If I were a good man,
I'd talk to you more often than I do.
Roger Waters (If)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Рекламные статьи

Резьбонарезные инструменты kerntool.ru.
Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > Двухсторонняя Луна

Двухсторонняя Луна

Автор статьи: Mike Aka Князь

 Говорим "Pink Floyd",
а подразумеваем "Dark Side of the Moon".
 
С.Кастальский, статья
"Хлеб, воздух и вода".
 
Мнения автора могут не совпадать
с его точкой зрения.
 В. Пелевин

Когда берешься писать о вещах, давным-давно ставших Историей, о явлении, которому посвящено множество статей и книг, то руки невольно сами опускаются: твое мнение не прибавит славы и не убавит блеска, и всегда найдутся недовольные, задетые или обиженные написанным. Поэтому я решил схитрить, написав статью по типу "два в одном", предоставляя читателю самостоятельно выбирать, какой из понравившихся сторон стоит уделить внимание, а какой следует пренебречь. Границу, кстати, являющуюся необязательным выводом, также можно опустить. Возможно, кому-то светлая сторона покажется немного наивной, а темная чересчур злой. В качестве извинения и оправдания могу лишь напомнить цитату из "Generation P", вынесенную в качестве эпиграфа, и окончательно добить Кэрроллом: "был нередко с рулем перепутан бушприт" (в результате чего, как известно, корабль перемещается встречным курсом, то есть задом наперед). Что до автора этих строк, сам он считает части эти аверсом и реверсом одной монеты, неотъемлемыми сторонами гипотетической медали (как известно, в мире есть лишь одна односторонняя вещь — медаль Одина; но поскольку она давно потеряна, не стоит принимать ее во внимание), границу же — бесконечно тонким гуртом этой монеты. И пусть попасть в эту границу также нелегко, как заставить брошенную монету упасть ребром, а наше пребывание там так же быстротечно, как ее хрупкий балансирующий танец, но шанс всегда есть — и это главное.

На светлой стороне

Про "Dark Side of the Moon" рассказано и написано уже столько, что добавлять что-то глупо и бессмысленно, как бессмысленно поворачивать вспять реки и разрушать горы. Это так нелогично, что я все же, пожалуй, не удержусь и допишу пару строк. Первоначально я планировал разразиться — и даже чего-то накропал — на тему "а мне альбом не нравится ну вот такой я оригинал!"... но снова и снова перечитывая строки в поисках грамматических ошибок, чувствую какой-то дикий дискомфорт. В споре, даже если это спор с самим собой, всегда нужно слушать обе стороны, принимая во внимание все аргументы, поэтому я жму на "Play" и вновь слушаю биение сердца, бой часов и рассуждения о том, что "very hard to explain why you're mad, even if you're not mad". Часто случается так, что незаменимость человека или предмета мы осознаем уже после того, как безвозвратно теряем его, поэтому самый простой способ оценить альбом — представить, что г-да Уотерс, Гилмор, Мэйсон и Райт вместо того, чтобы его записывать, занимались каждый своими делами и инструментов в руки не брали. Трудно сказать, что в этом случае приобрели бы вышеуказанные господа, но я точно знаю, чего бы лишились мы с вами — кусочка волшебной и чарующей Музыки, которую будут слушать всегда, пока жив хоть один проигрыватель. А кто со мной не согласен, пусть еще раз послушает альбом, как сделал это я — думаю, аргумент весомей вряд ли найдется. Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что нельзя называть самым лучшим альбомом группы самый продаваемый, и что у Pink Floyd есть музыка гораздо более сложная и богатая по форме, и что настоящие поклонники больше любят Atom Heart Mother и Ummagumm'у. Я и сам, в общем-то, разделяю эту точку зрения. Мне также кажется странной мысль присуждать альбому статус "золотого" или "платинового" только потому, что число его проданных копий достигло большого круглого числа. И вместе с тем факт громко и отчаянно вопит, как сработавшая сигнализация чей-то покинутой машины, и не слышать его нельзя, а единственный способ заставить его замолчать — это поймать и констатировать: "Dark Side of the Moon" — самый продаваемый альбом за всю историю рока.

Значит, есть в этом альбоме что-то, что заставляло людей 30 лет назад и заставляет сейчас слушать его не только совершенно добровольно, но еще и платить за это деньги. Все в итоге сводится к деньгам, не так ли? Всего лишь абстракция (весьма успешно материализованная), но мы живем, полностью подчиняясь ее диктату, она является мерилом, определяющим, что ценно, а что лишь блеск и мишура. Мы знаем об этом и всегда знали, но никогда не задумывались всерьез, потому что жизнь быстротечна и наше время выходит, как песок сквозь пальцы, и надо бежать, бежать, все делая бегом, проживать жизнь на ходу, чтобы все было как у всех, ни в коем случае не хуже, чем у всех. А потом приходят четверо странных ребят со странной музыкой и просто и доходчиво рассказывают то, о чем мы всегда предпочитали молчать, и лишь иногда, наедине с собой, шепотом, в полмысли... И как прекрасно, что пришли эти четверо, ведь иначе мы бы и дальше продолжали молчать — все вместе, каждый сам по себе.

На темной стороне

Название альбома весьма символично: он показал, что есть еще один Pink Floyd, дотоле скрытый от внимательных и строгих глаз поклонников и критики и лишь иногда, на минутку, показывающийся на поверхности — Cymbaline яркий тому пример. Теперь творчество группы будут неизменно делить на две части-стороны (раз уж перешли на язык символов, следует до конца соблюдать его грамматику и пунктуацию): светлую — "ранний Pink Floyd", он же "барретовский", он же "психоделический", он же "экспериментальный" период, и темную — "зрелый Pink Floyd", он же "уотерсовский", он же "социальный", он же "прогрессивный". И вот показательный вывод: вы можете сколько угодно играть музыку, которая вам нравится, но коль скоро она непонятна большинству, мы назовем ее "экспериментальной"; ну а уж если вы туда добавили слова, понятные всем, мы назовем это "прогрессивным".

Нужно отдать должное группе — они были известны и раньше, но "Темная сторона" имела столь оглушительный успех, что могла бы запросто раздавить их. История знает примеры таких крушений: после выхода альбома "Billion Dollar Babies" вся команда Эллиса Купера откололась от него, решив выступать отдельно, но так и канула в Лету, не произведя ничего стоящего, а сам Эллис заметно "опопсел" и стал играть напирая исключительно на свой имидж "короля кошмаров"; после выхода своего лучшего альбома группа Police распалась, будучи на пике популярности, Стинг тогда сказал, что лучше они все равно не сыграют, поэтому нет смысла дальше быть вместе. Pink Floyd же не только не распались, но продолжали выпускать вещи, достойные стать в одном ряду с "Темной стороной". Правда, с каждым разом все более и более мрачные. Донельзя пессимистичным получилась и сама "Темная сторона". Сказка кончилась, страница перевернута и начинается дикая смесь учебника по психологии и жутиков "а ля" Стивен Кинг: "Добро пожаловать в наш Цирк Уродов! Спешите видеть! Мы работаем круглые сутки без выходных и перерывов на обед! Почти даром! Приходите сами и приводите своих детей! Спешите, ведь жизнь быстротечна — мгновение, и вас уже нет!" И мы смотрим на парад разнообразных фобий и пороков, порожденных сном нашего глупого разума. Вот идут Боязнь старости, Страх перед Временем, Жадность, Подлость, Жестокость, Ксенофобия; а там, вдали, уже видна летящая Свинья, Черви, Мясорубка, Молотки и, затмевающая Солнце и Луну, непроницаемо черная Стена. Прошлое мертво, будущее предрешено, и когда звучит магический колокол Времени, кто-то падает на колени и молится, а кто-то тихо тонет в губительном болоте отчаяния.

Граница. Обе стороны

Лишь стоя на границе и глядя, подобно Янусу, двумя парами глаз на свет и во тьму, можно увидеть то, что пряталось за завораживающей игрой ярких лучей и бездонных теней: альбом дарит роскошь, которую не все могут себе позволить — передышку; надежду (которой не может похвастаться ни один последующий альбом Pink Floyd) на то, что где-то есть место, куда можно сбежать и отдохнуть, забыв ужасы страшного мира, где время линейно и непреодолимо, а доминантой является не разум или сущность, но условность, придуманная для облегчения людских взаимоотношений. И пусть вкрадчивый шепот говорит нам "There is no Dark Side of the Moon really, as the matter of fact it's all dark", но шепот этот неразличим, если не знать, где конкретно звучат эти страшные слова, а значит, есть Темная сторона Луны, на которой тебя ждут и где тебе всегда будут рады. И тогда жизнь, потраченная на поиск этой Темной стороны, будет лишь жалкой парой медяков, очень символической платой за право если не поселиться там навсегда, то хотя бы стать ее завсегдатаем.

  аудиокниги слушать онлайн бесплатно обломов
 
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте