And you're good fun with a hand gun.
Roger Waters (Pigs)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Запчасти cummins
Прайс-лист на автомобили КамАз и запчасти. Автомобили и запчасти КамАЗ
rostservice.com

Things Left Unsaid

Автор статьи:  Михаил Радышевцев

В ответ на рецензию "Сентиментальное путешествие в прошлое"  Павла Горенко

Ну что ж, без обиняков — отлично написанная рецензия. Читать её интересно и приятно. Павел пишет лаконично и легко, повествуя о предмете, а не о себе. Думаю, ему прекрасно даются все описательные жанры, и даже его бизнес-планы (если он их пишет) также увлекательны и предметны. Кроме того, взгляд Павла в рецензии достаточно сбалансирован. Я во многих отношениях его принимаю и могу согласиться с тем, что такое мнение об альбоме имеет определённые основания. Разжалуем, как говаривал Виктор Топоров, из королев — но не в грязь, а в герцогини. На это у каждого есть полное право, тем более, что безоговорочно провозглашать The Endless River классикой не склонно и большинство поклонников альбома.

Тем не менее в рецензии Павла есть суждения, с которыми я не согласен именно в плане фактов и выводов. Ну а поскольку с ними связаны и некоторые высказывания в соответствующей ветке, то я позволю тут себе повозиться с ними со всеми сразу.

Во-первых, тема про ауттэйки. У альбома длинной 70 с чем-то минут (The Division Bell) не может быть 20 часов ауттэйков. Это медицинский факт, на который Павлу, кстати, неоднократно указывали в дискуссиях. Повторим ещё раз, что TER составлен на базе демо-записей из того же "фонда", из которого брали демки-болванки, ставшие основой TDB. И считать, что те демки, которые отобраны для TER, были в 93-94 взяты для TDB, проработаны до некоторого уровня в ходе записи, а потом по тем или иным причинам сняты (taken out) с альбома, у нас нет никаких фактических оснований. С таким же или даже большим резоном можно было бы утверждать, что альбом Animals на 60% состоит из ауттэйков Wish You Were Here, не правда ли? Что, между нами говоря, совсем не умаляет качества альбома Animals. Поэтому качество фрагментов, использованных для TER, представляется не более и не менее сомнительным, чем качество фрагментов, использованных для TDB.

Второе обстоятельство — "лоскутность" альбома. В дискуссии на ветке Павел утверждает, что это одно из соображений, которые нужно принять как факт — иначе предметный разговор не возможен в принципе. Я готов согласиться с этим определением, отфильтровав некоторые скрытые допущения, каковые оное может в себе таить. Если мы понимаем под "лоскутностью" то обстоятельство, что рассматриваемое произведение составлено из самостоятельно произведённых отрывков, то это бесспорный факт. Однако сама по себе лоскутность — отнюдь не приговор качеству. Составленные из отдельных лоскутов рубашки могут быть прекрасной дизайнерской работой. Австро-венгерская империя, которую именовали "лоскутным одеялом", существовала веками и была достаточно успешным во многих отношениях государством. "Лоскутность" такого рода свойственна и The Wall, и талловской Thick As A Brick, да и What Do You Want From Me сшита из двух "лоскутов" — гилморовского и райтовского. Пусть TER в своей основе "лоскутна" — это совсем не значит, что она не представляет собою единого произведения.

Обстоятельство номер три. По словам Павла, большая часть фрагментов на альбоме не получает развития. Но если обратить внимание на продолжительность, то трэки длиной более трёх минут имеют совокупную длительность 32 с половиной минуты из 53-х, а это 60% альбома. Если же подходить к делу не формально, а по сути, то большая часть коротких отрывков — это очевидным образом дополнительные темы, которые, в той или иной роли, должны включаться в состав музыкальных формаций нераздельно от основных. Things Left Unsaid — это вступление к It's What We Do (на тех же правах, на каких Shine On... Part 1 открывает свою сюиту), а Ebb And Flow — её заключение (на тех же правах, что и завершающие переливы Shine On... Part 9). Все трэки Стороны 2 составляют её единство так же, как сочленяются в единой композиции три части A Saucerful of Secrets (где третья часть, между прочим, в свою очередь состоит из переходной темы-моста и финального "реквиема"). The Lost Art of Conversation и On Noodle Street принадлежат друг-другу столь же взаимно, как медитативная и мелодическая части Cluster One, а Night Light, Autumn 68 и обе Allons-y — это почти запевно-припевная конструкция, аналогичная по форме одной из лучших песен отечественного прога — "Песне о звёздах" из фильма "Красная Шапочка" :) Пруфлинк: http://youtu.be/KWOGN7YJ9Qk Наконец, Сторона 4 — это структурный аналог второй части Echoes, где Calling соответствует медитации с "криками чаек", Eyes To Pearls и Surfacing — следующей стремительной теме, а Louder Than Words — вокальному проходу и финалу. Маневр очевиден — каждый фрагмент получает своё смысловое развитие в следующем, просто "швы" между ними хоть и обработаны, но намеренно оставлены заметными (такой дизайн); если же все приведённые соображения отправить в жёсткий игнор, то придётся признать, что вся первая сторона The Dark Side Of The Moon — это шесть кратких фрагментов, из которых некую законченность демонстрируют разве что Time и The Great Gig..., а остальные можно назвать словом "лапша".

Обстоятельство четвёртое. Павел утверждает, что засилие вышеупомянутых макаронных изделий делает "стороны" альбома практически неразличимыми. С этим, как мне кажется, не согласится даже большинство из тех, кто прохладно относится к TER, но дал себе труд внимательно её прослушать. Все главные темы решительно индивидуальны. Где на других "сторонах" можно обнаружить аналоги Sum, Anisina, Allons-y, Talkin' Hawkin' или Calling? Сходство Louder Than Words и It's What We Do вполне очевидно, как очевидны и различия между ними (в целом оное сходство не больше, чем сходство Shine On You Crazy Diamond с музыкой The Division Bell), а на других "сторонах" TER подобных вещей нет. Что до маленьких райтовских интерлюдий на Сторонах 2 и 3, то там они играют роль лейтмотивов, связывающих эти две "стороны" с началом и концовкой альбома — они привносят определённую атмосферу в иные по духу части TER.

Пятое и главное обстоятельство. Павел упрекает TER в отсутствии концепции. От своих оппонентов он требует предъявить концепцию, ясную и исключающую разнотолки. В этом требовании есть большой резон; тем не менее следует принять во внимание факт, что инструментальная музыка — это абстрактное искусство (возникшее задолго до Малевича), которое заведомо предполагает немалую свободу толкований. Какова концепция 40-й симфонии Моцарта? Фортепианного концерта Грига? Кто-то может представить её в виде архитектурного образа, кто-то другой — в виде образа исторических событий, но утверждать что великие композиторы прошлого написали километры "лапши" мало кто осмелится. С другой стороны, даже насыщенная текстом рок-опера (или, скорее как бы-опера) The Wall порождает, как показывает опыт, разные прочтения, причём вполне себе состоятельные и по-своему интересные. Давайте рассматривать инструментальное полотно TER как картину, например, Филонова.

Павел Филонов. Симфония Шостаковича. 1925

Павел Филонов. Симфония Шостаковича. 1925

Достаточно одного связного, непротиворечивого и целостного прочтения альбома, чтобы признать наличие концепции, а если таковых прочтений будет больше одного, то это не недостаток, а достоинство.

Нескромно ссылаться на себя, но чтобы не отнимать времени и места, позволю себе всё же напомнить, что Ваш покорный слуга составил описание содержания TER по первом же прослушивании опуса, и, спасибо редакции, разместил его здесь, на сайте. Оно написано в жанре художественного эссе, но как мне кажется, заключает в себе повествование, точно следующее структуре цикла. Никаких замечаний по поводу представленных там идей я от Павла пока не услышал...

Обстоятельство шестое и последнее. На ветке мелькало утверждение (не Павла, но уж до кучи), что 30% альбома впрямую скопипащено с предшествующих дисков Пинк Флойд. Тут, конечно, надо бы проанализировать конкретику (30% — это больше 15 минут звучания), но лично я ничего подобного не уловил. "Ваши обвинения столь серьёзны, профессор, что требуют не менее серьёзных доказательств". И если таковые будут предоставлены, то я готов буду отнести свои заблуждения на счёт глухоты, а пока могу лишь заметить, что на мой вкус все 100% альбома ретроспективны, и это — способ воплощения его концепции.

В заключение хочу поблагодарить Павла за время, потраченное на рецензию, за её высокое качество, а также за то, что без неё я бы вряд ли обратил бы внимание на целый ряд интересных фактов и обстоятельств. Let's keep talking.

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте