Something stares and something tries and
Starts to climb towards the light
Pink Floyd (Echoes)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > The Dark Side Of The Moon SACD

The Dark Side Of The Moon SACD

Автор статьи:  Константин Гончаров

Через 30 лет после выхода самого популярного альбома Pink Floyd в продаже появилось юбилейное переиздание в формате Super Audio CD. Вашему вниманию предлагается рецензия на этот диск, а также ответы на основные вопросы по особенностям нового формата записи звука.

Юбилейный SACD и оригинальное британское издание The Dark Side Of The MoonThe Dark Side Of The Moon пережил множество форматов записи: винил, 8-трековые картриджи, компактные кассеты, CD и минидиски, MP3 и плееры размером с монету. Без сомнений, альбом, который слушают даже поклонники "попсы", переживет и относительно свежий формат SACD (учитывая, в том числе и шаткие позиции последнего). Тем не менее, юбилейное переиздание 2003-го года вполне заслуживает приобретения, и ради пополнения коллекции, и ради возможности услышать знакомую музыку в совершенно новом виде.

Впрочем, обо всем по порядку. Коллекцию Pink Floyd на фирменных CD я начал собирать летом 2004 года. К "фирме" я, как и многие, пришел через тернистый путь компакт-кассет, пиратских дисков и MP3, и в первое время рассматривал медленно растущую стопку дисков исключительно с точки зрения коллекционера. Согласитесь, ведь альбом любимой группы с многостраничным буклетом и оригинальным оформлением диска гораздо приятнее держать в руках, даже если вы в упор не слышите разницы в звуке между пиратским и фирменным изданием. С намерением заполнить самую главную "брешь" в коллекции Pink Floyd я отправился за обычным компакт-диском, но вернулся из магазина с шикарным японским изданием SACD. В чем отличие японского релиза? Да ни в чем, в принципе, если не считать лишней десятки у.е. на ценнике и наличия вкладки с текстом песен на японском. С тех пор альбом был не раз прослушан в CD-варианте, а вот необходимая для воспроизведения SACD-записи техника появилась совсем недавно. И, вы ведь уже догадались, какой диск я поставил в первую очередь?

За 30 лет носитель серьезно уменьшился в размерахДиски формата SACD выпускаются с 1999 года. Разработчиком новой технологии записи звука выступили компании Sony и Philips, создатели оригинального компакт-диска. В основу формата легла новая технология кодирования звука, названная Direct Stream Digital. Ее особенность – очень высокая частота дискретизации, в 64 раза превышающая аналогичный параметр у стандартной CD-записи. На практике это дает следующие преимущества:

• Расширенный частотный диапазон (от 2 до 100 000 Герц, против 5-20000 Гц у CD)
• Повышенный до 144 дБ динамический диапазон (разница между самым тихим и самым громким звуком)
• Возможность размещения стереофонической и многоканальной (до 6 каналов) записи на одном диске.

Кроме того, формат позволяет создавать многослойный диск – на таком записана версия для CD-плееров со стандартным качеством, и версия SACD со всеми упомянутыми вкусностями. Именно таким, гибридным, диском является Dark Side. Если не вдаваться в технические характеристики, можно сказать, что технология Direct Stream Digital обеспечивает гораздо большую точность передачи звука. Так что грамотно переведенная в SACD аналоговая запись может легко "заткнуть за пояс" CD-версию и по натуральности звучания приблизиться к качеству виниловой пластинки (да-да, по качеству звука CD в некотором смысле был шагом назад!) Правда, старые записи грамотно оцифровываются далеко не всегда. Иногда и источник (мастер-лента) бывает подпорчен временем, а иногда и современные звукорежиссеры, как выясняется, страдают кривизной рук. В особенности это касается многоканальных миксов. В одном из имеющихся у меня классических SACD с фортепиано и скрипкой скрипач находится перед слушателем, а пианист – за ним. Вы когда-нибудь сидели на концерте между музыкантами? Мне не приходилось...

Конечно, идеальным вариантом была бы подготовка нового издания альбома тем же звукорежиссером, который в свое время работал над оригинальной записью. С Dark Side этого по каким-то причинам не произошло. Вместо известного музыканта и звукорежиссера Алана Парсонса над релизом работал Джеймс Гатри – постоянный звукорежиссер Pink Floyd со времен записи "Стены", собственноручно готовивший переиздания каталога группы на CD в 90-х. Учитывая то, что только на CD альбом переиздавался (и ремастировался с оригинальных мастер-лент) несколько раз, в конце 2002 года Гатри работал над ним уже далеко не в первый раз. Его обстоятельный рассказ о трудностях оцифровки оригинальных студийных записей можно прочитать на официальном сайте Pink Floyd (или же в интервью на нашем сайте — прим. ред.). По словам Джеймса, его задача заключалась в аккуратном переносе исходного материала в новый формат, без внесения изменений в звучание и атмосферу самого альбома. Это и было сделано – единственное отличие от оригинальной версии можно (с трудом) отыскать в треке On The Run. Туда, с согласия членов группы, Гатри добавил гитарный сэмпл Гилмора, не вошедший в версию 73-го года.

