I knew the moment had arrived
For killing the past and coming back to life
Pink Floyd (Coming Back To Life)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > Лучше поздно, чем никогда

Лучше поздно, чем никогда

Автор статьи:  maxfloyd

Не стоило ждать 25 лет, чтобы вставить в заглавную песню синхрон новоизбранного президента от 16 февраля 2017. Такой альбом можно было бы записать, скажем, и в 1997. Планку последнего рок-альбома Amused to Death перепрыгнуть, наверно, и возможно, но уже не в таком возрасте, со сколиозом, просидев четверть века на скамейке запасных. Ведь все равно сравнивать эту работу Уотерса будут, главным образом, именно с последним сольником — привычным для поклонников рок-альбомом. Двух-дисковая опера 2005 года, если и стоит на полке, то не у немногих, или давно хранится в забытой папке музыкальной библиотеки, и слушается крайне редко, если не сказать больше. Роджера знают и ценят, как автора иной музыки, да и таков оперный жанр.

Индустриальные и урбанистические звуки, крики чаек и загадочной горной птицы, пение хора, постепенно находящее, словно из морских глубин... Вновь прекрасно оркестрованная работа, как и предыдущие записи.

Первым синглом с нового альбома еще в апреле стала Smell the Roses. По словам Роджера "здесь легендарная лондонская электростанция Battersea предстаёт как фабрика по производству боеприпасов", поэтому и звучание этой песни, как будто специально, пронизано классическим звуком ПФ 70-х: Have a Cigar, Animals, а под конец песни трубы надымили так, что все затянуло темой Obscured by Clouds. В альбоме Smell the Roses, кажется, зазвучала еще более мощно и объемно, с детальной прорисовкой каналов, ритм-гитар в особенности.

Позже были выложены еще две песни: Deja Vu и The Last Refugee. Первая тогда показалась всего лишь собранием штампов, традиционных для Уотерса последних десятилетий — хорошо аранжированного, излюбленного им речитатива под акустическую гитару. Вторую я воспринял сыроватой, не до конца реализованной. Не хватало дальнейшей прорисовки музыкального ландшафта, обозначенного с начала. Словно набросок, прелюдия к чему-то большему, к песне-событию.

Есть свои минусы в таком, больше маркетологическом, знакомстве с различными фрагментами целого музыкального полотна, коим является любая работа Уотерса. В контексте всего альбома для меня они зазвучали по-иному, как отдельные страницы большой книги.

Picture That в этом смысле стала для меня долгожданной. По такому Уотерсу я давно истосковался. Самая длинная песня альбома, масштабный злободневный и одновременно злобный памфлет. Энергичный и многотекстурный. В концертной версии кода Picture That звучит еще более мощно (здесь скромнее), и отчетливее угадывается сходство с Sheep. Удивительно, что по словам Роджера, родилась она из джема в студии с сессионщиками, а текст был написан буквально за несколько минут. А это четверостишие злого желчного Роджера, известного всему музыкальному миру своим трудным характером

Picture a courthouse with no fucking laws
Picture a cathouse with no fucking whores
Picture a shithouse with no fucking drains
Picture a leader with no fucking brains

похоже претендует стать каноническим, и поспорить с крышкой рояля Лорда Э.Л.Уэббера.

Также, сразу обратили на себя две центральные вещи альбома: заглавная Is This the Life We Really Want сделана в стилистике позднего Дэвида Боуи, с похожим “рваным” звучанием, и после синтезированного духового проигрыша, если бы это был не альбом Уотерса, ожидал бы услышать именно его голос; и самая прогрессив-тема Bird in a Gale, с приемом эхо из Dogs, и прямо-таки хичковским нагнетанием напряжения, подобно Four Minutes.

Один из самых эмоциональных моментов, когда голос Роджера в финале The Most Beautiful Girl после строчки "I'm the woman you crave" с помощью Autotune и Lucius преображается в ту, самую желанную. Сделано мастерски! Пронизывает. Я до самого конца композиции находился в каком-то необъяснимом состоянии, будто встретившись с потусторонним. Роджер умеет давно проделывать подобные трюки (например, перевоплощение своего голоса, то в синтезатор в Sheep или в саксофон The Gunner's Dream). Услышал в ней мотивы What God Wants p.3.

Финальный триптих (Wait for Her, Oceans Apart и A Part of Me Died) заставил вспомнить оркестрованную мелодичность The Final Cut и немногие достоинства сюиты The Pros & Cons. Для меня в альбоме Is This the Life We Really Want? таких моментов, когда улавливаешь мелодию, оказалось чрезвычайно мало.

Альбом в итоге оказался довольно ровный, без откровенных провалов, затянутости повествования, однообразия. Ну, и фирменная Флойд-зацикленность альбома вновь с нами. Ожидал я худшего — главным образом многословного Уотерса-барда. Ведь "тянул резину" наш старина Роджер довольно долго. При этом избрав для себя роль аудио-монаха, практически не слушая никакой другой музыки (лишь пластинки своих героев, посчитать которые хватит пальцев одной руки).

Удивительно, что здесь практически отсутствует соло-гитара. Впечатление, что от классического Роджера-автора в обрамлении талантов Гилмора, Клэптона и Бэка, остался mr. Pink Floyd, где, на этот раз, ему подыгрывает сам ...Ричард Райт. Как будто его Farfisa, Hammond и Kurzweil знакомыми штрихами встречаются то тут, то там. Да и само фортепьяно тоже звучит очень по-райтовски, мягко и вкрадчиво. И ударные Джо Варонкера — одна из визитных карточек альбома 2017. Если поначалу они притягивают своей новизной звучания, нехарактерностью сбивок для "человека из ПФ", то ближе к концу уже немного раздражают, думаешь, что тут разнообразие не помешало бы.

Кажется, самая мрачная работа Уотерса, а ведь были времена когда и инвалиды танцевали (привет Билли из “KAOS”), и девочки бэк-вокалистки в такт медленного танца дарили "чудо" (Amused to Death). Благодаря продюсеру Найджелу Годричу, в итоге оказалось, что вопреки первоначальному сценарию детей никто нигде не убивает, а внучка с дедом-ирландцем, вероятно, где-то тихо спят. Ну вот и ладушки.

Многие слушатели акцентируют внимание на раздражающих "самоповторах", что в новых песнях Уотерса, что в темах последнего альбома Пинк Флойд “The Endless River”. Можно это называть по-разному, и творческим почерком, и возрастной усталостью, и концептуальным отсылом в прошлое. Мне это не мешает. Просто ухо само улавливает узнаваемые интонации и приемы, давно знакомой и родной музыки. Как и качество вокала на этом альбоме тоже ни разу не напрягает. В случае Уотерса так и должно быть, все честно.

Многолетняя творческая конкуренция невольно заставляет сравнить ту музыку, которой сегодня живет Роджер Уотерс, с той, что подарил нам совсем недавно Дэвид Гилмор. Последние сольники обоих — это, конечно, два абсолютно разных мира. Две планеты, которые когда-то пересеклись, и у множества людей от этого столкновения, в свое время, в мозгах летели искры. Еще одна под именем “Ричард Райт” уже потухла. А эти две все продолжают свое движение.

Пауза после записи Amused to Death (1992) длиною в четверть века — гигантский срок. За такое время успели прославиться и уйти целые генерации музыкантов (уйти со сцены и с обложек журналов, а иногда и из жизни — вспомните "Клуб-27", Курта Кобейна и Эми Уайнхаус не стало именно в это время). Сменились целые пласты музыкальной культуры, произошли технологические революции. Огромное число слушателей нового альбома Роджера не застали времени выхода предыдущего сольника, никогда не пользовались виниловыми пластинками, компакт-дисками, кассетами (а что это??). А многие тогда еще не родились, а сейчас сами стали мамами и папами.

Как стало ясно после выхода альбома “The Endless River”, фанат Пинк Флойд должен жить долго, чтобы услышать новую для себя музыку. И Роджер Уотерс это подтверждает. Теперь и Мистер Пинк Флойд 21 века дошел до слушателя. Наконец-то!!

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2018. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте