It's awfully considerate of you to think of me here
And I'm much obliged to you for making it clear
That I'm not here
Syd Barrett (Jugband Blues)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > Та ли это музыка, что мы от тебя ждем

Та ли это музыка, что мы от тебя ждем

Автор статьи:  Павел Иванов

Is This The Life We Really Want? "Та ли эта жизнь, которую мы действительно хотим?" — вопрошает Роджер Уотерс названием своего нового альбома. "А та ли эта музыка, которую мы от тебя ждем?" — так и хочется задать встречный вопрос. И ответ на него вряд ли получится однозначным. Альбом Роджера, как и, наверное, любой релиз любого музыканта из Pink Floyd, тяжело воспринимать вне контекста. Во-первых, всё-таки, это пластинка «человека из той самой группы», бас-гитариста, вокалиста, автора и соавтора огромной части материала, что уже сопровождается определенными чаяниями и ожиданиями. Во-вторых, это релиз Уотерса, чья сольная карьера была весьма неоднозначной, а последний — и, одновременно, самый успешный его альбом ("Amused To Death", 1992), вышел аж четверть века назад. С тех пор было много всего — почти семилетнее молчание, успешные концерты 1999-2002 годов, которые можно воспринимать как отложенный промо-тур "Усмеявшихся до смерти", первое и уже точно последнее воссоединение группы в 2005, трехлетние поездки по миру с "Dark Side Of The Moon" (2006-2008), четырёхлетнее строительство живой "Стены" (2010-2013, самое успешное сольное турне в мире, между прочим!), отдельные студийные синглы и живые новые песни... И почти половину времени из этих 25-ти лет ходили слухи о новом полноценном студийном альбоме. Всплывало предполагаемое название ("Heartland"), неоднократно говорилось о готовом демо, менялись треклист и концепция... Но в итоге всё вышло совершенно не так, вопреки любым домыслам и предположениям.

Несмотря на статус долгостроя, создание нового диска заняло всего лишь порядка двух лет. Во время работы над фильмом "Roger Waters The Wall" (2014) Уотерс познакомился с Найджелом Годричем (известным по работе с группой Radiohead продюсером) — и колесо наконец-то сдвинулось с мертвой точки. По рассказам Роджера, Годрич забраковал большую часть альбомного демо, из чего можно предположить, что довольно приличная часть материала была написана заново (и в довольно короткие сроки). Да, отдельные песни и даже тексты светились и раньше, но сейчас, немного порывшись в интернете, можно ради интереса сравнить, как сильно они видоизменились.

Новый альбом Роджера Уотерса "Is This The Life We Really Want?" можно описать тремя словами — камерность, спокойствие, простота. Основной аранжировочный инструментарий пластинки — это пианино, акустическая гитара и симфонический оркестр, но это не похоже на "Final Cut" (1983) — последний альбом Pink Floyd с Уотерсом, обладающий схожей звуковой палитрой. Здесь много слов и не очень много ярких мелодий — но это не похоже на "The Pros and Cons of Hitch Hiking" (1984), первый сольный релиз Уотерса, где текст явственно доминировал над всеми остальными музыкальными составляющими. Здесь в паре треков встречается энергичная пульсация баса и барабанов — но это не похоже на "Animals" (Pink Floyd, 1977), хотя бы потому, что в альбоме практически отсутствует такой знаковый инструмент, как электрогитара. Причем отсутствует будто бы нарочно, будто бы "я и так могу", хотя в предыдущих релизах Роджера недостатка в гитарных партиях не было, а играли там такие люди, как Эрик Клэптон и Джефф Бек. Особенно странно это слушать после Amused To Death, где аранжировки были на порядок разнообразнее, а аранжировочное полотно звучало насыщеннее и, как ни странно, современнее.

Кстати, Роджер, здесь практически не поёт в полном смысле этого термина. И весьма фрагментарно встречается его былая экспрессия в кульминационных моментах композиций... В основном — это мелодический речитатив, а местами — так и практически рэп, йоу. Но этому семидесятитрёхлетнему дядьке удивительно повезло с тембром голоса, ибо всё это говорение — слушается, и слушается, в большинстве своём, хорошо. Однако жаль, в паре мест прям очень хочется, прям ощущается необходимость былого яростного напора — но тут он будет строго дозирован, недовольные отсылаются к предыдущим работам Роджа. Кстати, вокалирует он здесь единолично, изредка при сопровождении девичьего вокального дуэта Lucius — что опять же контрастирует с предыдущим релизом Уотерса, где было много ведущего женского вокала, а в одном из треков подпевал аж сам Дон Хенли (Eagles).

Но, в конце концов, главное — это песни. И на этом альбоме есть как минимум несколько достойных треков, которые явно заслуживают внимания, и готовы потягаться за место в плейлистах с... тем же Файнал Катом, например. Это и симпатичнейшая Deja Vu, которую можно было услышать аж в двенадцатиминутной версии на нескольких акустических выступления Уотерса двумя годами ранее, а тут она трансформировалась в приятный и компактный стартовый трек на четыре с небольшим. Это очень красиво оформленная по звучанию The Last Refugee, на которую снят не менее красивый клип. Это и бодрая Picture That, больше всего напоминающая об альбоме Animals, и которая, по словам автора, родилась из спонтанного музыкального джема, что довольно нетипично для сольного Роджера. И установившая, кажется, все рекорды по количеству текста заглавная вещь — зато какой атмосферной, нервной и злой она получилась! И выпущенная первой сингловой ласточкой Smell The Roses, которая перекликается одновременно с Have a Cigar и Dogs (обе песни — золотая классика Pink Floyd). Да и проработаны эти номера лучше остальных треков на пластинке, получились чуть более цветными, хотя общее настроение альбома соответствует обложке — оно именно что черно-белое, монохромное.

Roger Waters

Из минусов альбома — в первую очередь странный звук ударных. Флойды любили сухой саунд, но и мягкий при этом. А тут каждый удар по малому барабану — как по деревянному ящику, тарелки — как молотком по фольге, с минимумом сустейна. Сходу даже сложно вспомнить студийную запись, которая так сильно обращала бы внимание на барабаны — причем, в негативном смысле. Помимо звука, еще и сами партии местами слишком простые, примитивные донельзя. Кажется, Ник Мэйсон и сейчас сыграл бы лучше и интереснее. Ну а второй большой вопрос — это уже упоминавшиеся аранжировки. Местами пустовато, местами простовато по звучанию (особенно клавишные), местами чересчур уж камерно — и не исключено, что через какое-то время в сети появятся версии отдельных треков с этой пластинки, куда гитарные любители и профессионалы допишут какие-то свои партии в стиле Дэвида Гилмора, благо пространство в аранжировках позволяет это сделать влёгкую.

Но, чёрт возьми, это первый альбом Уотерса за 25 лет. И пусть он не оправдал ожиданий именно в статусе долгожданного возвращения спустя два с половиной десятка лет, то в качестве просто очередного диска — вполне себе достойная, крепкая, качественная и атмосферная работа. Да, без откровений. Да, без новаторства и экспериментов. Да, это чистый Уотерс – россыпь звуковых эффектов и обрывков радиопередач, множество околополитических текстов и вообще текстового переизбытка как такового... Да, наверное, году в 95ом-97ом выход подобной пластинки смотрелся бы более логично... Но, лучше просто порадуемся за Роджера, наконец-то он собрался и сделал это, пусть и при большой помощи продюсера. Да, возможно, это не совсем та музыка, что мы от него ждали. А он, в свою очередь, сомневается в том, что мы живем так, как мы действительно этого хотели. Видимо, где-то тут между нами и ним наступил паритет.

P.S. Кажется, я совсем забыл про его оперу, выпущенную в 2005-ом. Кажется, я буду не одинок в этом отношении.

P.P.S. Уотерса нередко обвиняют в том, что этот успешный музыкант и мультимиллионер нередко повествует в своих песнях о социальном неравенстве, несправедливости в обществе и прочих темах, якобы не очень близких человеку его статуса и положения. Автору этих строк все же такой подход импонирует больше, чем рассказы о возлежании на прекрасных островах или стенания о курящих девушках в желтых платьях.

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте