Крик, не нашедший отклика
A requiem for the post war dream by Roger Waters performed by Pink Floyd
For Eric Fletcher Waters 1913 -1944
Автор статьи: Андрей Радишин
What do you do to make ends meet?
Teach
Make them mad, make them sad, make them add two and two
Make them me, make them you, make them do what you want them to
Make them laugh, make them cry, make them lie down and die
Они создали Атомное Сердце Матери, они побывали на Темной Стороне Луны, они обессмертили Сида Барретта, они надели на всех людей маски Животных, и, наконец, они построили Стену. Это все знают, за это их и любят; это то чем они сами гордятся. Но есть еще кое-что; блудный сын, о котором вспоминать не принято, но который существует. Антивоенный и антиполитический манифест, оказавшийся последней каплей раздора между Флойдами, послевоенный сон Уотерса, к коему судьба была неблагосклонна, а публика несправедливой. Final Cut – крик, не нашедший отклика.
Но можно ли обвинять публику в плохом вкусе? Можно ли критиковать Роджера Уотерса за то, что он не захотел идти на компромисс? Final Cut – пластинка жанровая, логически продолжающая The Wall, но еще и сугубо личная, слушая которую понимаешь – массовое признание по отношению к ней кощунственно. В этом и есть Final Cut, возврат не к «андеграунду», но отказ от массового признания, отказ «смягчить» пластинку, сделать более музыкальной, добавить хитовости, отказ от всего, что могло бы нарушить целостность исповеди, в том числе – отказ воспринимать остальных участников Пинк Флойд в качестве полноправных музыкантов. В этом был свой резон, хотя я вовсе не утверждаю, что именно Final Cut загубил группу: процесс, как мы знаем, пошел задолго до The Wall, и это было необратимо; если бы не Final Cut, так что-нибудь другое, но так уж сложилась судьба, что именно он стал последним альбомом с Роджером Уотерсом во главе величайшей группы на планете.
Возможно, выйдя Final Cut не под лейблом Pink Floyd, а под Roger Waters, шансов у него на признание было бы больше, а равнодушных меньше, но оставить группу без рабочего материала Уотерс, будучи ее лидером, не мог, да и должен ли был? Ведь в то время именно он считал себя единственным Флойдом, как в свое время таковым себя считал Барретт...
Но я вовсе не пытаюсь вас переубедить в вашем уже наверняка сложившемся мнении о данной пластинке. Может быть, вы считаете, что Final Cut не достаточно хорош для Pink Floyd, беден в музыкальном плане и слишком злой. Пускай. Но в Final Cut – есть Жизнь; а Уотерсу было что сказать и это – вопреки всем последствиям – стоило того.
...где кричащая нить повествования тянется на фоне всех двенадцати композиций,
где трагедия чувствуется в каждой ноте, а боль – в каждой интонации. Final Cut –
это двенадцать кругов ада, полных боли и страданий.
...это крик, и если он
найдет в вашем сознании оклик, затронет самые потайные струны вашей души, о
которых вы возможно даже не подозревали, то его вы уже никогда не забудете.