференции в Москве доцент Академии ФСБ РФ Олег Хлобустов.
В свою очередь руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов указал на то, что сегодня в 14 из 86 вузов Татарстана действуют ячейки ваххабитов.
По словам научного сотрудника того же института Василия Иванова, исламский радикализм довольно активно распространяется в среде заключённых, поэтому необходимо изолировать религиозных экстремистов от остальных осужденных.
"Получается патовая ситуация: в тюрьму попадает один ваххабит, он начинает сколачивать вокруг себя из зэков "джамаат", и на свободу уже через несколько лет выйдут десять и более фундаменталистов", - пояснил эксперт.
Преподаватель Нижегородского института ФСБ России Елена Крестина рассказала о пяти этапах легализации ваххабитов в России. В этой цепи - вербовка максимально большего числа в свои ряды людей; внедрение во властные структуры как светских, так и религиозных учреждений; переход к "мягкой" шариатизации общества на первых порах (например, требование ввести дресс-код в форме хиджаба и др.); организация массовых акций гражданского неповиновения (митинги, пикеты); активное использование правозащитных организаций для легализации своей деятельности.
Со своей стороны доцент Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев назвал наивными разговоры о том, что ваххабитскую идеологию можно победить только идеологией.
"В споре идеологий часто решающее слово говорит пулемёт, - сказал он. - Мы помним, как антифашисты полемизировали с фашистами в Германии, и чем это для антифашистов закончилось. То же самое мы сейчас наблюдаем в нашей стране. Люди, которые эффективно с террористами борются (в первую очередь это мусульманские богословы), террористами просто уничтожаются".
Роман Силантьев напомнил, что в этом году погибли два ключевых мусульманских лидера - Валиулла Якупов и Саид Чиркейский.
По мнению исламоведа, без радикального изменения законодательства в сторону ужесточения пропаганда неэффективна. "Они убивают наших представителей, а мы их идеологов и представителей и посадить-то толком не можем", - пояснил он.
----------------------------------------------
Что же, происходящее оптимизма не внушает. Я не знаток ислама, но для меня очевидно, что радикальный ислам набирает обороты и при этом имеет активную поддержку из-за рубежа, прежде всего из США и Саудовской Аравии. Но самое главное не это. Самое главное в том, что всему этому нет должного отпора. Отпор должен начинаться с недопущения проникновения радикальных идей в Россию. Но нет таковые проникают почти свободно. Реакция если и есть, то запоздалая и случается главным образом после того, как где-нибудь грянет гром. Путинская власть, да и вообще нынешнее чиновничество предпочитают бороться со следствиями (и то не всегда), а причины не замечать (зачем лишние хлопоты!).
По в общем-то приличному телеканалу 365 идёт откровенно масонская и антихристианская передача в излюбленном псевдо-научном стиле. "Док.фильм "Мифы человечества" "Христианство до Христа".
Обычное воспевание апокрифов и гностицизма. Передача переводная с английского.
Бред о том, что гностицизм даёт возможность личного обращения с Богом, минуя посредничество церковников... И это об откровенно расистском учении, где посвященные "пневматики" руководят несчастными "психиками"...
Такая передача на этом "Русском Историческом Канале" далеко не первая. Косяки их летают также на каналах Культура, ТВЦ, РенТВ и т.п.
Но отчего то церковные спикеры серьезную войну сводят к хулиганским выходкам несчастных подростков-сатанистов (или неоязычников), пилящих кресты. Получается странная аберрация: тинейджеровские выходки раздуваются до уровня войны, а вот про серьезных врагов не слышно ни слова. А ведь такие передачи в реальности вредят Церкви несопоставимо более, чем спиливание поклонного Креста. И кощунства в них поболее, чем в известной пляске или в скандальных выставках.
Например, в данном фильме текст "Таким образом, этот мир был создан безродным божком, уродцем по имени Ялдабаоф" иллюстрируется гравюрами с изображением Бога Отца... Изложение христианских тезисов дается с откровенно издевательской дикцией (интонацией) - чего нет при презентации гностических догматов.
Но ведь нет и не будет ни протестов, ни писем, ни шествий, ни молебных стояний... Нет и не будет и вала публикаций о лжи гностицизма и апокрифов.
Выбор врага определяется не серьёзностью несомой им угрозы, а чем-то иным. Кого уж точно удастся поймать и наказать - вот того и объявим главным недругом. А "серьёзных людей" задевать не будем.
Трудно избежать заключения, что нынешние проповеди об объявленной войне при таком раскладе имеют своей целью не победу над оппонентом (или удачную защиту от его пропаганды), а нечто иное - повышение управляемости слегка испуганным церковным обществом.
Про Путина американские кремленологи говорят, что он для Америки неопасен: вся его анти-американская риторика рассчитана лишь на внутреннее потребление, а всерьез американской геополитике не помешает.
Вот и та "духовная брань", что объявлена в этом году, тоже смотрится как-то картонно. Несоизмеримо: Древняя и Великая Церковь Христова всерьёз воюет против нескольких десятков молодых хулиганов. А вот мобилизации церковных информационных ресурсов для противодействия оккультизму, нью-эйдж и т.п. по прежнему нет. Как нет и именования их весьма властных и влиятельных покровителей.
---------------------------------------------
Добавлю от себя. В последние годы ничто так не портит мне настроение, как телевизор. Чего-то умного там крайне мало. Зато ненависти и разврата хоть отбавляй. Уже не помню, когда я видел по ТВ какую-то действительно научную программу (кажется, это был проект ACADEMIA по "Культуре"), зато псевдонаучных рассказов про инопланетян и псевдо-древность хоть отбавляй. Тут только один совет - хочешь быть умным, а не дураком - выключи телевизор. И не включай больше.
Пользуясь свободным временем, вновь смотрю в более-менее массовом порядке лекции Андрея Кураева. Помню делал нечто подобное несколько лет назад, не помню когда именно, возможно в 2007 году. С тех пор смотрел что-то по отдельности, но многие лекции подряд. Всегда удивлюсь его эрудиции и доступной сложности изложения. В мою вот голову столько бы не вместилось.
Приведённый ниже видеоролик не рекомендуется к просмотру людям слабонервным.
...мы являемся свидетелями очередной классической разводки: расколотая собственной гражданской войной Сирия нападает на кроткое НАТО. Баран нарочно рога отрастил, чтобы на волков охотиться.
Оксана Гаркавенко
Что такое «православный сталинизм»? На чём основано современное почитание Сталина?
Недавно в магазине я увидела книгу, мимо которой равнодушно пройти не смогла, очень уж впечатлило название: «Миф о гонении церкви в СССР». Автор, некий А. Г. Купцов, в аннотации сообщает следующее: «В 1918 году, когда Германия и Украина пошли войной на Русь, правительство Республики переехало из Петрограда в Москву. Владимир Ильич Ленин, в юности активный член и певчий «Православного Общества» в Самаре, внял нуждам русского православного народа и предоставил Кремль и московские храмы для проведения и завершения работы Поместного собора. <…> По благодатному завершению оного В.И. Ленин одобрил избрание новооглашенного патриарха всея Руси и благословил его Святейшество Тихона (Белавина) на духовное царство над людом православным. Советская власть осуществила 300
Советские лагеря оказались своеобразным очагом распространения христианства. Религиозность среди заключенных всегда была очень высока. Историк и публицист Владимир Осипов свидетельствовал, что почти все молодые люди, посаженные с ним в лагерь в конце 1950-х — начале 1960-х годах, входили туда марксистами, выходили же на свободу христианами. Сам Осипов в момент ареста в 1961 года за распространение самиздата был сторонником «югославского варианта» социализма, а после освобождения в 1968 году из лагеря основал нелегальный религиозно-националистический журнал «Вече». По его словам, «недаром концлагерь официально называется исправительно-трудовой колонией. Приходят атеистами, уходят христианами. Исправились…» Подобную эволюцию пережили и шесть членов подпольной организации московских студентов, разгромленной в ноябре 1958 года. Ее руководитель Юрий Машков позднее писал, что он и его единомышленники проделали в лагере духовный путь от марксизма «еврокоммунистического толка» к религиозной вере. В их числе был и Борис Хайбулин, ставший в 1970-е годы иеродиаконом Варсонофием, известным правозащитником.
Обращение к христианству в лагерях в значительной степени проходило под влиянием сотен заключенных священников. Е. Вагин на основе собственных впечатлений писал: «Их вера, очищенная и просветлённая страданием — не только личным, но и глубоко переживаемым страданием всего русского народа, — зажигает молодые души, ведёт их в ограду церкви. Видимые плоды их молитвенного подвига, совершаемого десятилетиями в тюремных застенках и за колючей проволокой, — всё увеличившееся число религиозных обращений в лагерях. Поэтому с полным основанием мы можем назвать советские лагеря для политзаключённых одним из очагов духовного возрождения».
Изживание страха привело к активизации верующих. Так, в 1955 году в Совет по делам Русской Православной Церкви поступило 1310 ходатайств и обратилось 1700 просителей об открытии храмов, а в 1956 году было на 955 ходатайств и 599 просителей больше.
- Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спалённая пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, ещё какие! Недаром помнит вся Россия Про день Бородина! - Да, были люди в наше время, Не то, что нынешнее племя: Богатыри - не вы! Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля... Не будь на то Господня воля, Не отдали б Москвы! Мы долго молча отступали, Досадно было, боя ждали, Ворчали старики: "Что ж мы? на зимние квартиры? Не смеют, что ли, командиры Чужие изорвать мундиры О русские штыки?" И вот нашли большое поле: Есть разгуляться где на воле! Построили редут. У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. Забил заряд я в пушку туго И думал: угощу я друга! Постой-ка, брат мусью! Что тут хитрить, пожалуй к бою; Уж мы пойдём ломить стеною, Уж постоим мы головою За родину свою! Два дня мы были в перестрелке. Что толку в этакой безделке? Мы ждали третий день. Повсюду стали слышны речи: "Пора добраться до картечи!" И вот на поле грозной сечи Ночная пала тень. Прилёг вздремнуть я у лафета, И слышно было до рассвета, Как ликовал француз. Но тих был наш бивак открытый: Кто кивер чистил весь избитый, Кто штык точил, ворча сердито, Кусая длинный ус. И только небо засветилось, Все шумно вдруг зашевелилось, Сверкнул за строем строй. Полковник наш рождён был хватом: Слуга царю, отец солдатам... Да, жаль его: сражён булатом, Он спит в земле сырой. И молвил он, сверкнув очами: "Ребята! не Москва ль за нами? Умрёмте же под Москвой, Как наши братья умирали!" И умереть мы обещали, И клятву верности сдержали Мы в Бородинский бой. Ну ж был денёк! Сквозь дым летучий Французы двинулись, как тучи, И всё на наш редут. Уланы с пёстрыми значками, Драгуны с конскими хвостами, Все промелькнули перед нам, Все побывали тут. Вам не видать таких сражений!.. Носились знамена, как тени, В дыму огонь блестел, Звучал булат, картечь визжала, Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала Гора кровавых тел. Изведал враг в тот день немало, Что значит русский бой удалый, Наш рукопашный бой!.. Земля тряслась - как наши груди, Смешались в кучу кони, люди, И залпы тысячи орудий Слились в протяжный вой... Вот смерклось. Были все готовы Заутра бой затеять новый И до конца стоять... Вот затрещали барабаны - И отступили бусурманы. Тогда считать мы стали раны, Товарищей считать. Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы. Плохая им досталась доля: Немногие вернулись с поля. Когда б на то не Божья воля, Не отдали б Москвы!
1837
Михаил Лермонтов
Видимо 1 сентября становится праздником только тогда, когда в этот день не надо в школу. Тогда уже можно можно поздравлять других. А когда сам пребываешь в школьном возрасте, то контраст между вольным житьём-бытьём за счёт семьи за городом и необходимостью с понедельника по пятницу ходить в школу никак не радует.
Во всяком случае так было у меня. А вас в детстве 1 сентября радовало?
Социологи некоммерческой исследовательской службы «Среда» впервые составили Атлас религий России. На фоне дискуссии об отношениях с религией власти и общества он дает представление о том, во что и как верят россияне.















Оригинал взят у в
Это к вопросу о независимости данного суда от патриархии.
3 августа 2012 года в лесу возле посёлка Аник под Невьянском (Свердловская область), на месте обнаружения останков 248-ми нерождённых младенцев, священнослужители и миряне установили крест и совершили молебен Вифлеемским младенцам.
Утром 3 августа несколько священнослужителей и мирян выехали к месту, где 22 июля грибниками были обнаружены пластиковые бочки с обработанными формалином останками младенцев. Их возраст эксперты позднее определили как 22-26 недель. 248 маленьких трупиков сотрудники полиции передали в морг города Невьянска. Идею установить на месте обнаружения останков крест и совершить молебен благословил митрополит Екатеринбургский и Верхотурский .
На молебен прибыли также съёмочные группы ведущих екатеринбургских телеканалов. Во время съемок, вскоре после того, как был установлен крест, один из операторов заметил, что на склоне оврага лежат останки ещё троих младенцев. По оценке специалиста, присутствовавшего на месте происшествия, руководителя информационно-просветительского центра Колыбель, акушера-гинеколога Н. И. Петровой, самому крупному из найденных малышей было не менее 18-20 недель.
К лесному оврагу была доставлена икона Вифлеемских младенцев с частицей мощей.
Клирик Екатеринбургской епархии, духовник Центра защиты материнства «Колыбель», кандидат биологических наук протоиерей Димитрий Моисеев от метил, что одной из причин массовости абортов в нашей стране является неконтролируемое использование детских тел и отношение к ним как к выгодному биологическому материалу.
«То, что тела младенцев так бесконтрольно используют, становится почвой для увеличения числа абортов как на ранних, так и на поздних сроках развития плода. Останки этих детей используют, в частности, для изготовления омолаживающих препаратов. И получается, что состоятельные люди в стремлении к молодости и здоровью не брезгуют каннибализмом — давайте называть вещи своими именами. Действует целая индустрия — страшная индустрия, постоянно нуждающаяся в сырье», — сказал отец Димитрий.
Женщины, идущие на аборт, должны знать, куда деваются тела их детей. По словам священников, участились случаи, когда врачи с помощью жёсткого психологического прессинга и гипердиагностики буквально заставляют беременных женщин делать аборты, пугая их пороками развития будущего ребенка. Однако, если мама все же решает младенца сохранить, после его рождения страшные диагнозы, как правило, не подтверждаются. Священники видят в этих врачебных ошибках злой умысел и материальную заинтересованность: ведь стволовые клетки эмбрионов стоят очень дорого и давно уже стали сырьём, которое можно выгодно продать.
Многократно прозвучало в этот день предложение похоронить по-человечески хотя бы троих найденных малышей, упокоив их под только что установленным крестом. Однако, в соответствии с требованиями закона, о находке было сообщено полиции. Следственно- оперативная группа, прибывшая на место, изъяла останки и передала в морг г.Невьянска. В тот же день правоохранители сообщили, что результатом проверки, проведенной по факту обнаружения 248-ми младенцев, является отказ в возбуждении уголовного дела: это всего лишь нарушение утилизации медицинских отходов, административное правонарушение, карающееся денежным штрафом. Кроме того, нет оснований для возбуждения уголовного дела, потому что материально никто не пострадал. Последний тезис прозвучал в комментарии прокурора г.Невьянска.
Август - астры,
Август - звезды,
Август - грозди
Винограда и рябины
Ржавой - август!
Полновесным, благосклонным
Яблоком своим имперским,
Как дитя, играешь, август.
Как ладонью, гладишь сердце
Именем своим имперским:
Август! - Сердце!
Месяц поздних поцелуев,
Поздних роз и молний поздних!
Ливней звёздных
Август! - Месяц
Ливней звёздных!
7 февраля 1917
Марина Цветаева
Мне совсем не хотелось об этом говорить раньше, но теперь уже точно придётся. По ту и по другую сторону бушуют эмоции и вдумачивые комментарии на этом фоне редки и в общем теряются. Ниже представлена часть интервью протодиакона Андрея Кураева, которой очень хорошо знает церковную и политическую подноготную в России. C ним можно не соглашаться, но мнение эксперта послушать не помешает. Своё мнение я опубликую позже.
- Позиция отца Всеволода Чаплина это же православный перформанс! В мире постмодерна на перформанс отвечают им же. Игра в ответ на игру. В данном случае - игра в супер-ортодоксию для сознательного эпатирования публики. Если бы это было искренне, то это был бы отдельный разговор. А пока бояться о. Всеволода все равно что бояться ролевиков-толкинистов. Людям кажется, что это ужасное средневековье, а на самом деле это модернизм, так как человек когда сам не верит в то, чем пугает других – мол, муки ада и черти ждут тех, кто не видит в нем прямого Божия посланника…
- Подождите, но Чаплин фактически спичрайтер Патриарха?!
- Вот как это совместить я не знаю.
- То есть сам он не сильно верит?
- Вопрос веры отца Всеволода интересен и отнюдь не закрыт для многих людей, которые его хорошо знают не один десяток лет. Если бы появился человек из не откуда и начал вот так говорить, то можно было бы изумиться – «как такие вещи можно говорить в XXI веке?!». Но жизнь о. Всеволода прошла на глазах церковной элиты, в том числе экспертной, его взгляды и его отношение к православию нам хорошо известны. Поэтому и говорю: не пугайтесь о. Всеволода. Он добрый. Это просто перформанс.
- Но тогда почему ему Патриарх доверяет?
- Доверяет или не может от него дистанцироваться, я этого не знаю. О. Всеволод, безусловно, очень работоспособный человек и очень талантливый человек. Один из его талантов, нужных именно в его нынешней должности - он идеально работает с официально-протокольным языком.
- Он призывал девушек из Pussy Riot покаяться и тогда Церковь их простит, но ведь девушек судит не церковный суд, а светский?!
- Здесь идут непонятки из-за многоуровневости слов. Церковное прощение в собственно церковном языке означает просто допуск к Причастию. У каждого из нас есть свои вины перед Богом и поэтому по церковной традиции, к чаше с Кровью Христовой я могу подойти только после исповеди. Это общеизвестно. Если этим женщинам нужно будет участие в таинствах Русской Православной Церкви, и они будут об этом просить, то как и любого из нас Церковь примирит с собой через исповедь. И ни к какому суду это просто не имеет отношения.
- Возвращаясь к Чаплину, тем что он критиковал девушек, он не нарушал Нагорную проповедь – «любите врагов ваших»?
- Ключевые слова Писания взывают к своему истолкованию. Сегодня одни толкователи говорят, что эти слова Христа не знают исключений. Другие же считают, что они относятся лишь к личным недругам, но не к врагам отечества или веры. В любой религии есть два русла: богословие любви и богословие ненависти. Но их именно два, и это означает, что у меня есть право выбора, обязанность выбора.
- У меня такое ощущение, что нынешнее состояние Церкви - это богословие ненависти…
- Это не так. Нельзя по некоторым спикерам судить, что думает Церковь.
- С Pussy Riot у вас тоже другая позиция, отличная от той позиции, которую официально озвучивает Чаплин, и вы даже сказали, что готовы предоставить им кров, т.е. вы готовы фактически их спрятать?
- Да, конечно, не в смысле от правосудия, а от погромщиков.
- От того самого религиозного перфоманса?
- Если дойдёт до насилия, то это будет уже не перфоманс, а реальная боль и реальное преступление.
- Вы думаете, если их отпустят, то их жизни может угрожать реальная опасность?
- Надеюсь, что уже нет, если специально не разогревать волну под названием - «не забудем, не простим».
- Но она уже разогрета.
- Думаю, что это серьёзнейшая ошибка церковного пастырства. Есть вещи, которые нельзя будить. Легко дать людям разрешение на выплеск ненависти, но загнать его обратно значительно тяжелее. Думаю, что произошла банальная политическая ошибка. Была иллюзия, что можно принять эту подачу, перефинтить её и использовать на благо Церкви. Мол, весь мир увидел, что нас обидели. Весь мир видит (обязан увидеть) нашу боль и нашу беззащитность. А потому нужно принимать закон, который криминализировал бы кощунство, издевательство над чужими святынями, и в Уголовный Кодекс надо внести соответствующую статью. Для этого церковные спикеры долго не давали утихнуть вниманию к февральской выходке и требовали жесткой реакции властей. Но потом к раскрутке ситуации подключились уже более серьёзные игроки. И в итоге общественное мнение в статусе жертв видит уже не нас, а арестованных феминисток.
- Вы хотите сказать, что не они сами это придумали?
- В экспертной среде мне доводилось слышать следующую гипотезу начала этой истории. Подчеркну, что 100% доказательств у меня нет. Но по крайней мере эта гипотеза способна максимально объяснить все подробности.
Эта гипотеза предполагает, что заказ исходил от третьеразрядных людей Путинского штаба. Очевидно, что политический бонус от этой акции получил кандидат номер 5 (На президентских выборах в бюллетенях для голосования под номером 5 был В. В. Путин. - Е.М.). За неделю до выборов в главный Храм страны врываются хулиганки и начинают ругать Патриарха и одного из кандидатов. «Православное болото» (болото не в смысле этой зимы, а в смысле политической индифферентности: поскольку религиозные люди мало интересуются политикой), т.е. обычный православный избиратель, который и не собирался идти на выборы, получает совершенно чёткое послание: смотри, есть угроза твоей вере, твоему Патриарху и твоей вере в твоем храме хамят те же, кто хамят кандидату номер 5. Так за кого ты отдашь свой голос? Кто тебя защитит?
- Надо идти и голосовать за кандидата номер 5!
- Да, поэтому из того, что я слышал, версия такая: в свое время, не знаю кто - Администрация Президента или новая мэрия Москвы озаботились проблемой парка им. Горького. Надо его реконструировать, и нужны деньги, которых как всегда нету. По этому поводу напрягли Романа Абрамовича – помоги! Он как умный человек говорит, я не против помочь, но я должен быть уверен, что деньги, которые я выделяю, будут расходоваться конкретно на этот проект, а не денутся куда-то, поэтому мой человек должен стать главным менеджером в этом вопросе. Соответственно, Капков был назначен руководителем Департамента культуры Московского правительства. Дальше не знаю, у самого Капкова или у знакомого его олигарха, может еще у кого-то в окружении, возникла идея - а не пойти ли выше!? После того, как по итогам парламентских выборов из Кремля ушёл Сурков, освободились очень интересное место, и было понятно, что кто-то похожий должен был туда прийти. Нужен человек, способный нелинейно мыслить, выстраивать сложные сценарии, т.е. работать не в стиле агитотдела ЦК КПСС. И возможно этой акцией хотели просто хотели доказать собственную креативность - мол, и мы можем действовать сложно: вроде бы акция против кандидата номер 5, а на самом деле - за него. Заметьте нас и повысьте!
Следующий уровень - непосредственно заказчиков-исполнителей мне уже не интересен… Меня меньше всего интересуют замыслы и планы самих этих девушек, потому что они стали частью большой политической игры, в которой они даже не пешки, а ещё что-то меньше, и в этом их беда. А вот потом произошло нечто, что не учитывалось в этой схеме. Это жёсткая реакция Патриархии. Эхо получилось слишком громким и выходящим за рамки локальной предвыборной и аппаратной проблемы. Поэтому все остались при своих должностях, повышения не произошло.
Следующее изменение, мне кажется, произошло в конце апреля. Стало понятно, что каждый новый срок продлеваемого досудебного пребывания женщин в тюрьме работает против Церкви. И кому-то это понравилось. Кому-то из тех, у кого есть прямые возможности влиять на работу правоохранительных органов. Патриарх, которого нагло оскорбляют, вырастает в глазах людей. Но если Патриарха выставить в роли виновника заключения девушек – общественное доверие Патриарху начинает падать. Поэтому я считаю, что на сегодня история с панк-группой является именно анти-патриаршей и в гораздо более серьезной степени, чем мнилось самим танцовщицам полгода назад.
- Девушки из Pussy Riot знали, что ими пользуются?
- Мне это не интересно.
- А как вы думаете, их акция оплачивалась?
- Может быть и нет. Частная почти что шалость стала превращается во что-то более серьёзное. На сегодняшний день ситуация достаточно тупиковая: каков бы ни был приговор, все равно пальчиком покажут на Церковь. Если суд вынесет условный срок или штраф, тогда скажут, что даже Хамовнический суд оказался милосерднее Церкви. Если будет жёсткий приговор, тоже понятно, какая будет риторика.
- А как сейчас выйти Церкви из этой ситуации?
- У меня есть свои мечты и миражи, но ведь между мечтой и реальной дорожной картой огромная дистанция. Если есть шанс, что приговор будет не тюремным, а скажем более-менее милосердным, я считаю, что было бы очень важно, чтобы Церковь упредила словами о милосердии такого рода приговор.
- То есть накануне вынесения приговора было бы что-то сказано?
- Если Хамовнический суд окажется гуманнее Церкви, это плохо для Церкви.
- Хотела привести одну вашу цитату: «Церковь сегодня действует не по церковному. Слова и дела расходятся уж слишком далеко». Что вы в первую очередь имели ввиду, когда это говорили?
- Когда-то Маргарита просила у Воланда милосердия, на что Воланд ответил, что это не моё ведомство. Так вот, не ведомство Церкви быть прокуратурой, квалифицировать преступления, требовать жёстких мер.
Патриарх этой зимой показал себя как самостоятельный политик и, я думаю, что не всем это нравится.
- Самостоятельный? Но он же тоже агитировал за кандидата номер 5?
- Всё было сложнее, я не всё могу рассказывать, что мне известно. Я лишь делюсь с Вами своими выводами. Как итог, я полагаю, что за публичными объятиями и поцелуями, словами о дружбе, взаимной поддержке и т.д., стоят более сложные отношения.
- Возможно Патриарх не совсем устраивает Кремль?
- Ну нет у меня нет ощущения Антанты (сердечного согласия), симфонии.
- А внешне кажется наоборот…
- Ну для этого и есть искусство пиара. А для того, чтобы не стать заложником чужого пиара, нужен навык собственной аналитики.
- Весной было стояние у Храма Христа Спасителя. Насколько правильно было церкви такое устраивать, тем самым мне кажется церковь делает очень активные шаги к разъединению общества, настраивает части общества друг против друга?!
- Мотивы действа Патриарха были вполне благие, но при этом я знаю, что в некоторых властных кругах, тот апрельский молебен на площади у Храма Христа Спасителя был воспринят как вариация «Болотной площади». Через аппаратные очки виделось, что появляется новый публичный лидер, который может собрать и повести за собой толпу. И хотя сегодня он повёл в сторону, против которой мы ничего не имеем, но завтра-то может быть иначе…
- После этого изменилось отношение к Патриарху?
- Возможно, да. Полагаю, что именно после этого игра вышла на новый уровень, подключились новые игроки в деле этих феминисток. <...>
- У меня такое ощущение, что сейчас Церковь считает этих девушек из Pussy Riot своими врагами, и Церковь настраивает людей против этих девушек.
- Это очень печально, если такое впечатление есть. Хотя бы по той причине, что делать кого-то врагом Церкви означает делать его Церкви равновеликим… Оттого принимать такую формулу значит унижать саму Церковь. Выходит, что Церковь Христова создана для борьбы с этими тремя женщинами? С ума сойти!
Давно не было в этом журнале фотографий...
"Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом." Александр Солженицын
Знаете, что делает старшеклассник, когда узнаёт, что у великих писателей пунктуация и орфография бывают авторскими?

16 июля 2012 года британский рок, да что там британский, весь мировой рок постигла невосполнимая утрата - отошёл в вечность Джон Лорд. Ему был 71 год. Лорд запомнится прежде всего как клавишник, основатель и лидер Deep Purple. Без Лорда не было бы Deep Purple, как не было бы целой традиции игры, которая началась с него.
Джон Лорд родился в 1941 году в семье, где любили музыку. Он никогда не отличался узостью музыкальных интересов: любил Баха, музыку Возрождения, которые всегда угадывались в его импровизациях, он использовал блюзовые гармонии.
В 1968 году, когда образовались легендарные Deep Purple он бы самым старшим и самым опытным из музыкантов. Не удивительно, что именно он стал лидером группы.
Deep Purple для меня олицетворяли Блэкмор и Лорд. Разумеется, я не отказываю в мастерстве тем, кто пришёл им на смену, но... повторить уже сыгранное ими можно, а путь Deep Purple сначала невозможно.
N.B. Что ж, постепенно уходит моё любимое поколение рок-музыкантов, тех, которые родились в 1940-е, отчасти в начале 1950-х годов. Хочется написать много, но ничего не пишется. Извините...
СССР был индустриальным обществом. Запад давно начал переходить в пост-индустриальную фазу. Россия в 1990-е гг. чем-то стала напоминать Западную Европу и США: здесь тоже появились корпуса заброшенных предприятий. Однако сходство сугубо внешнее, т.к. Россия превращается не в пост-индустриальное, а просто неиндустриальное общество. Для первого общество характерно частичное вытеснение промышленных производств (особенно вредных) производством знаний, новых технологий, знания, идей и т.д. В нашей стране промышленное производство вытесняется торговлей импортными товарами.
И хотя Кремль не прекращает разговоров о России, встающей с колен, о модернизации ее производства и т.д., но в реальности продолжаются процессы, начатые при Ельцине. И тут нет ничего удивительного: у власти та же команда. Просто от игр в демократию перешли к игре в строительство сильного государства. Одна и та же цель, достигается разными политическими средствами.
Единственное оправдание авторитаризма, имевшего место во многих странах мира, в т.ч. и тех, которые своими экономическими успехами вдохновляют многих в современном мире (Южная Корея, Тайвань, КНР, Сингапур), - модернизация экономики. Жесткое государство в странах Дальнего Востока было использовано для создания современной экономики. Мы, как всегда, идем своим путем: авторитаризм превратился в инструмент гарантированного обогащения правящей элиты, которая благодаря нему защищается от вмешательства общества. И конструирование внешних врагов - естественный элемент этой политики: любая критика трактуется в терминах воды, которая льется на мельницу врагов Родины. Cколько к уже закрывшимся предприятиям прибавится к ним после вступления в ВТО?
Досье |
|---|
| Юрий Кублановский родился в 1947 году в Рыбинске. Окончил МГУ им. Ломоносова. Его первый поэтический сборник был выпущен в США под редакцией Иосифа Бродского. В 1982-1990 гг. был в эмиграции в Западной Европе. В 1990-х гг. работал завотделом публицистики, а затем поэзии в журнале «Новый мир». Автор 12 поэтических книг. Лауреат литературной премии Александра Солженицына. |
Чужая головушка
Казалось бы, странно слышать от Кублановского критику в сторону оппозиционных сил, ведь большую часть своей жизни он сам был в оппозиции. В глухие советские времена, в канун двухлетия высылки Солженицына из СССР, не побоялся написать призыв «Ко всем нам» в защиту Александра Исаевича. Самиздатовское письмо вскоре было опубликовано на Западе. КГБ и до этого присматривал за Кублановским, а тут и вовсе перекрыл кислород — пришлось дипломированному искусствоведу работать дворником, истопником, сторожем. А когда в США Бродский издал стихи Кублановского, поэта вынудили уехать из страны под угрозой ареста и лагерного срока. В 1990 году, как только стало возможно возвращение, приехал в Россию. Живёт под Москвой, в писательском посёлке Переделкино.
«АиФ»: — Юрий Михайлович, весной вам исполнилось 65 лет, а скоро ещё одна «дата» — 30 лет с момента вашего выдворения из страны. Сейчас другое время — многие покидают страну добровольно.
Ю.К.: - Я принадлежал к идейной эмиграции. Вернулся в Россию сразу, как только перестроечные журналы начали меня печатать и я потерял статус политэмигранта. Конечно, в Германии и во Франции мне было гораздо сытнее. Но разве только материальным определяются наши взаимоотношения с родиной? И мне теперь больно видеть, как люди покидают Россию в основном по житейским причинам. Словно родина — понятие лишь формальное. Нет никаких обязательств перед родимой землёй, никакой к ней духовной привязки. Эта беда во многом обусловлена той гламурной идеологией, которая у нас распространилась повсеместно.
«АиФ»: — Найдутся люди, которые скажут, что для них неприемлем «кровавый путинский режим», что им трудно дышать в России в полную грудь — не хватает свободы.
Ю.К.: - Свобода внутри каждого человека. Это я вам говорю как гражданин, испытавший давление советской идеологии. Сейчас вполне можно реализовать свои как культурные, так и профессиональные устремления. Я не обеляю нынешнее положение вещей в России, многое меня раздражает, более того — бесит. Но при этом я не ищу смены власти, потому что боюсь анархии, да ещё такой, перед которой анархия 1917 года побледнеет.
Сегодняшняя оппозиция в России, как говорится, пороху не нюхала и недостаточно, по-моему, исторически культурна. Ей кажется, что всё просто и всё у неё получится. А вот я в этом совсем не уверен. Нет у неё для этого ни терпения, ни бескорыстия, ни самоотверженности, ни достаточного понимания русского народа и природы нашего государства.
Сейчас Россия находится в очень хрупком состоянии. Надо не шуметь и наливаться ненавистью, а добросовестно и неуклонно работать. И не забывать слова Пушкина из «Капитанской дочки»: «Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка — полушка, да и своя шейка — копейка». Сказано на все времена.
Источник фото: Сергей Пятаков, РИА Новости
Национальная идея под шашлычок
«АиФ»: — В прошлом году была знаменательная дата — 20 лет развала СССР. Вы как оцениваете этот период?
Ю.К.: - Александр Солженицын ещё до своего возвращения в Россию сказал: «Мы должны строить Россию нравственную или же никакую. Тогда уж и всё равно». Вот как раз нравственную-то Россию никто строить не озаботился.
Наши сограждане оказались вброшены в эту чудовищную «прихватизацию», перманентную криминальную революцию. Тогда шёл повсеместный разграб России, а многие упёртые столичные интеллигенты были простодушно уверены, что таким образом строится новое демократическое государство. Непостижимым образом они не чувствовали головокружительного падения общества в аморальную яму.
Гнилые были времена. Идёшь, бывало, а навстречу известный поэт — пахнёт коньячком-шашлычком. «Откуда вы?» — «А мы тут четыре дня за городом разрабатывали национальную идею». И всё это на полном серьёзе.
В конце 1960-х годов Вознесенский написал о своём поколении: «Нам, как аппендицит, поудалили стыд». Но с той поры общество сделалось ещё бессовестнее.
Солженицын, вернувшийся в Россию на 5 лет позже меня, всё это видел. И незадолго до своей смерти написал мне: «Вместо красного колеса по России покатилось жёлтое, и ещё неизвестно, что страшнее».
«АиФ»: — Жёлтое колесо в смысле жёлтого металла — золота или в смысле «жёлтой прессы», «жёлтого телевидения» и т. д.?
Ю.К.: - Всё вместе — это широкое понятие. Сейчас прояснилось, что нужны десятилетия, чтобы залечить раны семидесяти советских лет, восстановить достойный русской нации генофонд. Необходимо непреклонное терапевтическое, в том числе и культурное лечение. А вместо этого молодёжь брошена в шоу-бизнес и идеологию наживы любой ценой.
За последние 20 лет мы отдалились от классической русской культуры дальше, чем за 70 лет коммунизма. Неслучайно Томас Манн называл нашу литературу святой: у нас не была отрезана пуповина между светским искусством, культурой и религиозным пониманием бытия. Наша несравненная поэзия со времён Державина и Пушкина закаляла человеческое сердце, волю, характер.
А сегодня художественный замысел на корню коммерциализирован. Это уже не замысел, а сплошной бизнес-проект. И молодой литератор изначально проектирует себя так, чтобы быть замеченным публикой и пропиариться.
Беда в том, что у наших властей нет выверенной культурной политики. С одной стороны, проповедуют приоритет семейных ценностей, с другой — в прайм-тайм крутят по госканалу сериал про проституток.
«АиФ»: — Что в жизни современной России внушает вам надежду и оптимизм?
Ю.К.: - Сегодня, по моим представлениям, крепкий русский человек формируется в православном приходе. Я много езжу по России, бываю в глухой провинции и каждый раз убеждаюсь, что всё светлое связано с приходской жизнью. Много замечательных провинциальных батюшек. Да и в Москве есть мощные приходы с высокой степенью просветительской и культурной работы. Нескромно, может быть, говорить, но у моей дочери Дарьи 8 детей. Она вернулась в Россию из Франции через год после меня. На тот момент Даша училась в Сорбонне, ей было 20 лет. В Москве дочь окончила училище сестёр милосердия, работала медсестрой в реанимации в Первой градской больнице.
В тамошнем известном московском приходе отца встретила мужа, венчалась… Мой сын тоже живёт дисциплинированной приходской жизнью и не мыслит иного. Суетный Интернет, телевизионная развлекаловка не для таких людей. И мои дети вовсе не одиночки. Это своя обширная среда, полноценная возрождающаяся русская жизнь. Вот на таких молодых россиян я и надеюсь.
