Hey you,
With your ear against the wall
Waiting for someone to call out
Would you touch me
Roger Waters (Hey You)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку



A Momentary Lapse of Reason: турне

(окончание, начало: Интродукия, Анализ произведений.)

3 октября 1987 года группа выпустила сингл с заглавной композицией "LEARNING TO FLY" и довеском в виде "ONE SLIP" и двух версий "TERMINAL FROST". (В Штатах это был сингл "LEARNING TO FLY" / "TERMINAL FROST", достигший относительно высокого 70-го места). Для уже купивших альбом наибольший интерес могла вызвать лишь заключительная композиция, представляющая из себя весьма своеобразный микс "Terminal Frost" (стихающий чуть раньше, чем в альбоме): на специальной студийной аппаратуре возможно было прокрутить номер без соло-гитары, что позволяло фэнам-гитаристам вписать в партитуру собственную партию. Что касается трёх первых номеров, то "LEARNING TO FLY" была несколько сокращена в интермеццо и очищена от собачьего рёва в финальной части (в клипах идентичную версию открывает шум ветра), а "ONE SLIP" представляла из себя заметно урезанный в начале и середине вариант, где финальный припев звучал с повторением.
Торгерсон реализовал две версии промо-клипа на "Learning to Fly": один для широкого показа, другой – только для MTV. Оба перекликаются наличием тех же ("кастанедовских") персонажей и даже использованием идентичных эпизодов, однако никак не связаны с видеовставками, демонстрируемыми во время исполнения песни на концертах.

Первое турне под названием "American Tour" началось 9 сентября 1987 года концертом в парке Лэнсдаун (Оттава, Канада). Новая аудиосистема, по всем показателям оставившая позади прочих гастролировавших тогда знаменитостей, дополнялась богатейшей экипировкой светового оборудования, включая лазеры. Всё это роскошество было поставлено на службу вернувшимся в формате трио флойдам, в традиции шоу "The Wall" усиленным внушительной командой приглашённых музыкантов и певцов: Джон Кэрин (клавишные, синтезатор, подпев), Тим Ренвик (гитары, подпев), Гай Пратт (бас-гитара, вокал), Гэри Уоллис (перкуссия), Скотт Пэйдж (саксофон, ритм-гитара), Маргарет Тэйлор (подпев, бубен) и Рэчел Фьюри (подпев, бубен).
Почти тридцати тысячам североамериканцев, пришедшим на вступительный концерт вернувшихся гигантов, повезло: первый выход получился одним из лучших (единственная незначительная заминка – исполнительская неуверенность Райта и Мэйсона, как следствие длительного отсутствия подобающей концертной практики) – музыканты, крайне заинтерисованные в изначально хороших отзывах рецензентов, играли с выдающейся отдачей.
Представление открывалось незначительно сокращённой версией "Echoes" (без некоторых инструментальных ходов и с исключением второго куплета ("And no one showed...")), указывающей на всё ещё высокую оценку группой своих ранних вершин (отрадный факт для большей части аудитории, чья память об удалённом от истоков "The Final Cut" была ещё свежа). Из "Meddle" также звучал инструментал "One of These Days". В программу входило полураздробленное исполнение всего материала "A Momentary Lapse of Reason", четырёх хитов из "The Dark Side of the Moon", двух из "Wish You Were Here" и трёх из "The Wall". Как и в ходе всего турне, ни одной композиции из "Animals" и "The Final Cut" представлено не было. (Группа репетировала "Sheep" и работала над её визуальным оформлением, однако в последний момент Гилмор решил, что в этой песне его вокал прозвучит неубедительно.)
На первом из трёх следующих концертов, прошедших 12, 13 и 14 сентября в монреальском зале "Montreal Forum", даже после выхода группы на бис пятнадцать тысяч человек в течение двадцати минут орали, свистели и хлопали, требуя повторного возвращения героев незабываемого вечера... Обескураживающая настойчивость поклонников вынудила группу дополнить сет первой частью "Shine on You Crazy Diamond", лишь пару раз сыгранной на августовских репитициях. Как бы то ни было, уже на двенадцатом концерте эпическое воззвание к Сиду вытеснило "Echoes".
Как и прежде, в новых шоу ряд произведений сопровождался симбиозом продуманного до мелочей света и видеосюжетов, проецируемых на знаменитый циркулярный экран. Частью это были новые работы Сторма Торгерсона ("Signs of Life", "Learning to Fly", "The Dogs of War", "On the Run"), частью – анимация Иэна Имса ("Time") и Джеральда Скарфа ("Welcome to the Machine"), оставшаяся с прошлых турне, а также документальная нарезка из начала семидесятых ("Us and Them", "Money").
Сотрудничество Джонатана Парка и Марка Фишера с параллельно гастролировавшим Уотерсом исключило возможность их появления в авангарде многочисленной команды дизайнеров и техников группы. Однако этот минус значительно уравновешивался участием Марка Брикмана – специалиста экстра-класса в области светового оформления концертов, отлично зарекомендовавшего себя в глазах флойдов во время их гастролей вначале десятилетия. Скооперировавшись с впервые привлечённым мастером по свету Пол Стэплзом, Брикман вновь возглавил визуальное обеспечение шоу. Возможность же воплощения своих уникальных фантазий ещё и через использование лазеров способствовала созданию целого ряда беспрецендентных имиджей. Неспроста репортажи тех лет о возвращении PINK FLOYD неизменно включали в себя описания "невиданных сценических спецэффектов" – новое компьютерное управление позволяло воплощать самые смелые дизайнерские идеи. Вес мобильного оборудования группы (с независимой системой энергоснабжения) приближался к ста пятидесяти тоннам, а число человек обслуживающего персонажа достигало уже двух сотен. Технически новые постановки оставили позади не только программу "In the Flesh", но и "PINK FLOYD – The Wall", до того непревзойдённую, и, в отличие от последней, неплохо окупались за счёт возврата на стадионы. (Впрочем, пару раз – в Москве и Венеции (лето 1989 года) – группа теряла деньги в лучших традициях своего прославленного флойд-альтруизма.)
Хотя в течение многих гастрольных месяцев происходила неизбежная корректировка идей, касающихся как непосредственно аранжировок, так и сопутствующих музыке аксессуаров (некоторое время шоу находилось в процессе интенсивного совершенствования), уже первые концерты демонстрировали публике Зрелище с большой буквы:
Гармония холодных тонов освещения дополняла музыкальную магию "Echoes" цветами водных стихий, помогая даже самым чёрствым зрителям прочувствовать волнующий посыл сыграного и спетого, а девять лет нигде не реализованный лидер-вокал Ричарда Райта подтверждал: PINK FLOYD вернулись по-крупному. (В контексте разлада с Уотерсом "Echoes" стала чётко продуманной манифестацией. С первых же минут заинтригованная публика получала пронзительное заявление приблизительно такого толка: "Вот – мы возвращаемся. Идём к вам серьёзно утратившими, но и кое-что успешно восстановившими. Вашему вниманию – музыка и голос одного из создателей группы, незаурядного композитора, вернувшегося к нам после долгой и болезненной отлучки. Многие из вас ещё незнакомы с нашим новым материалом. Но уже сейчас вы можете понять: мы вспомнили, что помимо паранойальных снов и региональных конфликтов существуют и другие сферы бытия – иные краски однажды нами же открытых гармоний...")
Композиции "A Momentary Lapse of Reason", неизменно продолжающие "Echoes", сопровождались дебютными видеосюжетами к "Signs of Life", "Learning to Fly" и "The Dogs of War".
Начиная с третьего концерта вся вторая половина нового альбома исполнялась в качестве единой сюиты, со строгой выдержкой оригинального порядка композиций, где вначале "Yet Another Movie" Гэри Уоллис бил в барабаны неоновыми палочками, а отчаянный филосовский выкрик Гилмора, в ходе исполнения обеих частей "A New Machine" выхватываемого из мрака светом призрачного прожектора, нёс на себе явный театральный оттенок. Под "Terminal Frost" в ослепительных красках лазерной завесы раскрывалась воспетая в музыке поэзия зимы, а во вступлении и финале "Sorrow" лазерные лучи скрещивались, являя зрителям метафору рокового пересечения небесных тел…
Знаменитая надувная свинья – своего рода тотем PINK FLOYD – появлялась во время исполнения "One of These Days", кружась над публикой и освещая её парой сияющих глаз.
Эффект и без того впечатляющего соло Ника Мэйсона в интродукции "Time" усиливало свечение уже знакомых по "Yet Another Movie" неоновых барабанных палочек, мерцающих разными цветами.
В финале "On the Run" над залом проносился макет самолёта (позже – огромная кровать с чучелом человека на ней) и "взрывался", "падая" рядом со сценой.
Безусловно, шокирующая анимация Скарфа, сопровождающая великолепное исполнение "Welcome to the Machine", явилась приятным сюрпризом для той части аудитории, чьё представление о PINK FLOYD сформировалось ещё относительно новым фильмом "PINK FLOYD – The Wall". Равно как и для бывалых фэнов, многотысячеголосым хором поддерживающих надрывное пение Гилмора.
Тыловая подсветка Дэйва теперь осуществлялась не только в завершении "Comfortably Numb", но и, с не меньшим эффектом, в ходе третьего куплета "Learning to Fly". Однако первая укрепилась ещё одной незабываемой аттракцией: в ходе заключительного соло над сценой возникал огромных размеров зеркальный шар (словно странная планета, зависшая меж голубых (прожекторных) туманностей), к самому финалу раскрываясь подобно цветку…
Во время исполнения "детской" части "Another Brick in the Wall" (part 2) сцена утопала в дыму и свете кружащихся прожекторов, а в сходных по саунду и ритму "One Slip" и "Run Like Hell" использовалось настоящее буйство лазеров, причём в ходе последней "выпускались на волю" почти все светоэффекты, погружая аудиторию в незабываемую атмосферу светомузыкального аффекта.
Первые звуки "Shine on You Crazy Diamond" сопровождались конусоообразным светом двух золотистых прожекторов, наплывающих на Райта и Кэрина подобно лунным лучам, пробившимся сквозь стремительно плывущие облака. В ходе затяжного вступления пьесы над сценой таинственно и аморфно переливался трёхцветный псевдогалографический "бриллиант".
Беспрецендентные сборы сопутствовали группе до конца года. Вместе с успехом "American Tour" не спадал спрос и на последний альбом, однако в декабре 1987 года PINK FLOYD вновь прибегли к дополнительной рекламе. За месяц до того, 3, 4 и 5 ноября, состоялись концерты в Атланте (Джоржия), целиком заснятые и записанные с целью подготовки "живого" альбома и видеофильма, две композиции из которых и вошли в последующий сингл. (Услышать же и увидеть полномасштабные релизы группа возможности так и не предоставила. Тем не менее, помимо четырёх песен, официально выпущенных в том или ином формате в течение нескольких ближайших месяцев, позже, неофициально, но в отличном качестве, стали доступными коллекционерам следующие бестыже украденные из архивов группы нереализованные фрагменты фильма: "Shine on You Crazy Diamond" (part 1), с очень глубокой подачей вступительных пассажей, "Learning to Fly", "Time", где гитарное соло Гилмор исполняет без стремления копировать оригинал, выдавая мелодические ходы, наиболее свойственные исполнению песни лишь в 1987 году, "On the Run", "Comfortably Numb" и "Run Like Hell", выпущенную группой только на аудио).)

Итак, новый сингл вышел 7 декабря 1987 года. Заглавной композицией выбрали перемикшировку альбомной версии "ON THE TURNING AWAY", следом запустив концертную запись "RUN LIKE HELL". В формате CD присутствовала и третий трэк – "живой" вариант "ON THE TURNING AWAY".
В перемикшировке "ON THE TURNING AWAY" из интермеццо исключили "Hammond", срезали партию задумчивой бас-гитары и значительно сократили гитарное соло финала: начинается со сфорзандо и стихает значительно раньше.
"RUN LIKE HELL" звучала очень близко к версиям 1980, 81, 84 и 86 годов: дополнительные аккорды вступления, поочерёдное исполнение вокальной партии (Гилмор, как всегда, – в левом динамике, а в правом, вместо Уотерса, Фита или Бандрика – Пратт), мощная каденция...
Отличалось от оригинала и решение концертного варианта "ON THE TURNING AWAY". В первую очередь аранжировкой последнего куплета, исполняемого более камерно (почти акапелла) и ярковыраженными бэк-вокальными вставками в ходе финального джема.
Для обоих концертных трэков сингла свойственно не характерное для большинства "живых" записей других групп прозрачное и чистое звучание, с выразительными и мощными ударными. Слушая сей релиз несложно было убедиться, что разговоры о высоком качестве новой концертной аппаратуры PINK FLOYD – не пустой трёп.
Обе композиции исполнены при участии трёх дополнительных вокалисток, нанятых на последнее атлантовское шоу с целью усиления помпезности: лидера группы BLUE PEARL Дарги Макбрум и ещё двух, имена коих стали такой же загадкой для знатоков флойдовского творчества, как и имена певших в "Not Now John". Вероятно, и их бы не оставила слава, сумей они остаться с группой вместе с Макбрум, с тех пор прочно привязавшейся к PINK FLOYD.

Соответственно, на TV появились видеоролики, базирующиеся на материале, отснятом в Атланте. Клип на "On the Turning…" содержал не только кадры "живого" исполнения, но и художественные вставки в символическом стиле, используемом флойдами как до, так и после. (Глаз на весь экран, в глубине которого видны сначала докуметнальные кадры, публику на концерте PINK FLOYD, а затем Гилмора, напоминает эпизоды из оригинального клипа к "Money", где также появляется глаз, на мгновения перекрывающий пространство кадра. Нечто подобное мы можем видеть в фильме "PINK FLOYD – The Wall" (аж в трёх эпизодах), и на обложке альбома Роджера Уотерса "Amused to Death", а также в клипах для шоу "The Dark Side of the Moon", в частности – 1974 и 1994 годов. Сходные имиджи Сторм Торгерсон использовал и в оформлении упаковки альбома "P.U.L.S.E.". Стоит обратить внимание на ещё один примечательный компонент клипа на "On the Turning…": после показа сценических кадров на экране вновь временно возникает глаз, на фоне которого друг друга сменяют образы пламени, воды и облачной зари, кои являются ни чем иным, как астральными стихиями Райта (Лев – огонь), Гилмора (Рыбы – вода) и Мэйсона (Водолей – воздух). Здесь нелишне будет вспомнить, что в оформлении альбома "Wish You Were Here" задействована та же идея (а один из секторов изображённого там круга представляет пустынный пейзаж, то есть землю – астральную стихию Уотерса (Дева)) Следовательно, выкристаллизовывается своеобразная метафора: потеряв Роджера, Ричард, Дэйвид и Николас символически оторвались от земли, воспарив к новым горизонтам.).

"American Tour" завершился одинадцатого декабря концертом в Ванкувере (Канада). К тому времени и Роджер свернул своё сольное турне, также как и у PINK FLOYD ориентированное на Штаты. Несправедливо посредственная посещаемость "Radio K.A.O.S. Show" послужила для его создателя серьёзным и грустным уроком: (не считая нескольких единичных концертов) следующие гастроли Уотерса состоялись только через двенадцать лет.
Невзирая на плотный концертный график и Дэйв умудрялся давать свои сольные концерты, в качестве аккомпаниаторов чаще всего выбирая сессионных музыкантов группы. За время трёхфазовых гастролей такие отвлечения происходили у Гилмора не раз. Впрочем, он крайне редко играл на подобных выходах собственный материал. Чаще это были всевозможные джемы и трибьют-выступления.
В отличие от примирившегося с судьбой Уотерса, подписавшего с группой компромиссное соглашение 23 декабря и вернувшегося к плотной студийной работе, окрылённые гастрольным успехом Гилмор, Мэйсон и Райт уже через месяц (с 23 по 31 января 1988 года) объявились в Новой Зеландии и Австралии под флагами "PINK FLOYD – World Tour", ознаменовав начало мирового турне. Параллельно в Лондоне "отправилась в полёт" гитантская надувная кровать: пока их подопечные трудились за морями-океанами, EMI устроили очередную рекламу новой концертной продукции. Привязанная тросами к барже, кровать летала над Темзой, являя из себя отличную забаву для горожан и туристов. Кроме того, в нескольких точках Великобритании поступили в продажу розовые шары с надписью "Floyd", а в Сиднее в небо воспарила огромная надувная свинья.
Ряд шоу в Австралии и Японии продолжился повторной серией концертов в Северной Америке. Тем временем в мае был издан последний сингл в поддержку и без того идущего нарасхват "A Momentary Lapse of Reason".

Максимальная версия сингла, выпущенного 23 мая 1988 года, представляла из себя три композиции: "ONE SLIP", "TERMINAL FROST" и "THE DOGS OF WAR". Первая из них – альбомный вариант, вторая – также, но адаптированная для проигрывания на 33 скорости, а третья – концертная запись, взятая, как и две декабрьские, из материала, увековеченного в Атланте в ноябре 1987 года.
Именно "THE DOGS OF WAR" являлась в своё время наиболее притягательным номером этого релиза, поскольку довольно-таки весомо отличалась от студиоверсии: здесь вначале представлены новые звуковые эффекты (рычание и глухой лай собак) в сопровождении редких ударов "бочки" (в духе картины "Dogs"), подкреплённых стереоэхом. Кроме того, в течение пикового проигрыша гитара и саксофон сливаются в новый завораживающий дуэт. И в целом саунд подчёркнуто отличается от отшлифованного оригинала истинно рок-н-ролльной вальяжностью.
На "The Dogs of War" имелся и эффектный видеоматериал – воссоединение кадров "живого" выступления с художественными вставками, демонстрировавшимися также на концертах в ходе исполнения песни (в эпизодах – Дэйв Гилмор в роли Мэна, одержимого псами войны), который одновременно начали крутить на TV. В той же серии можно было увидеть концертную версию "ONE SLIP", с гулким грохотом рототамов, кружащимися стереоэффектами и полным драйва инструментальным дуэтом Пратта и Уоллиса (официальный релиз, расчитанный только для периодических телетрансляций): помимо кадров со сцены (отснятых 4 ноября, ещё до присоединения трёх дополнительных певиц) в ролик вошёл ряд экстремальных киноэпизодов, заимствованных из документальных и игровых фильмов довоенного периода.
Предположительно в тот же период в Штатах вышла промо-версия "THE DOGS OF WAR" – перемикшировка оригинала, начисто отсоединённая от "One Slip" (стихает в тишине) и содержащая вчетверо укороченное вступление.

В Европе флойды объявились лишь в июне. Однако уже в конце лета они опять выступали за океаном. А с девятнадцатого по двадцать третье августа в легендарном зале Нью-Йорка "Nassau Coliseum" было отыграно пять заключительных концертов "PINK FLOYD – World Tour", материал которых, целиком записанный и отснятый, планировалось использовать при отборе вещей для следующего релиза группы.
Уже в ноябре 1988 года свет увидел первый полномасштабный концертный альбом PINK FLOYD, позднее вошедший в историю рок-музыки как одна из наиболее качественных "живых" записей.

Дальше
   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2019. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте