If I were a good man,
I'd talk to you more often than I do.
Roger Waters (If)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > Стоя на голове, мечтая о странном

Стоя на голове, мечтая о странном

Автор рецензии:  Knyaz

Если вдруг меня спросят, какой из альбомов Pink Floyd мне нравится больше всех, то я, не задумываясь, отвечу: "Ummagumma". Задумавшись, правда, обязательно вспомню еще штуки четыре альбома, которые запросто могут претендовать на эту скромную, но ответственную роль. А подумав еще немного, приду к выводу, что любимого альбома, в общем-то, нет — уж слишком они разные, и далеко не всегда подлежат сравнению; на том и "закруглюсь", не придя к определенному решению — ведь что ни говори, отсутствие ответа тоже ответ. Но ведь если разобраться, в начале была "Ummagumma"...

Большинство маститых критиков и авторов книг о Pink Floyd "Ummagumm'у" или не любят, или просто игнорируют. Немного хвалят концертный диск, студийную же часть называют "результатом творческого застоя группы", "экспериментом, который провалился, потому что был поставлен преждевременно", "откровенно скучным" (Маббетт пренебрежительно замечает: "хотя некоторые фрагменты довольно интересны в первом слушании, второй раз слушать их уже не тянет"); самые осторожные говорят о "бесконечных электронно-шумовых медитациях". Возможно, альбом стал таким, как мы его знаем, во многом благодаря стремлению честно поделить гонорар — хотя это всего лишь слухи. Мне же хочется верить, что это был своеобразный "неограниченный выпендреж", музыка без задней мысли и без цели, музыка, которую пишут, стоя на голове, болтая чушь, размышляя о пустяках и мечтая о странном.

Для меня "Ummagumma" всегда стояла совершенно обособленно от всего прочего творчества группы. Мнение это весьма субъективно, и обусловлено не только музыкой, но в значительной степени моментом знакомства с альбомом. Более того, если бы не этот альбом, вряд ли я бы ценил саму группу так высоко, как ценю ее сейчас.

Кассету с "Ummagumm'ой" принес мне один знакомый (в то время наблюдался стойкий дефицит хороших записей, и в продаже было в основном то, что модно, поэтому все не "попсовое" и не очень известное доставалось через знакомых или на заказ). Как он ее достал, кто и откуда ее записывал, навсегда останется загадкой для меня. Опознавательные знаки на кассете отсутствовали, лишь на корешке ее корявым почерком значилось: "Pink Floyd. Ummagumma". Запись была не самого высокого качества, да и количество композиций заметно отличалось от положенного альбому музыкантами и студией звукозаписи. Концертная часть заканчивалась на "Set the controls for the heart of the sun", на студийной же последним было "Several species:". Мне неизвестно, то ли таинственный создатель "пиратской копии" не любил Гилмора и Мэйсона, то ли испугался, что вслед за чумовым творением Уотерса последует что-то совсем уж жуткое и безбашенное, но вместо остатков альбома на кассету он записал опусы какой-то хард-рок группы, которую я до сих пор не могу идентифицировать (я тогда всего этого не знал и пребывал в наивной уверенности, что стал обладателем самого что ни на есть чистого Pink Floyd, без каких-либо добавок, концентратов и прочих инородных смесей и взвесей, и долго удивлялся такому стилистическому винегрету). Но даже эта безымянная "дописка" не смогла испортить альбома — он произвел громадное впечатление, буквально ошеломил. На некоторое время "Ummagumma" стала для меня погружением в иной мир, путешествием длительностью час с небольшим. Альбом совершенно, абсолютно не был похож на то, что я слушал до этого. Каждая композиция, каждая нота рассказывала свою историю. Надо было лишь закрыть глаза и немного напрячь воображение — и подобно тому, как сложный узел мгновенно развязывается, если потянуть за правильный кончик — мелодия становится чем-то большим, чем мелодия. Нельзя сказать, что это были полноценные истории, с главными и второстепенными героями, завязкой, кульминацией и моралью, как те, что дарят книги. Завороженный странными и необычными звуками, полудремотный разум рождал странные образы; призрачные и хрупкие, они не жили больше нескольких секунд и, рассыпаясь, оставляли в памяти лишь осколки впечатлений. Больше всего это походило на странный сон, забытый в миг пробуждения, от которого остались лишь обрывки настроения, тайком пронесенные из персональной Милам Бардо (*). Это было чудо, сделанное персонально для меня, подаренное в единовластное пожизненное пользование. Кассету с "Ummagumm'ой" я крутил каждый день, пока однажды не обнаружил, что все исчезло — вместо таинственной музыки я слышал лишь набор странных звуков; альбом больше не впечатлял меня, чудо от частого прикосновения поблекло, выцвело и протерлось, подобно одежде от постоянного ношения. И только несколько лет спустя, став обладателем весьма поцарапанного и весьма редкого на то время mp3-шного "собрания сочинений" группы, я смог заново оценить красоту альбома.

Спустя какое-то время после знакомства с "Ummagumm'ой" я узнал, что Pink Floyd не единственные, кто писал подобную музыку, и даже далеко не самые первые. Более того, подобную музыку выделяют в отдельное направление в роке (вопрос с названием, правда, остается открытым — кандидатов уже с десяток, но каждый критик подразумевает определенный период определенной группы или групп), а история ее возникновения так запутанна, что лично я не рекомендую сильно в нее углубляться — есть риск добраться до шаманских напевов первобытных людей. Как это часто бывает, когда берутся уточнять терминологию или докапываться до корней, само явление тускнеет и отходит на десятый план, а исследователи оказываются погребенными под грудой ими же приведенных фактов, названий, сравнений и уточнений. И почему-то очень редко говорят хорошие слова о самой музыке — быть может, потому, что эту музыку писали стоя на голове, и чтобы понять ее, нужно забыть умные термины, накрепко приколоченные ярлыки, правила, предписания и инструкции, забыть о принадлежности к двуногим прямоходящим, перевернуть мир — и, кто знает? — какие истины откроются в стране Антиподов тому, кто беззаботно стоит на голове и мечтает о странном...

* Милам Бардо — согласно Тибетской Книге Мертвых ("Бардо Тёдол"), область, куда попадает спящий.

  самое смешное видео про хаски  
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте