And if I open my heart to you
And show you my weak side
What would you do
Roger Waters (The Final Cut)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку



Live 8 и воссоединение Pink Floyd

Автор статьи:  Александр Воробьев

2 июля состоялся многочасовой музыкальный марафон, проходивший одновременно в 10 городах мира: в Лондоне, Париже, Берлине, Риме, Филадельфии, Торонто, Токио, Йоханнесбурге, Эдене и Москве. Целью этого проекта было обратить внимание лидеров Большой восьмерки на проблемы стран Африки.

Цитата с официального сайта Live 8: "Каждый божий день 30 000 детей умирают – бессмысленно – от крайней нищеты. 6 июля у нас, наконец, появится возможность сказать «нет!» этой позорной статистике. 8-ми мировым лидерам, собравшимся в Шотландии на саммит «большой восьмерки», будет представлен реальный план действий: как удвоить объемы помощи, сократить долговое бремя и создать справедливые законы торговли. Если эти 8 человек согласятся, именно наше поколение покончит с нищетой."

Ситуация с трансляцией Live 8 в России оставалась неясной до последнего момента. Радиостанция Европа Плюс объявила, что будет вести прямую трансляцию концерта в лондонском Гайд Парке, однако в действительности это представляло собой следующее: они вставляли какие-то фрагменты из Live 8 в свой обычный эфир с опозданием на час, перемежая их русской поп-музыкой. Эфир был завершен задолго до события, которого все ждали — воссоединения Pink Floyd, которое, собственно, и было причиной, из-за которого я и еще многие мои знакомые смотрели этот концерт. Телеканал ОРТ не стал показывать даже концерт на Красной площади в Москве в прямом эфире, зато потом показали повтор интересных моментов концерта (при этом Pink Floyd был в районе 7:25 по московскому времени).

Однако не все с трансляцией обстояло так прискорбно. Компания AOL, вопреки ожиданиям, не стала требовать денег или хотя бы регистрации для просмотра, при этом позволяя оптимально выбирать качество трансляции и без проблем переключаться между основными городами вещания (Лондон, Париж, Берлин, Филадельфия, Торонто, Рим, естественно, никакой Москвы).

Теперь о самих концертах. Сначала стоит сказать о тех, что я не видел. В Токио концерт начался раньше всех. Среди выступавших была исландская певица Bjork, выступившая впервые после продолжительного перерыва в концертной деятельности. Из других более или менее известных музыкантов стоит отметить группу Good Charlotte (США, Pop Punk). В африканских концертах участвовали в основном местные музыканты, поэтому ничего интересного для себя я в списках выступавших не увидел.

О концерте в Москве без слез не скажешь. Концерт решили организовать в спешном порядке на этой неделе, созвали всех, кого только можно. Состав участников Агата Кристи, Алёна Свиридова, Би-2, Дельфин, Гарик Сукачёв, Джанго, Линда, Моральный кодекс, а также Red Elvises и Pet Shop Boys. Короче говоря, ничего особенно выдающегося. Концерт я не видел, особого желания его смотреть у меня даже не возникало, хотя бы потому, что по сравнению с тем, что происходило в Гайд Парке (да и в остальных городах тоже) это выглядело довольно убого. В общей трансляции по AOL показывали, насколько мне известно, только выступление Pet Shop Boys. За счет вида самой Красной площади смотрелось хорошо. Хотя Pet Shop Boys — это, конечно, далеко не те, кто выступал в Лондоне и Париже. Про остальных вообще промолчу (хотя, надо признать, уровень исполнителей, участвовавших в московском концерте, был все же достаточно высоким). В общем, концерт у нас был организован в последний момент, чтобы не отставать от всех, поэтому ничего особенного ожидать от него было нельзя.

Первым в Гайд Парке было выступление Пола Маккартни и U2, исполнявших Sgt Pepper's Lonely Hearts Club Band. После этого U2 спели One и Beautiful Day (при исполнении второй из них Боно изменил слова и назвал все города, в которых проходил Live 8, в т.ч. и Москву).

Далее выступила британская команда Coldplay, выдавшая довольно мощный брит-поп. Для исполнения композиции группы Verve Bitter Sweet Symphony к ним присоединился ее бывший вокалист, занимающийся ныне сольной карьерой — Ричард Эшкрофт (Richard Ashcroft).

Выступавший следом за ними Элтон Джон исполнил две композиции со своей группой (причем это был еще один реюнион — именно в таком составе они записывали Goodbye Yellow Brick Road в 1973 году). Композиция T. Rex Children Of The Revolution была исполнена Элтоном Джоном вместе с бывшим фронтменом The Libertines Питером Догерти.

В это время параллельно шли концерты в Риме, где очень энергично и динамично выступили Duran Duran, отыгравшие довольно продолжительный и разнообразный сет. Их выступление было самым интересным местом концерта в Риме, после них же выступали разные местные команды, местами довольно интересные, но в целом скучные (впрочем, помимо них отыграли также Faith Hill и Tim McGraw исполнявшие кантри).

Достаточно интересный концерт был и в Берлине. Как раз в это время там зажигала команда Audioslave, образовавшаяся на основе Rage Against the Machine. После нее выступали панки Green Day, начавшие свое выступление с ругательств в адрес политиков. В числе других ими была исполнена и композиция группы Queen We Are the Champions. Германский концерт проходил в очень красивом, но очень неудобном для зрителей месте: перед Колонной Победы (подробнее см. здесь). Из-за этого огромная масса зрителей, собравшихся на концерт, выстроилась будто бы в очередь, вытянувшуюся далеко вдаль.

Что касается основной массы выступавших на берлинском концерте, то это были в основном или панки, или девушки (Juli, Sasha, Joana Zimmer). Иногда эти категории пересекались друг с другом, как в случае с очередными представителями поп-панка Silbermond. Однако самое интересное на берлинском концерте было позже, о чем — в свое время.

В это время в Лондоне устроитель всего этого действа Боб Гелдоф вызвал на сцену Билла Гейтса, представившего Dido. Она дуэтом с известным африканским музыкантом Юссу Ндур (Youssou N'Dour) исполнила композицию на музыку Stan.

Примерно тогда же начался концерт в Париже, начало которого было заполнено различным регги. Одним из интересных моментов в начале парижского концерта было выступление Крэйга Дэвида (Craig David), который вместе с некой беременной девушкой исполнил композицию Beatles Come Together под акустическую гитару.

Одним из самых ярких выступлений парижского концерта стало выступление Muse. Их очень динамичный и напряженный сет включал как поздние, так и ранние композиции, в т.ч. Bliss. По моему мнению, по своему драйву это напряжение можно назвать одним из лучших в Live 8.

В Лондоне в то время шло выступление R.E.M., вокалист которых Майк Стайп (Michael Stipe) вышел с лицом, верхняя часть которого была раскрашена в синий цвет.

Начались и американские концерты в Торонто и Филадельфии. Концерт в Филадельфии, проходивший перед зданием Музея искусств, вел Уил Смит (которого внесли на троне несколько темнокожих девушек и юношей), исполнивший в ходе концерта также и несколько песен. Основную часть концерта в Филадельфии составляли различные рэпперы, например, Black Eyed Peas. Вместе с разнообразными рэп-исполнителями на сцене появлялись и родственники Боба Марли.

В Лондоне после нескольких не слишком ярких и интересных выступлений (рэп-исполнительница Ms Dynamite, группы Keane и Travis) вышел на сцену Боб Гелдоф. Он, вопреки своим заявлениям до концерта, исполнил свою композицию вместе с Boomtown Rats. Своей манерой пения, когда он как бы обращается к зрителям, Боб напомнил мне о его исполнении им In the Flesh в фильме The Wall.

Некоторое время спустя началось выступление Bon Jovi в Филадельфии, выступивших очень мощно и зажигательно. Их выступление было приятным исключением для любителя рока на фоне разного рода рэпа и поп-музыки, составлявших основу филадельфийского концерта.

Одновременно в Лондоне шло выступление Энни Леннокс. Две первые композиции она исполнила, сидя за фортепиано, при этом на экране шли кадры, показывающие нелегкую судьбу детей Африки. Ее эмоциональное и чувственное пение было названо многими одним из лучших моментов лондонского концерта. Завершающим номером ее программы была зажигательная Sweet Dreams, вызвавшая восторг как со стороны зрителей в Гайд Парке, так и тех, кто смотрел трансляцию.

После нее в Лондоне выступала группа UB40, представившая довольно приятное регги, внесшее разнообразие в музыку, исполняемую на концерте.

Параллельно с Bon Jovi и Леннокс в Берлине выступал Крис де Бург, представивший ряд душевных и проникновенных песен, в т.ч. самую известную свою композицию Ledy in Red.

После Леннокс на сцену Гайд Парка выходили рэпперы Snoop Dogg и группа Razorlight, вокалист которой начал выступление в шапке-ушанке, а закончил с обнаженным торсом. Одновременно в Париже шло выступление Yannik Noah под очень зажигательные барабаны, в Филадельфии выступали Destiny's Child, а в Торонто — Брюс Кокберн (Bruce Cockburn). Надо сказать, что в Торонто выступало довольно много songwriter'ов и фолковых музыкантов, из которых наиболее известным был Нил Янг (Neil Young), выдавший вместе со своей группой очень яркое выступление.

В районе 22:10 по московскому времени на сцену Гайд Парка вновь поднялся Боб Гелдоф, который вызвал туда африканских мальчика и девочку (эта девочка фигурировала в том фильме, который иногда показывали в процессе трансляции). В своей речи Боб сказал о том, что случай с этой девочкой служит подтверждением того, что детям Африки действительно можно и нужно помогать. На сцену вышла Мадонна, которая свою первую песню посвятила этой девочке. Все свои композиции Мадонна исполняла вместе с негритянским хором, очень эмоционально и энергично, двигаясь по сцене, падая на колени и т.д.

В это время в Риме шло выступление панков Cremonini, а в Берлине началось выступление A-ha, которые отыграли довольно длинный сет (он, впрочем, показался мне довольно-таки скучным, тем более, что происходящее в других городах отодвинуло их на второй план). В Филадельфии тогда же на сцену вышли фолк-рокеры Dave Matthews Band.

Концерт в Торонто достиг своей кульминации, когда на сцену вышли Deep Purple, отыгравшие сет из трех песен, включая Smoke on the Water. Выступление показало, что Йен Гиллан находится в достаточно неплохой форме. Порадовали гитарные соло Морса и клавишные Эйри. По моему мнению, выступление Deep Purple было одним из лучших среди хард-рок-групп, участвовавших в фестивале.

Выступления в Лондоне этого времени слились в какой-то единый поток, потому что ощущение грядущего воссоединения Pink Floyd затмевало всех выступающих. В это время там выступали Джосс Стоун (Joss Stone), группы Scissor Sisters и Velvet Revolver (и те, и другие вышли в довольно экстравагантных костюмах, что вызвало у меня желание охарактеризовать их как глэм).

Одновременно в Филадельфии играли Linkin Park. В одной из песен к ним присоединились также и Jay-Z. Еще одним заметным моментом концерта в Филадельфии было выступление Def Leppard, отыгравших достаточно мощный сет.

В общей трансляции AOL во время выступления Def Leppard была показана Москва, где в этот момент на сцене находились Pet Shop Boys, исполнявшие одну из самых известных своих композиций.

Примерно тогда же в Лондоне вышел на сцену Стинг, выступление которого стало еще одним из ярких моментов концерта в Лондоне. Ярким как в плане музыки, сыгранной на очень высоком уровне, так и в плане визуальных эффектов: на экране во время сета Стинга демонстрировался видеоряд, связанный с Live 8. В частности были показаны портреты всех лидеров стран Большой восьмерки на фоне государственных флагов этих стран. Был показан в том числе и портрет ВВП.

Одновременно в Берлине началось выступление Roxy Music, которые завершили берлинский концерт. Помимо собственных композиций им была исполнена кавер-версия песни Джона Леннона Jealous Guy.

За Стингом следовали выступления Марайи Кэри (Mariah Carey), бесновавшейся вместе с толпой каких-то негров, и Робби Уилльямса (Robbie Williams). Уилльямсом была исполнена также песня Queen We Will Rock You.

В это время в Филадельфии играли свой сет Maroon 5 (в числе прочего ими была исполнена песня Keep On Rocking In the Free World, которая прежде исполнялась Нилом Янгом и Pearl Jam), а в Париже выступали Placebo. Их выступление было достаточно ровным, однако, по-моему, не столь ярким как у Muse.

Замечательным моментом концерта в Гайд Парке было выступление The Who, которые выдали очень мощный и драйвовый рок-н-ролл. Были исполнены такие композиции, как Who Are You, Won`t Get Fooled Again и Baba O'Riley.

The Who были преддверием того, ради чего я и смотрел все это действо — воссоединения Pink Floyd. Параллельно с PF в Париже шло выступление The Cure, в Торонто начали выступать Motley Crue, а в Филадельфии — Стиви Уандер. Однако все это, само себе достаточно интересное, казалось совершенно вторичным по сравнению с тем, что должно было начаться через несколько минут. Было понятно, что на следующий день видео выступления будет доступно, что можно не сидеть и не ждать. Однако уйти в тот момент было нельзя, поскольку ощущение было тогда примерно то же, как если бы Новый год отмечать не ночью, а на следующее утро.

The Who закончили свое выступление в 1:50 по московскому времени. Начались минуты напряженного ожидания. Вдруг над полем Гайд Парка раздались звуки сердца, так хорошо знакомые, те, что звучат в начали великолепнейшего альбома Dark Side of the Moon.

Звучат первые звуки Breathe. На сцене ЧЕТВЕРО: Уотерс с бас-гитарой, Гилмор с гитарой, Мейсон за ударными и Райт за клавишными. Все настолько потрясает, что начинаешь сомневаться в реальности происходящего.

Money. На экране идут клипы. Поражаешься: Гилмор несмотря на свой возраст в великолепной форме: это касается и гитарной игры, и вокала. Счастливый Ник Мейсон за ударными. Ему и Бобу Гелдофу надо быть благодарными за то, что мы видим. Народ в Гайд Парке наслаждается музыкой. Судя по лицам некоторых, они тоже не могут поверить, что перед ними настоящий Pink Floyd в полном составе.

Wish You Were Here. На фоне вступления Уотерс говорит: "Вообще, это довольно-таки эмоционально, стоять здесь с этими тремя ребятами после всех этих лет. Стоять здесь, чтобы быть в итоге вместе со всеми вами. В любом случае, мы делаем это для тех, кого сегодня нет здесь, и в особенности, конечно, для Сида". Звучит вступление, которые заполняет тебя всего. Начинает петь Гилмор, и слова песни в связи с происходящим приобретают какой-то особый смысл. А потом — удивительно — куплет продолжает Уотерс. И пусть он поет в смысле вокала не самым лучшим образом, видно, как он наслаждается всем этим, насколько эмоционально он все это ощущает.

Comfortably Numb. Все как раньше, все как на Стене — Уотерс, Гилмор, Уотерс, Гилмор. Девочки-бэквокалистки отступают на второй план, хотя на концертниках конца 80-х — 90-х годов создавалось ощущение, что они члены группы. А здесь нет — вот она, эта четверка. Поют очень душевно.

Я в восторге, я растворяюсь под эти звуки, я дождался.
И в конце выступления — потрясающий кадр: ЧЕТВЕРО на фоне белой стены, ОБНЯВШИСЬ. Кто бы мог себе это представить еще в начале года?

Концерт в Лондоне закончился тем, что все участники вышли на сцену и исполнили Hey Jude Beatles. Но на то, чтобы смотреть, что было после Pink Floyd и что происходило в это время в Париже, не оставалось никаких сил. Кстати, в Париже продолжали свое выступление Cure, принявшие готичные образы и выдавшие очень мощный сет, который, впрочем, был отодвинут на второй план.

Итак, скептики ошиблись. Они выступили. Они выступили замечательно. Может быть, какие-то мелкие недостатки и были, но при таком волнении это неудивительно. И было видно, что все это не напоказ. Достаточно было хоть раз взглянуть на Уотерса, чтобы почувствовать, как остро он все это переживает. Ник Мейсон был просто счастлив, сидя за своими ударными. Гилмор сохранял спокойствие на лице, но явно наслаждался музыкой. Рика Райта показывали мало, поэтому о нем что-то сказать трудно, однако прощальная улыбка показала: и он рад произошедшему. И прощание с публикой — это было точно не напоказ. Это было примирение после двадцатилетней вражды. Примирение всей четверки, которая долгие годы играла вместе, издавала такие шедевры, среди которой позже начались разногласия, породившие массу взаимных обвинений. И вот они нашли в себе силы вспомнить далекое прошлое и поиграть, как играли раньше. Пусть это разовое мероприятие, пусть даже после этого будет точка, но зато какая точка! Такого чувства единения группы не было давно, чуть ли не с самых Помпей. И это доставляет такое удовольствие тем, кто любит группу, что можно забыть весь тот негатив, который был раньше.

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2019. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте