Something stares and something tries and
Starts to climb towards the light
Pink Floyd (Echoes)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > Лучше поздно, чем никогда

Лучше поздно, чем никогда

Автор статьи:  maxfloyd

Не стоило ждать 25 лет, чтобы вставить в заглавную песню синхрон новоизбранного президента от 16 февраля 2017. Такой альбом можно было бы записать, скажем, и в 1997. Планку последнего рок-альбома Amused to Death перепрыгнуть, наверно, и возможно, но уже не в таком возрасте, со сколиозом, просидев четверть века на скамейке запасных. Ведь все равно сравнивать эту работу Уотерса будут, главным образом, именно с последним сольником — привычным для поклонников рок-альбомом. Двух-дисковая опера 2005 года, если и стоит на полке, то не у немногих, или давно хранится в забытой папке музыкальной библиотеки, и слушается крайне редко, если не сказать больше. Роджера знают и ценят, как автора иной музыки, да и таков оперный жанр.

Индустриальные и урбанистические звуки, крики чаек и загадочной горной птицы, пение хора, постепенно находящее, словно из морских глубин... Вновь прекрасно оркестрованная работа, как и предыдущие записи.

Первым синглом с нового альбома еще в апреле стала Smell the Roses. По словам Роджера "здесь легендарная лондонская электростанция Battersea предстаёт как фабрика по производству боеприпасов", поэтому и звучание этой песни, как будто специально, пронизано классическим звуком ПФ 70-х: Have a Cigar, Animals, а под конец песни трубы надымили так, что все затянуло темой Obscured by Clouds. В альбоме Smell the Roses, кажется, зазвучала еще более мощно и объемно, с детальной прорисовкой каналов, ритм-гитар в особенности.

Позже были выложены еще две песни: Deja Vu и The Last Refugee. Первая тогда показалась всего лишь собранием штампов, традиционных для Уотерса последних десятилетий — хорошо аранжированного, излюбленного им речитатива под акустическую гитару. Вторую я воспринял сыроватой, не до конца реализованной. Не хватало дальнейшей прорисовки музыкального ландшафта, обозначенного с начала. Словно набросок, прелюдия к чему-то большему, к песне-событию.

Есть свои минусы в таком, больше маркетологическом, знакомстве с различными фрагментами целого музыкального полотна, коим является любая работа Уотерса. В контексте всего альбома для меня они зазвучали по-иному, как отдельные страницы большой книги.

Picture That в этом смысле стала для меня долгожданной. По такому Уотерсу я давно истосковался. Самая длинная песня альбома, масштабный злободневный и одновременно злобный памфлет. Энергичный и многотекстурный. В концертной версии кода Picture That звучит еще более мощно (здесь скромнее), и отчетливее угадывается сходство с Sheep. Удивительно, что по словам Роджера, родилась она из джема в студии с сессионщиками, а текст был написан буквально за несколько минут. А это четверостишие злого желчного Роджера, известного всему музыкальному миру своим трудным характером

Picture a courthouse with no fucking laws
Picture a cathouse with no fucking whores
Picture a shithouse with no fucking drains
Picture a leader with no fucking brains

похоже претендует стать каноническим, и поспорить с крышкой рояля Лорда Э.Л.Уэббера.

Также, сразу обратили на себя две центральные вещи альбома: заглавная Is This the Life We Really Want сделана в стилистике позднего Дэвида Боуи, с похожим “рваным” звучанием, и после синтезированного духового проигрыша, если бы это был не альбом Уотерса, ожидал бы услышать именно его голос; и самая прогрессив-тема Bird in a Gale, с приемом эхо из Dogs, и прямо-таки хичковским нагнетанием напряжения, подобно Four Minutes.

Один из самых эмоциональных моментов, когда голос Роджера в финале The Most Beautiful Girl после строчки "I'm the woman you crave" с помощью Autotune и Lucius преображается в ту, самую желанную. Сделано мастерски! Пронизывает. Я до самого конца композиции находился в каком-то необъяснимом состоянии, будто встретившись с потусторонним. Роджер умеет давно проделывать подобные трюки (например, перевоплощение своего голоса, то в синтезатор в Sheep или в саксофон The Gunner's Dream). Услышал в ней мотивы What God Wants p.3.

Финальный триптих (Wait for Her, Oceans Apart и A Part of Me Died) заставил вспомнить оркестрованную мелодичность The Final Cut и немногие достоинства сюиты The Pros & Cons. Для меня в альбоме Is This the Life We Really Want? таких моментов, когда улавливаешь мелодию, оказалось чрезвычайно мало.

Альбом в итоге оказался довольно ровный, без откровенных провалов, затянутости повествования, однообразия. Ну, и фирменная Флойд-зацикленность альбома вновь с нами. Ожидал я худшего — главным образом многословного Уотерса-барда. Ведь "тянул резину" наш старина Роджер довольно долго. При этом избрав для себя роль аудио-монаха, практически не слушая никакой другой музыки (лишь пластинки своих героев, посчитать которые хватит пальцев одной руки).

Удивительно, что здесь практически отсутствует соло-гитара. Впечатление, что от классического Роджера-автора в обрамлении талантов Гилмора, Клэптона и Бэка, остался mr. Pink Floyd, где, на этот раз, ему подыгрывает сам ...Ричард Райт. Как будто его Farfisa, Hammond и Kurzweil знакомыми штрихами встречаются то тут, то там. Да и само фортепьяно тоже звучит очень по-райтовски, мягко и вкрадчиво. И ударные Джо Варонкера — одна из визитных карточек альбома 2017. Если поначалу они притягивают своей новизной звучания, нехарактерностью сбивок для "человека из ПФ", то ближе к концу уже немного раздражают, думаешь, что тут разнообразие не помешало бы.

Кажется, самая мрачная работа Уотерса, а ведь были времена когда и инвалиды танцевали (привет Билли из “KAOS”), и девочки бэк-вокалистки в такт медленного танца дарили "чудо" (Amused to Death). Благодаря продюсеру Найджелу Годричу, в итоге оказалось, что вопреки первоначальному сценарию детей никто нигде не убивает, а внучка с дедом-ирландцем, вероятно, где-то тихо спят. Ну вот и ладушки.

Многие слушатели акцентируют внимание на раздражающих "самоповторах", что в новых песнях Уотерса, что в темах последнего альбома Пинк Флойд “The Endless River”. Можно это называть по-разному, и творческим почерком, и возрастной усталостью, и концептуальным отсылом в прошлое. Мне это не мешает. Просто ухо само улавливает узнаваемые интонации и приемы, давно знакомой и родной музыки. Как и качество вокала на этом альбоме тоже ни разу не напрягает. В случае Уотерса так и должно быть, все честно.

Многолетняя творческая конкуренция невольно заставляет сравнить ту музыку, которой сегодня живет Роджер Уотерс, с той, что подарил нам совсем недавно Дэвид Гилмор. Последние сольники обоих — это, конечно, два абсолютно разных мира. Две планеты, которые когда-то пересеклись, и у множества людей от этого столкновения, в свое время, в мозгах летели искры. Еще одна под именем “Ричард Райт” уже потухла. А эти две все продолжают свое движение.

Пауза после записи Amused to Death (1992) длиною в четверть века — гигантский срок. За такое время успели прославиться и уйти целые генерации музыкантов (уйти со сцены и с обложек журналов, а иногда и из жизни — вспомните "Клуб-27", Курта Кобейна и Эми Уайнхаус не стало именно в это время). Сменились целые пласты музыкальной культуры, произошли технологические революции. Огромное число слушателей нового альбома Роджера не застали времени выхода предыдущего сольника, никогда не пользовались виниловыми пластинками, компакт-дисками, кассетами (а что это??). А многие тогда еще не родились, а сейчас сами стали мамами и папами.

Как стало ясно после выхода альбома “The Endless River”, фанат Пинк Флойд должен жить долго, чтобы услышать новую для себя музыку. И Роджер Уотерс это подтверждает. Теперь и Мистер Пинк Флойд 21 века дошел до слушателя. Наконец-то!!

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте