Can you tell a green field
From a cold steel rail, a smile from a veil
Do you think you can tell?
Pink Floyd (Wish You Were Here)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > Сентиментальное путешествие в прошлое

Сентиментальное путешествие в прошлое

Автор статьи:  damaged

Выход нового альбома Pink Floyd оказался приятной неожиданностью для большинства фанов. История Pink Floyd казалась нам законченной: Division Bell был последним альбомом, High Hopes — последней песней. Со смертью Райта надежды на возрождение группы были окончательно похоронены — как оказалось, зря. Теперь последним альбомом считается The Endless River, последней песней — Louder Than Words. Мечты сбылись: группа возродилась, правда, оговорив, что это уж точно в последний раз. Впрочем, довольны этим возрождением далеко не все. Новая запись, кроме похвал и восхищений, вызвала шквал критики. Я отношусь к тем людям, которые не слишком восхищены результатом трудов праведных Гилмора и Ко. И вот почему.

Исходный материал

Сентиментальное путешествие в прошлоеОсновой записи стали ауттэйки двадцатилетней давности, записанные во время работы над Division Bell, тогда же отбракованные и похороненные в архивах группы. "Когда мы закончили сессии The Division Bell, — говорит Гилмор, — у нас было много музыкальных пьес, и только девять из них стали песнями на пластинке. Теперь с уходом Рика и невозможностью повторить с ним это снова, было правильным вернуться к этим трекам и сделать их частью нашего репертуара".

Гилмор лукавит, называя отбракованный материал пьесами. В реальности это около двадцати кратких фрагментов, из которых некую законченность демонстрируют разве что Allons-y и Anisina. Остальные можно назвать словом "лапша". Это нормально: как и всякие демозаписи, они ценны своим потенциалом. Вряд ли тут приходится говорить о неких выдающихся студийных импровизациях — Pink Floyd со времен Барретта не были импровизационной группой вроде King Crimson, извлекающих из джемов гениальные композиции, как фокусник кроликов из шляпы. В джемах флойдов безусловно возникали идеи и находки, которые впоследствии использовались как основа песен, но конечный результат был все же итогом кропотливой и вдумчивой работы над исходным материалом. Более того, мне кажется, что гениальных джемов у группы не получалось никогда. Не получилось их и в этом случае; альбом своей основой имеет малопримечательные и сырые музыкальные отрывки. Более того, вопрос "почему то, что было сочтено плохим тогда, стало вдруг подходящим сейчас?" остается без ответа. Действительно, почему фрагменты, чей потенциал был признан недостаточным для дальнейшей работы тогда, стали вдруг многообещающими сейчас?

Ник Мэйсон обьясняет это так: "Я думаю, что наиболее важным элементом было действительно дать услышать, что сделал Рик. Потеряв Рика, на самом деле понимаешь, каким особым музыкантом он был. И я думаю, что это была одна из причин, которая заставила нас наверстать упущенное, и подумать, что мы обязаны сделать что-то с этим материалом". Итак, главным достоинством ауттэйков для оставшихся двух музыкантов Pink Floyd было то, что на них можно услышать игру Райта. Не слишком обнадеживающий критерий, вам не кажется? Неизвестно, доволен ли был сам Рик своей игрой на ауттэйках, возможно он предпочел бы оставить их в архивах и придумать что-то новое. Я не считаю, что все, что когда-либо играл Райт — гениально и достойно обязательного опубликования. Использовать материал сомнительного качества только потому, что на нем играл умерший участник группы — это выглядит довольно кисло. Вариант "придумать что-то новое" даже не рассматривался? Впрочем, если честно, следов Райта не очень-то и заметно, просто потому, что заботливо препарированные синтезаторные партии не могут заменить живого человека с его мышлением и музыкальной фантазией. Таким образом, посмертное участие Рика Райта в записи Endless River является в большей мере символическим и его не стоит брать во внимание.

Работа над исходным материалом

Сентиментальное путешествие в прошлое Надо отметить действительно кропотливую работу над аранжировками. Мы получили чудесный образец фирменного многослойного звучания Pink Floyd, заслышав которое даже мое заскорузлое сердце встрепенулось. Проблема в том, что творческой работы над записью почти незаметно. Большинство трэков длятся примерно две минуты, начинаются невнятно и заканчиваются ничем. Фрагменты так и остались фрагментами, базовые темы не получают развития и тонут в напластованиях звуков (преимущественно слайд-гитары Гилмора, которой, на мой взгляд, на записи уж слишком много — под конец даже начинаешь понимать, почему недоброжелатели Pink Floyd обзывают иногда его игру "тянуть кота за хвост"), некоей концепции, последовательности трэков, обычной для альбомов Pink Floyd, не наблюдается — отрывки плохо стыкуются друг с другом, полотно записи лоскутно, обещанного continuous flow не получается. По сути, нам предложили компиляцию отлакированных ауттэйков, которые как-то плоховато друг с другом пляшут. Гилмор и Ко позаботились, чтоб они звучали хорошо и узнаваемо, но, похоже, не посчитали нужным довести до ума сам костяк. Альбом напоминает аляповатое произведение авангардного художника — много красочных пятен и полное отсутствие хоть какого-то сюжета.

Отдельного разговора заслуживает просто зашкаливающее количество самоцитат и самоповторов. Узнаваемость и фирменность часто-густо достигается за счет беспардонного повторения ходов и приемов из прошлых "хитов" (назовем так стержневые, наиболее узнаваемые композиции группы) или песен, вплоть до банального сэмплирования. Возьмем к примеру It's What We Do. Органное вступление (звучание органа узнаваемо по Division Bell) прерывается аккордом, безжалостно засэмплированным из Welcome To The Machine, а далее мы получаем фантазию на тему синтезаторного соло из Shine On; следующее затем гитарное соло Гилмора, по сути — попытка симпровизировать что-то на основе старого, меня не впечатляет — просто потому, что ничего лучше там не придумаешь (впрочем, это дело вкуса). Узнаваемо до мелочей все: даже бит Мэйсона взят из Shine On без каких-либо изменений. И только под конец разнообразие: финальный аккорд передран из Division Bell — он до боли напоминает финальный аккорд Marooned.

Eyes to Pearls — это по сути демозапись, тема, наигранная на акустической гитаре. Сама по себе она не слишком впечатляет, поэтому под нее подложили засэмплированную One Of These Days — узнали ведь? Начальный наигрыш на акустической гитаре из Surfacing поразительно схож с аналогичным наигрышем из Poles Apart, только слегка измененный и взятый в миноре. Басовая линия On Noodle Street — это смягченный басовый рифф из What Do You Want from Me, Ebb and Flow — бесцельная игра Райта на синтезаторе, подобная качающейся лодке, а вот дрожащая псевдоиспанская гитарка Гилмора, которая подпирает этот невнятный ауттэйк, прочно коренится в теме из Take It Back (не путать со стакатто), Sum начинается совершенно бесстыдным сэмплом из Cluster One, Skins — привет от Saucerful Of Secrets. Вот из коротышки Unsung, как мне показалось, могла бы получится неплохая в потенциале композиция, но как обычно, тема не доведена до ума, а просто похоронена под однообразно- вездесущими слайдами Гилмора и используется как переход к ужасающе попсовой Anisina — которая суть отличный саундтрек к свадебным видео.

Вообще, способ совмещения трэков, пресловутое continuous flow, вызывает у меня недоумение. Чего далеко ходить: тревожная по настрою Unsung почему-то использована как мостик к свадебной Anisina, а после идет задумчиво-печальная The Lost Art of Conversation, мажорная Allons-y зачем-то разрезана пополам и посередине вставлена меланхоличная Autumn '68. Иногда возникает такое впечатление, что использовали случайный выбор. Ни о какой концепции говорить не приходится — да ее и нет. Гилмор сообщил нам, что единственной концепцией является то, что "мы можем опять играть с Райтом". Как по мне, это слишком слабое оправдание откровенной халтуре, которую позволил себе под конец карьеры Гилмор и сотоварищи. Умерший Рик — это очень мило и трогательно, но от этого сырые демозаписи лучше не стали, бессмысленные самоцитаты больше смысла не обрели, а запись не стала более связной.

Альбом ли это?

Сентиментальное путешествие в прошлое Пожалуй, все-таки нет. Endless River скорее ретроспектива, Sentimental journey to the past, чем самостоятельная запись. Что отличает альбом вообще от некоего эпилога? Самоценность. Я допускаю, что Endless River может вызвать в сердце фана теплые чувства, восторг или восхищение — почему бы и нет, но вот ставить эту запись на один уровень с The Dark Side Of The Moon или с любым другим альбомом Pink Floyd, мягко говоря, некорректно. Endless River не может сравниться даже с Ummagumma, хотя бы потому, что все альбомы Pink Floyd, даже самые неудачные, были самоценными. Endless River же ценна своими предшественниками. Ауттэйки, даже тщательно отлакированные и обложенные по периметру сэмплами и ходами из прошлых композиций и многослойными аранжировками, не могут конкурировать с завершенными и обьединенными в единое целое композициями, независимо от того, насколько удачно они получились. Давайте будем честными: как бы мы восприняли новую запись без багажа любви к прежнему Pink Floyd? В Endless River заботливо сохранены все те ниточки и рычажки, которые и придают музыке группы ту любимую нами узнаваемость. Дело только в том, что все эти рычажки уже были нажаты, а за ниточки уже давно дергали. Смысл записи — в путешествии по старым тропинкам, ценность трэков — в фирменности узнаваемого и любимого звучания, уже давным-давно придуманного и нами до мелочей слышанного-переслушанного. В этом нет ничего крамольного и оскорбительного — если мы принимаем Endless River как ретроспективу, как то, чем она, по моему глубокому убеждению и является на самом деле — бонус к переизданию дискографии Pink Floyd, отличный сувенир для фанов. Ведь на самом деле, в списке коллекционных изданий Endless River заняла бы почетное и заслуженное первое место. Но ее размещение в дискографии группы вызывает многочисленные и весьма серьезные вопросы, от которых невозможно отмахнуться. Все дело в классификации: то, что нормально для ретроспективы, с точки зрения высоких стандартов Pink Floyd является полным провалом. Невнятица, фрагментарность, чрезмерное самокопирование, отсутствие каких-либо творческих идей, эксплуатация прошлых достижений вместо них — примерно так это выглядит, если мы берем Endless River как альбом. Нам не стоит искусственно занижать планку, чтобы не обидеть дорогую сердцу запись; утверждение, что Гилмор и Ко знают лучше и кто мы такие, чтобы подвергать критике откровения гениев, несостоятельны. Обожествление кумиров — это плохая привычка. Почему бы гению не сделать коллаж, отсылающий к своим прошлым шедеврам? В этом нет ничего плохого.

Разве не смелости учила нас всегда музыка Pink Floyd? Разве не учила она нас честности и достоинству? Почему же мы не можем взглянуть правде в глаза? Запись действительно не соответствует высоким стандартам альбомов группы, нравится нам это или нет. Это вовсе не означает, что она отвратительна и нам следует в ужасе от нее отвернуться. Вы же не требуете от сувенирной кружки шедевральности античных ваз, но с этой кружкой у вас могут быть связанны свои дорогие сердцу и весьма трогательные воспоминания, почему бы и нет. Это нормально. Но молиться на эту кружку — это уже перебор. Обьявлять шедевром последний альбом Pink Floyd — явная ошибка, какие бы возвышенные впечатления он ни вызывал. Источник опустел, флаги спущены — и Endless River наглядное тому подтверждение. Это лишь тень прошлого, и она ценна этим прошлым. Если музыка Pink Floyd была путешествием, то это — ностальгический просмотр фотографий, сделанных в пути. На фотографиях реки еще полноводны и трава зеленеет, но в реальности они уже давно пересохли, а трава скошена.

Я благодарен Pink Floyd за то, что они дали мне, я остаюсь предан их музыке, но для меня последний альбом Pink Floyd — это все-таки Колокол Разделения, а вот Endless River... если честно, я не знаю, как к ней относиться. Новость о выходе нового альбома любимой группы я воспринял как некое недоразумение, и после прослушивания альбома это впечатление лишь укрепилось. Впрочем, к чему роптать — соообщество фанов в восторге и должен признать, что я приятно удивлен количеством людей, любящих и ценящих Pink Floyd — кажется, за эти годы их стало только больше.

  смотреть онлайн трюки на турнике  
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте