You'll lose your mind and play
Free games for may
Syd Barrett (See Emily Play)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку



Возвращение домой

David Gilmour
Remember That Night
Live At The Royal Albert Hall

Автор статьи:  Павел Пономарев

DVD Remember That Night Есть хорошая музыка, которую необходимо постигать, для чего требуется определенная внутренняя работа, можно сказать дисциплина. Это – как "авторское кино" или "настоящая литература". Но есть не менее хорошая музыка, которая приходит к нам легко, что отнюдь не свидетельствует о простоте или легковесности – скорее, она сама как бы подталкивает нас к пониманию, постижению ее. Для меня такой музыкой в 2006 году стал вышедший после 22-х летнего перерыва очередной сольный альбом Дэвида Гилмора On An Island. Вдохновленный и восхищенный услышанным, я терпеливо ждал последующего выхода DVD. И вот, в конце октября 2007 года двойной DVD Remember That Night стал моим. Он не обманул ожиданий — ни качеством изображения и звука, ни, самое главное, содержанием. Первоначально у меня было некоторое недоверие к оформлению – "просто Гилмор с гитарой", да еще в красноватых тонах (хотя тут есть явная перекличка названия DVD и одной из композиций альбома) – это казалось вызывающе не концептуальным даже после довольно спокойного дизайна CD. Но сомнения рассеялись, стоило взять данное издание в руки. Концертные фотографии хороши, разнообразны и усиливают предвкушение просмотра, а пространственное решение меню под струящиеся вариации студийных треков отлично настраивает на дальнейшее Действо.

Итак, вот оно... Беспроигрышно завораживающее начало — замедленный проход участников под Speak To Me, переходящую в Breathe (In The Air) уже на сцене. Это классика. Это невозможно не слушать, невозможно не смотреть – благо, сыграно и спето великолепно, и первые же мгновения – Гилмор за лэп стил гитарой и с черным Stratocaster за спиной, Райт за клавишами... От Стиви Ди Станислао возникает реальное впечатление, что и Ник с ними, молодой и очень бодрый — все "фирменные" сбивки Мэйсона сыграны в лучшем виде. Pink Floyd! — Ну, почти. Во всяком случае, по звуку и проработанности всех партий – идеально. В Time Дэвид выдает брутальность, напор в вокале, и Рик поет именно так, как необходимо. Тема отлично "раскачена", Дэвид играет близкое к оригиналу соло. Немного не хватает женских бэк-вокалов... Номера из The Dark Side Of The Moon слушаются на одном дыхании, и я постфактум сожалею о мимолетности мгновения. Но на то есть веская концептуальная причина – впереди исполнение альбома On An Island, и не стоит смещать акценты. Это лишь большая интродукция.

Castellorizon всегда впечатляла меня своим драматизмом и монументальностью. В основной части композиции, мне кажется, получили развитие некоторые музыкальные идеи Let’s Get Metaphysical с альбома About Face, но реализованные на более глубоком и личном уровне. Гилмор прекрасно играет тему живьем, звук гитары тянется, одна фраза перетекает в другую. Дэвид – замечательный мелодист, в его партиях техника никогда не преобладает, затеняя мелодию. Есть немало людей, считающих, что он недостаточно быстр или техничен. Оставим это на их совести, музыка – не спорт. Мне доставляет огромное удовольствие слушать и смотреть, как Дэвид играет – он погружен в себя, его бенды (изменение высоты тона звучащей струны путем ее "подтяжки", т.е. сдвига в вертикальной плоскости пальцами на грифе – прим. авт.) действительно велики и при этом точны, а звук – насыщенный, прекрасно интонированный и моментально узнаваемый. Гитара кажется продолжением его самого. То, что концертная трактовка многих студийных версий соло зачастую не сильно отличается от оригинала – думаю, хорошо. В одном из интервью Гилмор говорил, что любит находить в концертах других музыкантов знакомые по их записям партии, а не что-то совершенно неожиданное и, возможно, не всегда удачное. В случае Дэвида, большинство его студийных сольных партий и на альбомах Pink Floyd, и на собственных альбомах – отлично проработанные, самоценные, и вряд ли нуждаются в серьезной перелицовке для живого исполнения — разве что, в некотором развитии, добавлении мелизмов, штрихов, ритмических нюансов. Хотя в концерте Дэвид изредка заигрывается мелодически и ритмически — это не портит общего впечатления, а добавляет непосредственности и драйва. Но свободная импровизация, как мне кажется, не его конек. Он именно "думающий" гитарист, и типичные для многих музыкантов стихийные живые импровизационные отступления не всегда в его случае идут на пользу общей завершенности композиций.

On An Island. Песня, которой я заболел сразу и окончательно (как в свое время и High Hopes) – едва первый раз услышал. Она очень близка мне по мелодике, настроению. Поэтому я и придираюсь, наверное, к концертной версии. Немного режет слух появившаяся в вокальной партии Гилмора хрипотца, ненужно контрастирующая с вокалами Дэвида Кросби и Грэхэма Нэша – на альбоме голоса звучат гармоничнее. Соло с Филом Манзанерой в две гитары – неплохо, но не дотягивает до студийного уровня, где Дэвид играл "сам с собой" – перекличка и подхваты не очень получились. Мне кажется, лучше бы Манзанера просто отыграл оригинальный кусок соответствующего соло Гилмора, а не импровизировал. В последнем соло Дэвид исполнил захватывающее развитие студийной версии, чуть скомкав переход в басы и завершив все великолепным финалом! Жаль только, что не сыграли в конце "три фортепианные ноты" в перекличку с гитарой – это была отличная фишка...

Если в On An Island все же думаешь периодически об альбомном варианте, то вот превосходно исполненная The Blue сильнее оригинала. Дэвид очень деликатно сочетает "естественные" бенды и использование педали Digitech Whammy, что делает партию текучей и по-особенному захватывающей.

В одной из отечественных рецензий на альбом On An Island я когда-то прочел, что в Red Sky At Night "Дэвид играет на саксофоне как на гитаре". В этом есть доля истины – авторское мышление гитариста чувствуется даже в партии на столь отличающемся, по сути, инструменте. Надо сказать, сыграно безупречно! Прекрасный концертный звук, все тонко, проникновенно, музыка обволакивает...

В This Heaven Дэвид со вкусом и драйвом выдал отличный блюз. И Gibson – правильный выбор гитары для этой темы. Группа играет задорно и мощно. Оригинальная версия песни в сравнении с подобным живым исполнением кажется несколько блеклой.

Достаточно размытая и воспринимаемая мной в альбоме скорее как зарисовка, инструментальная композиция Then I Close My Eyes получила великолепное концертное развитие. Тема стала законченной и самостоятельной. Немного "жидковат" здесь лишь Дик Перри, сыгравший ни о чем – возможно, на контрасте с не-саксофонистом Гилмором, исполнившим Red Sky At Night очень продуманно и хорошо.

Забавно, как перед Smile, во время представления группы, Дэвид, объявляя Рика (естественно – "мистер Ричард Райт"), в сторону от микрофона "подвыл" в унисон зрителям: "Ричард!". В концерте вообще много приятных и милых деталей, характеризующих атмосферу совместного музицирования как легкую и радостную.

Smile – воздушная, теплая и проникновенная. Прекрасные переходы с аккомпанемента на акустическую слайд-гитару и обратно. Слайд-соло прозрачное и простое – ничего лишнего, как и в самой песне. Чудесно! Сюда бы еще женский бэк-вокал под слайд и припевы...

Игра Джона Кэрина в концерте – пример замечательного профессионализма. Все клавишные партии и подпевки безупречны, частая смена клавишных на лэп стил гитару происходит очень естественно. При этом слайдом Джон играет исключительно чисто и деликатно, прекрасно поддерживая и дополняя партии Дэвида на протяжении всего выступления.

Take A Breath – первоклассный драйв и "светопреставление"! Психоделическая часть ненавязчиво намекает на Echoes. Дэвид самозабвенно импровизирует на черном "страте"...

Начало A Pocketful Of Stones стало более сумрачным, а сама тема получила более "тяжелую поступь" и стала психоделичнее (во многом благодаря отлично поставленному свету). Хотя нет воздуха живых струнных оркестра, но это не беда, да и Кэрин справляется. Альбомная версия была ближе к Sonnet 18 на музыку Майкла Кэймена, вышедшему на David Gilmour In Concert, и я всегда, слушая On An Island, воспринимал ее как музыкальное посвящение Кэймену... Рик очень хорош за фортепиано, вокал и соло Дэйва безупречны. Тема ошеломляет...

Вот и Where We Start. Дэвид взял гитару Gretsch, играет пальцами, а не медиатором, что отличается от его обычного звукоизвлечения. Тема прекрасно катится. Одна из моих любимых, наряду с On An Island. Соло стало длиннее, что пошло на пользу всей песне. В альбомной версии меня немного напрягала излишне "выпуклая" гитара, играющая арпеджированные аккорды и ритм. Да и под вокалом у сольной гитары в записи была пара слегка невнятных и запутанных моментов. В концертной версии – все великолепно! Дэвид очень гармоничен с пальцевой техникой на Gretsch, и выбор этой гитары здесь более логичен, нежели в David Gilmour In Concert. Мне не хватает только трех нот фортепиано в последнем сольном проигрыше – в записи эта фишка была чудесна... Вообще, песня, как и большинство сыгранного в концерте материала с On An Island, выигрывает у студийных вариантов. И что бы я ни писал здесь – ничто не передает действительного ощущения от услышанного.... Where We Start — прекрасная Coda отличного концертного исполнения альбома!

Однако концерт продолжает Shine On You Crazy Diamond. Гилмор экспериментирует, соединяя почти а капелла-исполнение с Кросби и Нэшем, напоминающее David Gilmour In Concert, и традиционное, в духе Pulse. Красно-белый Stratocaster, достаточно агрессивное соло в полновесных моментах и прозрачные арпеджио под вокалом куплетов. Вот в этой песне Дик Перри блеснул! Все слушается великолепно.

Fat Old Sun – отличное и неожиданно драйвовое развитие! По-хорошему грязноватое и "отвязное" соло на Telecaster в финале.

В последующей Coming Back To Life прекрасно сыгранное вступление (Pulse отдыхает) слегка обманывает дальнейшие ожидания – в конце второго припева Дэвид начал "терять голос" (камера выхватила Рика, озабоченно взглянувшего) и в финальном соло излишне нагрязнил. Такое ощущение, что он поспешил закончить песню.

Одна из моих любимых песен – High Hopes. Я обожаю ее альбомную версию и концертное исполнение с Pulse – где, как мне кажется, соло на лэп стил гитаре сыграно лучше всего. И я, естественно, придираюсь... Фортепиано во вступлении – резковато, стаккато здесь не нужно (у Кэймена в David Gilmour In Concert было лучше). Дэвид недостаточно легко играет соло на акустике с нейлоном – упрощает легато, чуть торопится. Вообще, не так много гитаристов в концерте способны качественно совмещать электрические гитары и нейлон. У Хэккета (ex-Genesis), к примеру, это очень хорошо, но он и шел скорее "от классики", а Дэвид — "от блюза". Гилмор всегда был "медиаторным" гитаристом, он отлично переходит в концерте с электричества на акустику с металлом, лэп стил и обратно, но чтобы нейлон хорошо звучал, необходима иная постановка правой руки и звукоизвлечение. А вот соло на лэп стил гитаре здесь – великолепное! И Coda с фэйдингом большинства инструментов, когда Дэвид снова берет нейлон и играет (почти безупречно) под аккомпанемент синтетических струнных Кэрина – очень проникновенно и захватывающе! Добавить бы сюда еще High Hopes choral из David Gilmour In Concert...

Исполнения Echoes я ждал с особым нетерпением. Первые ноты, извлекаемые Риком, будят далекие воспоминания... Вокалы Дэвида и Рика по-прежнему прекрасно сочетаются. Интересно, зачем укоротили классический рифф? Отличное соло Гилмора – по мне, так заслуженный студийный оригинал и близко не стоит. Дэвид играет здесь именно так, как просит что-то внутри меня. Несколько резковато начинается "катящаяся" часть с перекличкой Гилмор-Райт. Стиви Ди Станислао в процессе чуть ускоряется (уверен, намеренно), чем достигает еще большего концертного сходства с Ником. Очень техничный, думающий барабанщик, прекрасно чувствующий материал и группу! Наконец, хочется сказать и о Гае Пратте – универсальный (в хорошем смысле слова) бас-гитарист, всегда обеспечивающий отличную основу всем темам в концерте. В каком-то интервью Гилмор говорил: нет чего-то такого, что Пратт не мог бы сыграть. Вместе с Ди Станислао – фактически, идеальная ритм-секция в стилистике исполняемых произведений! Слушая Echoes, как и в начале, когда звучали Breathe и Time, у меня создается полное ощущение концерта Pink Floyd. Когда я смотрел этот DVD первый раз, то придирался к некоторым моментам в игре Рика Райта в Echoes. Сейчас я изменил свое отношение. Рик играет именно так, как необходимо – и здесь, и на протяжении всего концерта, на Hammond и Kurzweil... И Echoes реализована великолепно, глубоко! Единственно – я бы хотел чуть более продолжительного вступления и соло Дэвида... Но какой финал!

В Wish You Were Here Фил Манзанера продемонстрировал, что уроки "на кухне у Дэвида" не прошли зря – вторая гитара исполнена отменно. Впрочем, Манзанера во всех темах концерта играл к месту и хорошо. Голос Дэвида звучит очень молодо, песня сыграна и спета тонко, душевно и технически безупречно.

Было вполне ожидаемо, что с Кросби и Нэшем, участвовавшими в записи заглавной песни альбома On An Island и присоединившимися к нему в этом туре, Дэвид споет что-то дополнительно. И они блестяще исполнили Find The Cost Of Freedom — а капелла на три голоса.

Приятно после долгого перерыва увидеть Дэвида Боуи, но в Arnold Layne он спел средненько. У Боуи всегда был чуть детонирующий вокал, в этом своеобразная фишка. С возрастом (а может, сказывается потеря концертной формы) фишка стала больше походить на просто детонацию. В Arnold Layne это еще более-менее слушается, но вот в Comfortably Numb... (не к слову — на гитарном ремне Манзанеры со спины видна надпись "El Magnifico":)

Так вот, в Comfortably Numb Боуи ведет иную мелодическую линию, нежели поется в оригинале. Мысль "про терцию" неплоха, и подобный подход уже использовался Гилмором в концертах, но Боуи местами явно детонирует, а главное – вкрадчивый и более низкий вокал здесь уместнее во всех смыслах. Надо ли говорить, что остальные партии Дэвид и группа исполняют так, что понимаешь – к этому уже ничего нельзя добавить! И пусть немного не хватает оригинального басового "мяса" перед финальным соло – это мелочи. Импровизационное развитие сольных ходов Дэвида охватывает всю протяженность грифа, изобилует бендами и легато, и оно просто великолепно, а сам финал – грандиозен! Это Pink Floyd. Это David Gilmour...

Вот и все... Титры с фотографиями под инструментальный фрагмент Smile – очень милые, домашние. И прекрасная точка в концертном Действе – последнее фото: Дэвид и Полли...

На втором диске – разнообразные бонусы. Они, безусловно, интересны и могут существенно дополнить общее впечатление, но, в большинстве своем, на мое восприятие особо не повлияли. Мне кажется, ВСЕ уже есть здесь и без них. Напротив, запись From the BBC Mermaid Theatre concert мне показалась лишней. Номера сыграны сыро, в Castellorizon заметно, что Дэвид волнуется, играет грязновато... Лэп стил соло в High Hopes тоже, на мой взгляд, не особо получилось... Вот вокал Рика Райта в Arnold Layne и Comfortably Numb — понравился мне больше, чем версия Боуи. Приятно сыграна и спета Wot’s...Uh The Deal, а Island Jam 2007 – раскаченный и по-хорошему традиционный. Спонтанное акустическое Echoes – очень неожиданно и свежо! А после просмотра The Making Of "On An Island" я с удовольствием снова переслушал оригинальный альбом.

Отдельный разговор – Breaking Bread, Drinking Wine. Видео оставляет ощущение радостного праздника в доме старых друзей. Фильм прекрасно передает атмосферу семейности тура в лучшем смысле этого слова и действительно добрых отношений между всеми участниками. Возникает непреодолимое желание войти в картинку и как-то, по мере сил приобщиться к ним — талантливым людям, занимающимся замечательным и любимым делом... Возможно, я бы оставил на DVD кроме основной концертной программы только этот бонус. И фотогалерею. И Echoes. И Jam. И... :)

Возвращение домой (немного на отвлеченные темы)

"Where we start is where we end"*

...В 12 лет я решил пойти в музыкальную школу. В моей семье никто не играл на музыкальных инструментах, приятели же в ту пору в лучшем случае обладали бесценным знанием "трех блатных аккордов". В класс джазовой гитары меня по причине молодости не взяли, пришлось довольствоваться классической. Волею случая я попал к замечательному педагогу, его звали Юра. В музыке он предпочитал The Beatles, Led Zeppelin и Paco de Lucia. И сам потрясающе играл фламенко – легко, красиво, виртуозно. Когда в 80-х Paco de Lucia приезжал к нам с концертами, Юра, кажется, умудрился даже поджемовать с ним в гримерке. Мы довольно много разговаривали. "У тебя есть барышня?" – шутил Юра (он говорил именно "барышня"). Я смущался в силу возраста, а Юра продолжал свою мысль о том, что барышня, если она является "музой", может дать мощный толчок творчеству, развитию. Чувства могут рождать музыку, позволяя раскрываться глубинам внутри нас... Я был нерадивым учеником. Взросление ввергло меня в водовороты тусовок и отрыва, инструмент был надолго заброшен. Я не научился играть фламенко, не стал по-настоящему музыкантом. Но в момент самоопределения моими маяками в океане музыки стали великие группы периода расцвета арт-рока и прогрессивного рока. Не играя что-либо стилистически подобное им, в своей музыке я пытался использовать то, чему мне все же удалось научиться у Юры, наряду с почерпнутым у других своих духовно-гитарных учителей, одним из которых был и остается David Gilmour. И когда я смотрю Remember That Night – и основную концертную программу, и бонусы — то вспоминаю слова Юры о музе. У нынешнего Дэвида она присутствует и незримо, и зримо. И эта муза, Полли, имеет самое непосредственное отношение к творчеству Дэвида. В студиях, на концертах и саунд-чеках, в дороге между городами и странами концертного тура – она рядом. Она как крылья за спиной пожилого полноватого музыканта, давно потерявшего фотомодельную внешность и "хайр", атрибут 70-х. Музыканта, который обрел понимание простых, но очень важных вещей и нашел свой путь. Не путь протеста или отрицания и не путь популизма, не попытки войти второй раз в "ту же реку". Свой путь в Музыке, свой уникальный почерк. Да, можно сказать, что сегодняшнее творчество Гилмора в какой-то мере эгоистично по отношению к поклонникам Pink Floyd, но это "правильный" эгоизм – Дэвид делает то, что отражает его миропонимание и мироощущение, меняющееся с годами, и то, что доставляет ему удовольствие. И он делает это превосходно! Ему ничего никому не надо доказывать, не надо соответствовать ничьим ожиданиям. Мне кажется, таким и должно быть творчество.

Для меня Remember That Night (как и On An Island) – это своеобразное "возвращение домой". То, что я услышал на альбоме, а потом увидел на DVD, отзывается где-то глубоко во мне и переплетается с неуловимой, ускользающей, изменчивой и многогранной действительностью. Действительностью, пронизанной МУЗЫКОЙ...

"We walk ourselves weary,
Arm in arm
Back through the twilight
Home again

We waltz in the moonlight
And the embers glow
So much behind us
Still far to go..."

*(David Gilmour "Where we start")
  Все подробности металлопрокат великий новгород здесь.  
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте