No more turning away
From the weak and the weary
Pink Floyd (On The Turning Away)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > Та ли это музыка, что мы от тебя ждем

Та ли это музыка, что мы от тебя ждем

Автор статьи:  Павел Иванов

Is This The Life We Really Want? "Та ли эта жизнь, которую мы действительно хотим?" — вопрошает Роджер Уотерс названием своего нового альбома. "А та ли эта музыка, которую мы от тебя ждем?" — так и хочется задать встречный вопрос. И ответ на него вряд ли получится однозначным. Альбом Роджера, как и, наверное, любой релиз любого музыканта из Pink Floyd, тяжело воспринимать вне контекста. Во-первых, всё-таки, это пластинка «человека из той самой группы», бас-гитариста, вокалиста, автора и соавтора огромной части материала, что уже сопровождается определенными чаяниями и ожиданиями. Во-вторых, это релиз Уотерса, чья сольная карьера была весьма неоднозначной, а последний — и, одновременно, самый успешный его альбом ("Amused To Death", 1992), вышел аж четверть века назад. С тех пор было много всего — почти семилетнее молчание, успешные концерты 1999-2002 годов, которые можно воспринимать как отложенный промо-тур "Усмеявшихся до смерти", первое и уже точно последнее воссоединение группы в 2005, трехлетние поездки по миру с "Dark Side Of The Moon" (2006-2008), четырёхлетнее строительство живой "Стены" (2010-2013, самое успешное сольное турне в мире, между прочим!), отдельные студийные синглы и живые новые песни... И почти половину времени из этих 25-ти лет ходили слухи о новом полноценном студийном альбоме. Всплывало предполагаемое название ("Heartland"), неоднократно говорилось о готовом демо, менялись треклист и концепция... Но в итоге всё вышло совершенно не так, вопреки любым домыслам и предположениям.

Несмотря на статус долгостроя, создание нового диска заняло всего лишь порядка двух лет. Во время работы над фильмом "Roger Waters The Wall" (2014) Уотерс познакомился с Найджелом Годричем (известным по работе с группой Radiohead продюсером) — и колесо наконец-то сдвинулось с мертвой точки. По рассказам Роджера, Годрич забраковал большую часть альбомного демо, из чего можно предположить, что довольно приличная часть материала была написана заново (и в довольно короткие сроки). Да, отдельные песни и даже тексты светились и раньше, но сейчас, немного порывшись в интернете, можно ради интереса сравнить, как сильно они видоизменились.

Новый альбом Роджера Уотерса "Is This The Life We Really Want?" можно описать тремя словами — камерность, спокойствие, простота. Основной аранжировочный инструментарий пластинки — это пианино, акустическая гитара и симфонический оркестр, но это не похоже на "Final Cut" (1983) — последний альбом Pink Floyd с Уотерсом, обладающий схожей звуковой палитрой. Здесь много слов и не очень много ярких мелодий — но это не похоже на "The Pros and Cons of Hitch Hiking" (1984), первый сольный релиз Уотерса, где текст явственно доминировал над всеми остальными музыкальными составляющими. Здесь в паре треков встречается энергичная пульсация баса и барабанов — но это не похоже на "Animals" (Pink Floyd, 1977), хотя бы потому, что в альбоме практически отсутствует такой знаковый инструмент, как электрогитара. Причем отсутствует будто бы нарочно, будто бы "я и так могу", хотя в предыдущих релизах Роджера недостатка в гитарных партиях не было, а играли там такие люди, как Эрик Клэптон и Джефф Бек. Особенно странно это слушать после Amused To Death, где аранжировки были на порядок разнообразнее, а аранжировочное полотно звучало насыщеннее и, как ни странно, современнее.

Кстати, Роджер, здесь практически не поёт в полном смысле этого термина. И весьма фрагментарно встречается его былая экспрессия в кульминационных моментах композиций... В основном — это мелодический речитатив, а местами — так и практически рэп, йоу. Но этому семидесятитрёхлетнему дядьке удивительно повезло с тембром голоса, ибо всё это говорение — слушается, и слушается, в большинстве своём, хорошо. Однако жаль, в паре мест прям очень хочется, прям ощущается необходимость былого яростного напора — но тут он будет строго дозирован, недовольные отсылаются к предыдущим работам Роджа. Кстати, вокалирует он здесь единолично, изредка при сопровождении девичьего вокального дуэта Lucius — что опять же контрастирует с предыдущим релизом Уотерса, где было много ведущего женского вокала, а в одном из треков подпевал аж сам Дон Хенли (Eagles).

Но, в конце концов, главное — это песни. И на этом альбоме есть как минимум несколько достойных треков, которые явно заслуживают внимания, и готовы потягаться за место в плейлистах с... тем же Файнал Катом, например. Это и симпатичнейшая Deja Vu, которую можно было услышать аж в двенадцатиминутной версии на нескольких акустических выступления Уотерса двумя годами ранее, а тут она трансформировалась в приятный и компактный стартовый трек на четыре с небольшим. Это очень красиво оформленная по звучанию The Last Refugee, на которую снят не менее красивый клип. Это и бодрая Picture That, больше всего напоминающая об альбоме Animals, и которая, по словам автора, родилась из спонтанного музыкального джема, что довольно нетипично для сольного Роджера. И установившая, кажется, все рекорды по количеству текста заглавная вещь — зато какой атмосферной, нервной и злой она получилась! И выпущенная первой сингловой ласточкой Smell The Roses, которая перекликается одновременно с Have a Cigar и Dogs (обе песни — золотая классика Pink Floyd). Да и проработаны эти номера лучше остальных треков на пластинке, получились чуть более цветными, хотя общее настроение альбома соответствует обложке — оно именно что черно-белое, монохромное.

Roger Waters

Из минусов альбома — в первую очередь странный звук ударных. Флойды любили сухой саунд, но и мягкий при этом. А тут каждый удар по малому барабану — как по деревянному ящику, тарелки — как молотком по фольге, с минимумом сустейна. Сходу даже сложно вспомнить студийную запись, которая так сильно обращала бы внимание на барабаны — причем, в негативном смысле. Помимо звука, еще и сами партии местами слишком простые, примитивные донельзя. Кажется, Ник Мэйсон и сейчас сыграл бы лучше и интереснее. Ну а второй большой вопрос — это уже упоминавшиеся аранжировки. Местами пустовато, местами простовато по звучанию (особенно клавишные), местами чересчур уж камерно — и не исключено, что через какое-то время в сети появятся версии отдельных треков с этой пластинки, куда гитарные любители и профессионалы допишут какие-то свои партии в стиле Дэвида Гилмора, благо пространство в аранжировках позволяет это сделать влёгкую.

Но, чёрт возьми, это первый альбом Уотерса за 25 лет. И пусть он не оправдал ожиданий именно в статусе долгожданного возвращения спустя два с половиной десятка лет, то в качестве просто очередного диска — вполне себе достойная, крепкая, качественная и атмосферная работа. Да, без откровений. Да, без новаторства и экспериментов. Да, это чистый Уотерс – россыпь звуковых эффектов и обрывков радиопередач, множество околополитических текстов и вообще текстового переизбытка как такового... Да, наверное, году в 95ом-97ом выход подобной пластинки смотрелся бы более логично... Но, лучше просто порадуемся за Роджера, наконец-то он собрался и сделал это, пусть и при большой помощи продюсера. Да, возможно, это не совсем та музыка, что мы от него ждали. А он, в свою очередь, сомневается в том, что мы живем так, как мы действительно этого хотели. Видимо, где-то тут между нами и ним наступил паритет.

P.S. Кажется, я совсем забыл про его оперу, выпущенную в 2005-ом. Кажется, я буду не одинок в этом отношении.

P.P.S. Уотерса нередко обвиняют в том, что этот успешный музыкант и мультимиллионер нередко повествует в своих песнях о социальном неравенстве, несправедливости в обществе и прочих темах, якобы не очень близких человеку его статуса и положения. Автору этих строк все же такой подход импонирует больше, чем рассказы о возлежании на прекрасных островах или стенания о курящих девушках в желтых платьях.

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте