Pink-Floyd.ru > Публикации > Публикации в прессе > После 1989 до наших дней
> Материалы, опубликованные в журнале "InRock" N18 |
Материалы,
опубликованные в журнале "InRock" N18,
весна 2006 г.
Сид Барретт: There was a king who ruled the
land… статья П. Кулеша
"Мы говорили на одном
языке" интервью с Джо Бирдом о Сиде Барретте
"Сид просто отправлялся
внутрь себя" интервью с Марком Виртцем о Сиде Барретте
Корреспонденция ответ
Игорю Курьяну на критику статьи
"Сказка со счастливым концом?"
Сид Барретт: There was a king who ruled the land...
Автор: Петр Кулеш
Источник: журнал "InRock", N18, весна 2006 г.
Давным-давно, 6 января
1946 года, в Кембридже, в доме номер 60 по улице Глиссон-роуд,
в семье доктора Артура Макса Барретта и его жены Уинфрид появился на свет мальчик. Родители назвали сына Роджер
Кит, однако впоследствии друзья дали ему прозвище Сид.
Именно под этим именем Сид Барретт (Syd Barrett) он и стал культовой фигурой, легендой, которая вот уже четыре десятилетия не дает покоя преданным поклонникам и умудренным музыковедам. Все новые и новые поколения мечтательных мальчиков и влюбчивых девочек готовы улететь вслед за вечно юным "психоделическим Питером Пэном" в его "астрономическое владение", чтобы проследить за Арнольдом Лейном, посмотреть, как играет Эмили, потолковать с Пугалом, покататься на единороге, отобедать у гнома Гримбла Громбла, послушать удивительные сказки Матери Матильды и задремать на одуванчике под шум ветра в ивах... Все наследие Барретта постоянно переиздается, а редкие появления ранее не публиковавшегося материала встречаются с бурным восторгом. Солидные музыкальные критики пишут о Сиде большие статьи и серьезные книги, коллеги-музыканты разных волн и направлений говорят о влиянии, которое Барретт оказал на их творчество. Среди поклонников Сида Дэвид Боуи, Марк Болан, Дэвид Аллен, Damned, Роберт Смит из Cure, Марк Алмонд, REM, Грэм Коксон из Blur... В знак признательности записываются кавер-версии его песен и песни-посвящения, возникают трибьют-группы.
Как и всякий культ, барреттианство породило и собственный канон, и собственных еретиков, свято уверенных, что только им одним известна "истинная правда" о Сиде. Нет никаких признаков того, что накал барреттианских споров ослабевает, мифы о Сиде продолжают расцветать и множиться. У музыканта появились постоянные прозвища "Piper", "Madcap", "Crazy Diamond". Он остается наиболее известной жертвой ЛСД в британском роке, и "желтая пресса" до сих пор с удовольствием паразитирует на этом печальном факте.
На протяжении сорока лет в разных странах появляются и исчезают фэн-клубы и фэнзины (а с 90-х годов и интернет-сайты), а наиболее рьяные поклонники раз за разом отправляются в Кембридж "на поиски Сида", словно в поход за Священным Граалем. Сообщения о том, где и когда Барретта видели (или якобы видели), неизменно вызывают ажиотаж, так же как и те редкие фотографии и видеосъемки, которые удается сделать, застав музыканта врасплох.
И все последние тридцать пять лет у поклонников Сумасброда нет-нет да и промелькнет мысль "А вдруг?" А вдруг не все еще кончено, и в один прекрасный (воистину прекрасный!) день музыкальный мир будет взбудоражен известием о новом альбоме Сида Барретта...
...А начиналось все летом 1964 года в Лондоне: 18-летний Барретт приехал учиться в художественный колледж. За плечами Сида счастливое детство, оборванное ранней смертью отца, увлечение рок-музыкой, удачные опыты в сочинительстве песен и рисовании. Вместе с друзьями он создает группу, для которой вскоре предлагает загадочное название Pink Floyd. К тому времени, когда Лондон становится "свингующим", Сид уже признанный лидер, полностью сформировавший музыкальное направление и образ команды.
Конец 1966 первая половина 1967-го были для Барретта временем расцвета. Pink Floyd группа "номер один" лондонского психоделического андерграунда, непременный хэдлайнер всех его значительных мероприятий. В активе "флойдов" два сингла, принесших общенациональную известность "Arnold Layne" (март 1967, #20 UK Charts) и "See Emily Play" (июнь 1967, #6 в UK Charts); работа над дебютным альбомом "The Piper at the Gates of Dawn" (август 1967, #6 в UK Charts) идет полным ходом. И в центре всего этого "техноцветного буйства" Сид харизматический лидер, мечтательный и тонкий, полный энергии и целеустремленный, обаятельный и остроумный, очаровательный и непредсказуемый... Уважаемый мужской частью аудитории и обожаемый женской. Музыкант с новаторскими идеями, гитарист-экспериментатор, певец, незаурядный поэт, продолжающий британские традиции. Автор подавляющей части исполняемого группой материала: на счету Сида четыре песни с синглов, а также восемь из одиннадцати композиций альбома и участие в создании двух из трех остальных песен.
И вдруг все сломалось. Сид все больше и больше страдал от обрушившейся на него славы, навязанной ему роли поп-звезды, всеобщих ожиданий очередного хита. К тому же долгое и систематическое употребление ЛCД буквально разрушало его мозг. Все это пагубно сказывалось на неважном психическом здоровье Барретта. Уже к середине лета 1967-го лидер "флойдов" стал бледной тенью прежнего себя. Он практически не мог (или не хотел) ни играть на концертах, ни общаться с журналистами. Его взгляд потух, поведение становилось все более странным и непредсказуемым. Новые сочинения свидетельствовали о серьезном душевном кризисе, если не о психическом заболевании автора. За вторую половину года Сид написал всего четыре песни, из которых было сложно выбрать что-либо для третьего сингла. Показавшаяся наиболее подходящей "Apples and Oranges" была выпущена в ноябре, но в чарты вообще не попала. Это был полный провал.
К началу 1968-го Барретт полностью потерял ориентиры и в своих собственных музыкальных мирах, и в реальной жизни. Всего полгода назад поднявший Pink Floyd к вершине славы, теперь Сид привел группу в тупик. Однако его товарищи почувствовавшие вкус большого успеха Роджер Уотерс и Ник Мэйсон, примкнувший к ним Рик Райт, а также старый кембриджский приятель Дэвид Гилмор нашли достойный выход из этого тупика. Увы, уже без помощи и участия своего экс-лидера: в апреле 1968 года Сид был вынужден покинуть группу или, лучше сказать, группа покинула его. Барретт принял свершившееся довольно спокойно, хотя первое время так и не мог до конца поверить, что ребята обойдутся без него.
В определенном смысле он оказался прав, потому что "тень Сида" сопровождает Pink Floyd (которых он всегда называл не иначе, как "моя группа") на протяжении всей их долгой и славной истории. В 1975 году "флойды" посвятили своему бывшему лидеру изумительную электронную элегию "Shine On You Crazy Diamond" (на записях которой он неожиданно появился собственной персоной, обритый наголо и изрядно потолстевший), а в 1994-м "Poles Apart". Сид во многом послужил прототипом Пинка из "The Wall", его композиции неожиданно "всплывали" в концертном сете команды даже спустя более четверти века после его ухода.
Оставшись без Pink Floyd, Сид метался между Лондоном и Кембриджем, между родственниками и друзьями, собираясь то жениться, то стать врачом, то продолжить музыкальную карьеру. Периодически появлявшиеся в интервью Барретта уверения, что он "в полном порядке" и готов к работе, столь же регулярно ставились под сомнение сообщениями о его диких выходках и странных исчезновениях.
В 1968-1970 годах при активном участии его друзей были записаны и выпущены два сольных альбома "The Madcap Laughs" (январь 1970) и "Barrett" (ноябрь 1970). Они напоминали в разной степени обработанные черновики, в которых блестящие находки соседствовали с моментами откровенной растерянности. В июне 1970-го Барретт вновь появился на сцене, но не смог справиться с собой и быстро прервал выступление. Говорить о возвращении прежнего Сида, увы, не приходилось. Фактическим завершением его музыкальной карьеры стал состоявшийся в феврале 1972 года беспорядочный концерт в кембриджском зале "The Corn Exchange". Три дня, проведенные Барреттом в студии в ноябре 1974 года, красноречиво свидетельствовали о полностью "разобранном" состоянии музыканта. И тут даже свято верившие в талант Сида друзья поняли, что продолжать попытки бессмысленно.
С этого момента жизнь кембриджского обывателя Роджера Барретта пошла вполне прозаическими годовыми кольцами. В январе этого года ему исполнилось 60 лет, и хочется надеяться, что он встретил свой юбилей в кругу любящих близких, и покой его в этот день не был ничем нарушен. Ведь как и другой Мастер, Роджер Кит Барретт, быть может, не заслужил свет, но определенно заслужил покой.
А Сид... Сид навечно остается жить в легенде, которая вот уже четыре десятилетия не дает покоя умудренным музыковедам и преданным поклонникам...
"Мы говорили на одном языке"
Интервью: Петр Кулеш
Источник: журнал "InRock", N18,
весна 2006 г.
Джо Бирд, гитарист и сочинитель,
бессменный лидер "психоделического джаг-бэнда" Purple Gang, прекрасно помнит времена Свингующего
Лондона", когда "гангстеры" и "флойды"
были просто двумя группами Лондонского андерграунда.
Для него Сид Барретт и сейчас близкий друг, с которым
расстались только вчера...
МЫ СООБЩА РЕШИЛИ, ЧТО "ARNOLD" ДОСТОИН ПЕРВОГО МЕСТА, A "GRANNY" -ВТОРОГО"
Мистер Бирд, где и когда вы познакомились с Сидом Барреттом?
В конце 1966-го, в гримерке знаменитого клуба Marquee. Нас привел туда наш менеджер и продюсер Джо Бойд (Joe Boyd), чтобы познакомить с другими своими подопечными, группой Pink Floyd. После взаимных вежливых приветствий мы как-то сразу разговорились именно с Сидом. Ему нравились джаг-бэнды, и еще он был поражен тем, что наш певец Пит Уокер (Pete Walker) считал себя колдуном по имени "Люцифер".
И вы в тот день впервые увидели Pink Floyd на сцене?
Да. Не могу сказать, что зал был переполнен все-таки Pink Floyd еще были в новинку даже в Лондоне. Поэтому я свободно прошел к самой сцене и улыбнулся Сиду, но он был уже где-то далеко, в своей музыке. Свет погас, красные лампочки на усилителях замигали, как звезды, по фигурам музыкантов и барабанам Ники (Мэйсона) поползли разноцветные световые пятна... Не помню точно, что они играли, кажется, "Astronomy Domine". Мы были просто потрясены, это был абсолютно новый, неслыханный звук. И еще мы подумали нам бы такой аппарат!
Вы с Сидом стали друзьями?
Мы были очень близки по духу. И я, и он были студентами-художниками, поэтому говорили на одном языке. Спокойный и даже застенчивый в обычной жизни, на Сид сцене преображался.
Можете вспомнить какой-нибудь интересный случай?
Конечно. Однажды мы встретились с Pink Floyd в "UFO". В этом клубе группа чувствовала себя, как рыба в воде, поэтому вечер был потрясающий. "Флойды" сказали, что готовы записать песню для своего первого сингла когда я услышал, что ее героя зовут Арнольд Лейн (Arnold Layne), то не смог удержаться от смеха. Ведь я учился в школе с парнем по имени Арнольд Блейн (Arnold Blayne). Сид удивился: "Ты что, серьезно???!!!", но это правда. Арнольд Блейн до сих пор жив, но, конечно же, по ночам не ворует женское белье с веревок! (Смеется.)
Повлиял ли Сид Барретт на Purple Gang?
Да, без сомнения. В феврале 1967-го и мы, и "флойды" работали в студии "Sound Techniques Studios" с продюсером Джо Бойдом. Мы записали песню для дебютного сингла, "Granny Takes a Trip", на следующий день после того, как "флойды" "Arnold Layne". А потом Джо и Джон Вуд (John Wood, звукоинженер Sound Techniques) проиграли нам уже смикшированный, окончательный вариант "Arnold Layne". Мы не могли вымолвить ни слова, пораженные тем, что сделали "флойды" с помощью Бойда и Вуда. То, что записали мы, выглядело сущим пустяком по сравнению с этой стеной прекрасного шума! Но Джо успокоил нас, сказав, что обе группы сотворили нечто уникальное. У записей очень разный саунд, но и тот и другой единственные в своем роде. Мы вместе с "флойдами" прослушали и "Arnold Layne", и "Granny", и сообща решили, что их песня достойна первого места в мартах, а наша второго!
И тем не менее, мы решили сменить наш "гангстерский" имидж именно после этого Пит и стал надевать на концерты свой колдовской балахон. Я понял, что мы должны добавить в свой звук "мяса", а мои тексты должны стать более сюрреалистическими. И мы с Джеффом (Джефф Бойер (Geoff Bowyer), пианист и автор музыки Purple Gang) написали "Sing Me the Word Called Love": "Освободи музыку в своем сознании, я говорю тебе тысячу раз спой мне слово по имени Любовь"... Но этой композиции нет на вашей пластинке "Strikes!" Да, к сожалению. Наша пластиночная компания Transatlantic отказалась записывать эту песню, заявив, что "она слишком стремная и заунывная". Но мы исполняли ее "вживую" и, конечно, свой концерт на "Ally Pally" ("14 Hour Technicolour Dream") начали именно с этой вещи! Выступление Pink Floyd на этом мероприятии стало легендой первые лучи восходящего солнца, отразившиеся в зеркальных кругах на деке "телекастера" Сида...
Вы это видели?
Да, так оно и было, и это был потрясающий, волшебный момент. Такое не забывается... Хотя, объективно говоря, группа находилась не в лучшей форме. Они выглядели очень усталыми, а Сид вообще был не в своей тарелке. У меня тогда возникло ощущение, что "энергетический центр" коллектива перемещается к Роджеру (Roger Waters).
СИДУ ДОЛЖНЫ БЫЛИ ДАТЬ ВРЕМЯ "ПЕРЕЗАРЯДИТЬ АККУМУЛЯТОРЫ"
Менеджер Pink Floyd Питер Дженнер (Peter Jenner) однажды сказал, что к созданию музыки у Сида был подход художника, а у Роджера Уотерса архитектора, отсюда и разница в результате. Вы, сами художник и музыкант, согласны ли с Дженнером?
Да, согласен. Но музыка в равной степени и искусство, и математика... "Архитектор" сильнее в построении сложных аранжировок, "структурировании" музыкальных тем все это явно видно в пост-барреттовских работах Pink Floyd. A выигрышные стороны "художника" эксцентричность текстов, неожиданная смена аккордов и, осмелюсь сказать, юмор. Конечно, то, чего добился Роджер, впечатляет, но мне всегда было жаль, что Сид "отошел в сторону".
Каковы, с вашей точки зрения, причины этого "ухода"? Психическое расстройство? Наркотики? Необходимость "выдать" очередной хит?
Да, Сид был психически нездоров, и это было серьезнее, чем просто нервный срыв. Да, он переборщил с "кислотой", но от него все этого ждали, если не сказать, что провоцировали. Переутомление, наркотики, давление со стороны алчной пластиночной компании, конкуренция с другими группами все это привело к тому, что он стал "выключаться". Сиду был необходим отдых. Группа должна была дать ему передышку.
Но разве 'флойды' не попытались это сделать? Ведь в начале 1968-го, чтобы заменить Сида на концертах и оставить ему роль автора песен, был приглашен Дэйв Гилмор. Но проблема была в том, что, похоже, к тому времени Барретт уже не мог сочинять.
Ты хочешь сказать, что человек написал такой альбом, как "Piper", и иссяк??? Наверняка у него были какие-то наброски, которые можно было доработать. Нужно было просто дать Сиду время "перезарядить аккумуляторы", больше чем пару месяцев. Если бы он только мог отправиться вместе с группой в какой-нибудь коттедж в глуши, как это сделали Traffic, и там, в спокойной обстановке собраться с мыслями... Но это не по правилам шоу-бизнеса. Если ты чувствительная натура, и у тебя сдают нервы, потому что ты не выдерживаешь темпа гонки, пощады не жди!
Распространено мнение, что если бы не изменения в личности Сида, он мог бы оставаться звездой и в семидесятые, и в восьмидесятые. Но на рубеже 70-х музыкальная сцена сильно изменилась: "сумасброды" уступили место "мыслителям". Как вы считаете, были ли у Сида шансы в новом музыкальном климате?
Каждому овощу свое время. Сид был порождением шестидесятых, он, как губка, впитывал флюиды того времени. Так что, думаю, его успехи в чартах закончились бы вместе с той эпохой. Мне кажется, Сид был бы хорош с группой типа Velvet Underground. А семидесятые были временем Марка Болана и Дэвида Боуи. Оба большие поклонники Сида... Думаю, что без героев андерграунда ни Болан, ни Боуи не смогли бы придумать свое причудливое сценическое "второе я". Но самого Барретта я не могу представить в роли звезды "глэма". В том, что он делал, всегда чувствовался подход студента художественного колледжа; это не была поп-музыка для девочек-подростков.
КО МНЕ ПОДХОДЯТ МОЛОДЫЕ РЕБЯТА И СПРАШИВАЮТ О СИДЕ
Мистер Бирд, Purple Gang это единственная группа, которой Сид сам предложил записать свою песню. Расскажите, пожалуйста, как это произошло.
Однажды Джо принес демо-пленку, на которой было несколько песен Барретта, не использованных Pink Floyd. Бойд сказал, что Сид предлагает нам одну из них, "Boon Tune", для следующего после "Granny" сингла. Песня была необычной для Барретта никакой психоделии, номер в духе "старого доброго мюзик-холла". Именно поэтому я уверен, что Сид написал "Boon Tune" специально для нас. Песня нам понравилась, и мы были не против ее записать. Но тут вмешался Нэт Джозеф (Nat Joseph, глава Transatlantic), который заявил: "Вы с Джеффом сами отлично пишете песни, вы у меня на издательском контракте, поэтому я категорически против записи чужого материала". Что мы могли поделать? Пленку пришлось вернуть Джо Бойду, а вскоре она исчезла. Джо горюет об этой потере до сих пор.
А у вас случайно не осталось копии?
Чувствую, куда ты клонишь! (Смеется.) Нет, к большому сожалению... Но история "Boon Tune" на этом не заканчивается. Другую версию этой песни Сид записал на своем сольнике "The Madcap Laughs" под названием "Here I Go". Но строчка "what a boon this tune" в тексте осталась. В версии с "The Madcap Laughs" есть пауза после слов "so now my world is...", текст явно оборван. Я уверен, что на той, оригинальной пленке, было продолжение. Сид пел что-то вроде: "so now my world is better with you" или "so now my world is mellow with you". А может быть, даже "my world is purple with you"? (Смеется.)
Но и Purple Gang в конце концов записали свою версию 'Boon Tune".
Да, тридцать пять лет спустя, летом 2003-го. Мы сделали это как посвящение Сиду, в знак дружеской любви и уважения. Сейчас мы исполняем "Boon Tune" на концертах, и, знаешь, ко мне подходят люди, не только "олдовые хипы", но и совсем молодые ребята, говорят, что они фэны Барретта, расспрашивают о том времени. И это очень воодушевляет значит, "вибрации" Свингующего Лондона по-прежнему с нами.
В чем, с вашей точки зрения, уникальность таланта Барретта?
Это эксцентричный английский гений, погубленный тупоголовыми деятелями шоу-бизнеса. Сид соединил рок-музыку с волшебной сказкой. Он создавал замечательные структуры аккордов и безупречно возвращался к основной теме.
В этом году Барретту исполняется 60 лет. Что бы вы пожелали ему в день рождения?
Я желаю ему еще много благополучных лет, но хотел бы напомнить, что жизнь коротка... Существует ли какое-нибудь лекарство, которое помогло бы Сиду прийти к мысли снова сочинять музыку? У меня есть его почтовый адрес, и я иногда пишу ему письма. И ты знаешь, хоть я и ни разу не получил ответа, они никогда не возвращались обратно. Поэтому я думаю, что Сид все-таки их читает.
"Сид просто отправлялся внутрь себя"
Интервью: Петр Кулеш
Источник: журнал "InRock", N18,
весна 2006 г.
Марк Виртц, один из кудесников,
создававших звучание шестидесятых, штатный продюсер "EMI", работавший
с Tomorrow, создатель "Teenage
Opera", на протяжении всего 1967 года встречал Барретта в коридорах и студиях легендарного особняка на Эбби-роуд и был свидетелем всего, что происходило с Сидом.
"КАК ПЕРЕНЕСТИ ЭТО НА ПЛАСТИНКУ???"
Мистер Виртц, вы действительно были друзьями с Сидом Барреттом?
Я бы не сказал, что мы были близкими друзьями, скорее, хорошими знакомыми. Но между нами была некая интеллектуальная связь. Мы увидели и оценили друг в друге "сумасшедшинку", хотя моя "сумасшедшинка" была хорошо организованной и структурированной, а его более абстрактной и беспорядочной.
Где и когда вы впервые увидели Pink Floyd?
На репетиции в маленьком церковном зале (имеется в виду церковь Всех Святых, настоятель которой осенью 1966-го предоставлял помещение андерграундной Лондонской Свободной школе (London Free School) прим. авт). Мой друг Ким Фаули (Kim Fowley, независимый продюсер из Америки, приехавший посмотреть лондонскую андеграундную сцену, прим. авт.) побывал на выступлении "флойдов", и у него настолько снесло крышу, что он буквально притащил меня посмотреть и послушать эту новую группу.
И какое было впечатление?
Как бы описать поточнее... (После недолгой паузы.) А тебе когда-нибудь приходилось внезапно ударяться обо что-нибудь головой? Помнишь свои ощущения искры из глаз, разноцветные всполохи и дикий звон в ушах? (Смеется.) Вот так оно и было, только длилось больше часа... (Смеется.) "Флойды" просто завораживали и "изменяли сознание" на сюрреалистическое и никто не мог против этого устоять. Это был музыкальный эксперимент, бросавший вызов логике и игнорировавший все существующие правила и формулы.
Невероятно! Зачаровывающе! Опьяняюще! Возбуждающе! Динамические мозгозаворотные аудиовизуальные граффити! Чистая звуковая и цветовая анархия! Научно-фантастический рок-н-ролл! В течение целого часа все чувства искорежены и исхлестаны, судорога, переходящая в оргазм... Но один вопрос ставил меня в тупик: черт возьми, как, каким образом можно перенести ЭТО на пластинку???
И создателем этого саунда был, без сомнения, Сид Барретт...
Это распространенное мнение, с которым я согласен только до определенного момента. Я всегда утверждал и буду утверждать, что хотя Сид и был "факелоносцем" и "катализатором", знаменитый саунд Pink Floyd в очень большой степени был результатом коллективных усилий всех четверых.
А каково было ваше мнение о группе с точки зрения продюсера?
Я был очарован "флойдами", но понимал, что с такой музыкой они вряд ли могут рассчитывать на серьезный пластиночный контракт. Изо всего, что ребята сыграли, невозможно было вычленить какую-нибудь мелодию, чтобы спродюсировать ее и записать демо. И я передал через Кима, что им надо сделать что-то, что отражало бы их саунд и, вместе с тем, было бы приемлемо для более широкой аудитории, для радио. И они это сделали песню "Arnold Layne", причем записали даже не демо, а уже готовый к выпуску мастер. После этого контракт с "EMI" был им обеспечен.
К этому времени вы уже были штатным продюсером "ЕМI". Почему же не взяли "флойдов" под свое крыло?
Я уже был занят с другой андерграундной командой, Tomorrow, и у меня было много других проектов. Так что взвалить на себя еще и "флойдов" просто не было никакой возможности. Но я рассказал своему другу, тоже продюсеру "EMI", Норману Смиту (Norman Smith) о том, какая это потрясающая группа, и он тут же с радостью согласился с ними работать.
И вот "флойды' появились в здании на Эбби-роуд. Какое впечатление произвел на вас Сид Барретт при личной встрече?
Да ничего особенного! (Смеется.) Обыкновенный длинноволосый рокер в разноцветных одеждах. Музыка и сценическое шоу Pink Floyd были гораздо эксцентричнее их самих.
"СИД ВЕЛ СЕБЯ В СТУДИИ КАК КАПРИЗНЫЙ РЕБЕНОК"
Говорят, что во время записей альбома "The Piper at the Gates of Dawn" отношения между Барреттом и Норманом Смитом были весьма напряженными. Вы когда-нибудь слышали от Нормана жалобы на Сида?
Чтобы записывать Pink Floyd, требовалось море терпения, поскольку многие из их придумок просто не вписывались в формат, приемлемый для музыкального рынка. Сид, каким бы милым человеком он ни был по натуре, в студии вел себя как избалованный, капризный ребенок. Студия или сцена были для него комнатой для игр, полной игрушек, которыми он одержимо манипулировал. Барретт мог выстроить прекрасные замки, а через мгновение, поддавшись внезапной смене настроения, разрушить их и истерически разбросать обломки.
Поэтому споры, а временами даже и напряженность, были неизбежны (это, кстати, относится вообще к любым записям в студии). Но в целом группа и Норман работали в удивительной гармонии. Норман идеально подходил на роль продюсера "флойдов" он прекрасно знал техническую сторону дела, обладал музыкальным чутьем, дипломатическим талантом и практически неисчерпаемым запасом терпения (смеется). Только когда состояние Сида стало ухудшаться, и в группе возник внутренний конфликт, отношения действительно разладились.
Завсегдатаи андерграундных клубов утверждали, что альбом не дает представления о том, как команда звучала на сцене. Пит Тауншенд вообще назвал пластинку "ужасной жвачкой" и заявил, что "парень, который ее продюсировал, просто занимался онанизмом". Вы видели коллектив вживую и слушали пластинку каково ваше мнение?
The Who вообще единственная рок-группа, которой удалось достаточно близко подойти к адекватной передаче своего "живого" звука на пластинках. С этой субъективной точки зрения Пит прав, хотя уничижительная оценка, которую он дал Норману, незаслуженна и несправедлива. Что такое пластинка? "Консервированные" эмоции, вот что! (Смеется.) Экспериментальный саунд "флойдов" было в принципе невозможно "законсервировать".
Весной 1967-го на Эбби-роуд практически одновременно "битлы" записывали "Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band", "флойды" "The Piper at the Gates of Dawn", a Tomorrow свой одноименный альбом. Все три пластинки вошли в "золотой фонд" британской психоделии, и до сих пор ведутся споры о взаимных влияниях. Что вы можете сказать по этому поводу?
Какая-то общая "аура", безусловно, существовала, но прямых заимствований не было. Да, мы были друзьями, но все-таки и соперниками тоже, поэтому не могу сказать, что уж очень спешили поделиться своими находками. Так что мы работали параллельно, а не вместе.
Tomorrow и Pink Floyd были друзьями?
Да, хорошими друзьями; они были братьями по духу, членами маленькой психоделической коммуны. А как Стив Хоу относился к Сиду? Ведь оба были незаурядными гитаристами, звездами андерграунда, а отношения между такими людьми зачастую бывают непростыми... Они были друзьями. Соревнование шло на уровне идей, а не простых амбиций. У Стива был свой гитарный стиль, не имевший отношения к творческой манере Сида, и Хоу никогда бы не стал тратить время на соревнование из ревности. Никогда.
"«УХОД» СИДА ЭТО НЕ ТРАГЕДИЯ"
Когда вы заметили перемену, произошедшую в Сиде?
(Пауза.) Честно говоря, я вообще ее не заметил... Уход Сида в себя это был долгий процесс, а не какое-то разовое событие. Мне всегда казалось, что он с самого начала чувствовал себя более комфортно в собственных мечтаниях, чем в центре всеобщего внимания. Да, Сид мог предстать перед нами обаятельным, искрометным, но такие моменты были исключением, а не правилом.
Сид был не единственным рокером, не вернувшимся с "другой стороны", но его путешествие было не только наименее трагическим, но и во многом наименее саморазрушительным. Он просто переместился в иную реальность, безмятежную и счастливую, и остался там навсегда. И давайте признаем, что для каждого человека реальность это то, что он считает реальностью. Поэтому у каждого она своя.
Каковы, на ваш взгляд, были причины этого "перемещения"? Наркотики?
Без сомнения, они ускорили изменения в психике Сида.
И как часто он был "под кислотой"?
Для музыкантов, подобных Сиду, "кислотные путешествия" были образом жизни, а не способом иногда расслабиться и "словить кайф". Так что правильнее было бы спросить: "Как часто он не был "под кислотой"?".
А психологическое давление? Все ведь ждали от Барретта очередного хита...
По собственному опыту могу сказать, что это действительно очень тяжело. Вообще, творческий процесс это что-то вроде того, чтобы одновременно и заниматься любовью, и рожать ребенка. И это очень трудно делать под давлением, особенно на людях! (Смеется.)
Как, вы считаете, Сид Барретт покинул Pink Floyd ушел сам или его ушли?
Было бы несправедливо сказать, что Сида уволили. Он, того не желая, уволил сам себя конфликт Сида с командой был только следствием конфликта внутри него самого. Его психическое состояние больше не позволяло Pink Floyd быть единым целым. Поставьте себя на место остальных ваш лидер вдруг пошел "другой дорогой". Естественно, это приводит к разочарованию, раздражению, обидам, даже враждебности. Такую ситуацию можно правильно оценить только по прошествии времени, а в момент, когда все это непосредственно происходит, никто не понимает, что за чертовщина на самом деле творится.
В этом году Роджеру Барретту, "человеку, который был Сидом", исполняется 60 лет. Что бы вы пожелали ему в день рождения?
Здоровья, ясного сознания, мира и быть довольным своей жизнью.
Так в чем же, по-вашему, уникальность таланта Барретта?
Для меня Сид был самым оригинальным из всех британских рокеров. В то время как все остальные (включая даже Beatles) пришли бы в студию с пачкой сорокапяток своих героев и стали бы умолять продюсера: "Давайте запишем что-нибудь в этом духе, сделаем звук, как у артистов "Stax", или "Atlantic", или "Motown", Сид просто улыбнулся бы и отправился "за звуком" внутрь себя.
Автор выражает благодарность за помощь при подготовке материала.
Корреспонденция
На письмо отвечает:
Владимир Импалер
Источник: журнал "InRock", N18, весна 2006 г.
Далее фрагменты
интересной дискуссии, возникшей на форуме
www.pink-floyd.ru. Участник форума
Igor подвергает критике
материал позапрошлого номера журнала, посвященный воссоединению Pink Floyd. Публикуем его высказывания
с некоторыми сокращениями.
Итак, 16-й номер журнала "InRock" (2005 год), статья "Сказка со счастливым концом?", стр. 40: автор опускает период с 68 по 73 год, где Гилмор был если не единственным лидером группы, то уж вторым точно. И приводит список вещей с его авторством, начиная с 75 года, когда Уотерс уже ринулся к единоначалию. И тут начинается. "Дэвид сочинил знаменитый проигрыш в "Wish You Were Неге". Как это понять? Проигрыш звучит в начале, середине и конце песни, а вся ее мелодия держится именно на этом проигрыше.
Еще написано, что Гилмор "написал музыку "Dogs" (кроме финальной части)". Хорошо. Но ежели автор статьи прав, то каким образом разным композиторам принадлежат мелодические моменты "And when you loose control!" и "Who was burn in a house full of pain!"? Это ведь та же самая мелодия в разной аранжировке. И следует в обоих случаях после аналогичного гитарного проигрыша. (Не отворачивайтесь, пожалуйста, от моих слов, с мыслью: "Ну вот, снова он начинает вилами по воде писать!" Внимательно вчитайтесь в эти доводы.) Вторая часть "Собак" реминисценция первой. Более отчетливая даже, чем подобное происходит в "Echoes" и "Атом Heart Mother". Мелодия эта, кстати, очень близка к "Near the End" и финалу "What Do You Want from Me". Сравните. Представьте, как Родж спел бы, крича, "And then you feel you're near the end! / Will you just turn it over and start again!" Или "You can drift, you can dream..." В конце Dogs" выдох: "Who was dragged down by the stone!" В конце же "What Do You...": "What do you want from me?!!" И каденция. Почти аналогичная.
Далее автор пишет, что все остальное Уотерс написал в одиночестве. Если называется период с 1975 по 83 годы, то он забыл упомянуть огромный вклад Райта в "Wish You Were Here" и Эзрина в "The Wall".
Там же: "Уотерс был смертельно обижен на Гилмора за то, что тот играл его песни на концертах, не сохраняя концептуальности замысла".
Ну ничего себе! Взять хотя бы вещи из "The Wall в концертнике 88 года. Куда уж концептуальнее распределены! И что значит "его песни"? Из "Radio KAOS" и "Amused to Death"? Вроде бы за таким занятием группа без Роджера замечена не была. Тогда какие же это его песни? А чьи песни играла группа Роджа в его сольных концертах? "Dogs", Time", "Comfortably Numb". И где в шоу "In the Flesh" уровень концептуальности, превосходящий туры PINK FLOYD 87-94 годов? Тот же набор песен, более-менее подтасованный по смыслу.
Далее: "Lapse" и "Bell" музыкой своей напоминали прежние работы, но не были наполнены смыслом".
Здрасьте! Два бессмысленных альбома! Даже если поверить, что мыслей в них высказано меньше, чем, скажем, в 73 и 75 (в которых, между прочим, текстовая часть по объему уступает как 87 так и 94), то уж в любом случае они не абстрактнее, чем "Atom Heart", "Meddle" и даже "Wish You". Или группа стала другой по сравнению со "смыслоперегруженными" 77, 79 и 83? Но обратите внимание, как сильно эти работы, в свою очередь, отличаются от 68, 69,71 и даже 75. И музыкально, и лирически... И не было ли для многих счастьем возвращение группы за Стену, к той самой "бессмысленной" эстетике? Причем вместе с сохранением лучших идей 79...
Сказать, что 87 и 94 лишены смысла, даже хуже, чем сказать, что в записанном без участия Райта и авторства Гилмора "The Final Cut" нет хорошей музыки. Такое, кстати, нередко приходится слышать. Ни с тем, ни с другим я не согласен.
И что такое критерий наполненности смыслом? Тексты про "самоубийственных япошек" и Маргарет Тэтчер? Но в таком случае одна только лаконичная "A New Machine" заткнет за пояс всю многоэтажную ругань "The Final Cut".
Далее. "Гилмор и Уотерс вечные антагонисты, земля и воздух, плоть и дух PINK FLOYD... Роджер творец, проповедник, учитель, вынесший на своих плечах неимоверный груз после ухода предыдущего лидера. Дэвид человек, занявший место Барретта в буквальном смысле как певец и гитарист".
Красиво звучит. Я бы даже сказал, поэтично. Но, к сожалению, журналистов мало заботит то, что они трогают не формулу "дважды два четыре", а великое, неисчерпаемое. История группы PINK FLOYD слишком уникальна и многогранна для того, чтобы, раскрывая ее, кидаться общими определениями.
И тот и другой способны быть как плотью, так и духом... И вообще, если уж пользоваться теосовско-метафизической терминологией, то душой группы я бы назвал Барретта, Райта и Гилмора, разумом Уотерса, а плотью Мэйсона.
И опять же Роджера выдают за великого гуру, в одиночестве тащившего группу к олимпам всемирного признания, а Гилмор опущен до уровня обыкновенного исполнителя.
И давайте гадать теперь, чем была группа, начиная с "Animals". Когда она была бездушной, когда бесплотной, а когда безмозглой... Не лучше ли понять, что это всегда PINK FLOYD? Великая команда, способная представлять себя в различных качествах, меняться, оставаясь собой. По внутренней ли сути, по внешним ли признакам... Какая разница? Группа та же. И в какой-то период определенные настроения в силу определенных же причин могут превалировать. Ну и что? НУ И ЧТО?????
Ну и что тут сказать... Это ваше мнение, уважаемый Igor, а у меня есть мое. Все сводится к сакраментальному вопросу "кого ты больше любишь, маму или папу?" и не менее сакраментальному ответу: "обоих". То же самое с Гилмором и Уотерсом. Я допускаю, что вы, как маститый фэн, знаете в сто раз больше о любимой группе, но от этого ваше мнение не станет истинным, а мое ложным, потому что мы имеем дело не с доказательствами теорем... А читатели могут теперь прочесть ваши аргументы, сопоставить их со своим восприятием музыки Pink Floyd и сделать свои выводы. И все вместе продолжать "трогать неисчерпаемое", благо "Флойды" не божества, а обычные люди, и вы не жрец их культа. Право сравнивать, анализировать, критиковать музыкантов есть, к счастью, у всех.