Так что, говоря о содержании, вы получите примерно то же самое. По звуку CD и SACD версия (сейчас мы говорим о стерео-варианте) совершенно друг на друга не похожи. Над CD-слоем без сомнений "поработали" дополнительно, из-за чего его звучание получилось гораздо громче и напористее, чем звучание SACD-варианта (это отмечают, в том числе, в статье авторитетного журнала Stereophile). Это уже давно испытанный прием, частенько применяющийся звукозаписывающими компаниями. Чтобы запись звучала "громче", используется динамическое сжатие. В результате мы получаем тот самый "мощный" звук, но при этом на фоне громкого гитарного соло или активной работы барабанщика совершенно теряются тихие звуки. Впрочем, довольно о CD-версии, перейдем к самому интересному.

Японское издание SACDСо времен появления формата SACD аудиофилы устраивали немало показательных прослушиваний, приходили к различным выводам о качествах новой технологии, говорили разные умные слова. Мое мнение – если вы, как и я, знаете Dark Side до последней ноты, огромную разницу между CD и SACD вы почувствуете сразу. С первых "ударов сердца"! Звук нарастает, абсолютно знакомо, но все же по-новому и, как всегда, неожиданно разворачивается в целую радугу голосов, инструментов, эффектов, каждый из которых – на своем месте и, что самое главное, детально различим. Пожалуй, это основное достоинство формата – оно позволяет изучать заново уже известный материал, узнавать что-то новое, при этом получая стопроцентное удовольствие от прослушивания. Более весомой и "слышимой" становится бас-гитара Уотерса – ее звучание стало куда мягче, но, вместе с тем, глубже. Еще один момент – практически при каждом прослушивании DSotM на CD я убавлял звук в начале композиции Time, из-за слишком резкого звона часов. В данном случае желание "сделать потише" отпадает. Нет, звон все также обрушивается на слушателя, но перегруженность в звучании (та самая "резкость") – исчезла. Кстати, начало Time – вообще неплохой тест на "стойкость" акустики и техники к суровым звуковым испытаниям.

В отличие от многих свежих релизов музыки на SACD и DVD-Audio, в которых многоканальный вариант создается заново на основе записи, всю жизнь выходившей в стерео и только в стерео, The Dark Side Of The Moon изначально был выпущен в многоканальном варианте. Pink Floyd много экспериментировали с квадрозвуком на концертах, да и сама природа их музыки просто "создана" для многоканального переложения. Много было сказано о том, что в музыку Pink Floyd погружаешься, окунаешься с головой. Я и сам подпишусь под этими словами, поэтому возможность "погрузиться" не иносказательно, а в реальности, можно только приветствовать. Если судить по подходу Джеймса Гатри к восстановлению стерео-микса, в многоканальном можно было ожидать такого же следования оригинальной квадроверсии. В целом, так и произошло. Еще одно доказательство тому – статья, посвященная сравнению SACD и квадро-пластинки на сайте hi-fi.ru. Сравнение, кстати, оказалось не в пользу SACD. Тем не менее, отличия от оригинального микса все же имеются – не столь активно, но все же задействован пятый (центральный) канал – в основном для голоса и "поддержки" фронтальных каналов.

Диск и буклет. Кстати, в буклете есть фото русского издания Dark Side на виниле начала 90-х Вспомним пример с классикой в исполнении фортепиано и скрипки. Чрезмерное "погружение" далеко не всегда полезно, а иногда даже вредно. Все-таки мы привыкли слушать оркестр, сидя в зале, а не среди музыкантов. Но с Pink Floyd все происходит в точности наоборот – как бы меня не затягивало в атмосферу этого альбома, я сопротивляться не намерен. Действительно, Pink Floyd был просто создан для многоканального звука. Слушая стерео, ты только что смотрел на фотографию иного мира, как вдруг оказался одним из его обитателей... Многоканальный микс Pink Floyd – это не типичный "сюрраунд" фильмов, в которых тылам уготована роль бедных родственников, озвучивающих то, что не досталось фронтам (отзвуки взрывов и пение не попавших в кадр птичек). Тыловые колонки полноправно участвуют в создании сцены, так что вы оказываетесь в ее центре, не напрягая воображение. Люди, отвечающие на вопросы невидимого Уотерса, неожиданно появляются из разных углов комнаты и также неожиданно исчезают. Бегущий в конце On The Run человек наконец-то (!) бегает вокруг вас, а не из левой колонки в правую и обратно. Ну а звуки знаменитого монетного станка дают четкое ощущение того, что вас засунули в чрево этого адского механизма.

Несмотря на новизну ощущения, основное свойство многоканальной версии – стопроцентное узнавание. Ты сразу же понимаешь, что это сделано так, как нужно, что это тот же до боли, до слез знакомый альбом, хоть и в несколько новом виде. Ты не удивляешься пространственным эффектам, ты получаешь наслаждение. Это – твой альбом, это твоя жизнь, ты знаешь текст и мелодию наизусть, но, вместе с тем, снова испытываешь кайф и радость ПЕРВОГО прослушивания. За такое можно многое отдать, не так ли?

Текст Breathe на японском языке Ходят слухи, что Джеймс Гатри работает над аналогичным изданием Wish You Were Here... Если так, то в этот раз я стану владельцем нового релиза как можно раньше, а не через год после выхода. Если Dark Side для меня – жизнь, то Wish You Were Here – нечто с жизнью не связанное, потустороннее, а стало быть еще более подходящее для полного погружения. Не утонуть бы... Кстати, в квадро-версиях на виниле выпускались три альбома Pink Floyd – Dark Side Of The Moon, Atom Heart Mother и Wish You Were Here. Так что, помимо WYWH нам есть что ждать и на что надеяться. Дальше? Кто его знает, было бы неплохо получить качественный SACD-вариант всех альбомов Pink Floyd. Но это зависит не только от желания членов группы или Джеймса Гатри (он считает музыку Pink Floyd идеальной для многоканального формата), но и от развития формата SACD. Стандарт так и не стал сколько-нибудь популярным за шесть лет существования. Пара тысяч релизов – ничто по сравнению с сотнями тысяч на CD. Дисков в формате SACD продается меньше, чем винила! Возможно, формат останется нишевым, а может и потерпит поражение со стороны DVD-Audio (качество последнего также весьма достойно). В любом случае, если популярность SACD и вырастет, то релизы Pink Floyd сыграют в этом далеко не последнюю роль.

В заключение я постарался ответить на наиболее важные вопросы, касающиеся SACD и релизов Pink Floyd и Роджера Уотерса в этом формате.

На самом диске отчетливо видна граница между стереофонической и многоканальной версиями альбомаQ: Можно ли прослушать SACD на компьютере?
A: К сожалению, нет. Теоретически, современные звуковые карты Creative поддерживают декодирование потока DSD, но эта возможность остается невостребованной. Причина – защита от пиратского копирования. Звукозаписывающие компании справедливо опасаются, что SACD могут начать незаконно тиражировать, так же, как это делают с CD. Кстати, помимо особого формата записи, в формате предусмотрены и другие средства защиты от копирования. В любом случае, на ПК можно прослушать CD-слой диска (если диск – гибридный), равно как и на любом CD-проигрывателе.

Q: Какой проигрыватель нужен для воспроизведения SACD?
A: После появления конкурирующих форматов DVD-Audio и SACD производители, примкнувшие к тому или иному альянсу, выпускали устройства, поддерживающие только "родной" формат. Позже эта ситуация изменилась, и сейчас можно найти проигрыватели, поддерживающие оба высококачественных стандарта. Причем в последнее время наблюдается четкое разделение. Проигрыватели CD/SACD относятся к классу "дорогого hi-fi", стоят от тысячи долларов и выше, и предназначаются для аудиофилов. Но большая часть устройств в различных ценовых категориях, является проигрывателями DVD, с возможностью качественного воспроизведения CD, SACD и DVD-Audio. "Качество" здесь – самое главное слово. Если вы найдете DVD-плеер с поддержкой SACD с ценой дешевле 200 долларов – разницу между CD и новым форматом вы, скорее всего, не услышите. Дело в том, что поддержка "модных" форматов (чаще всего DVD-Audio) реализуется в дешевых моделях "для галочки", для этого не обеспечиваются должные технические условия. Более того, иногда цифровой формат высокого разрешения конвертируется встроенным ЦАПом (цифро-аналоговым преобразователем) до стандартных 44 кГц/16 бит – то есть на выходе вы опять получите компакт-диск.

Q: Какая еще техника нужна для воспроизведения SACD?
A: В принципе, к хорошему SACD-плееру можно подключить и приличные активные колонки (не пластмассовые, конечно) – это будет самый экономный вариант. По-хорошему, нужен ресивер с качественным многоканальным усилителем (не цифровым!) и, конечно, акустика. Для просмотра фильмов частенько приобретаются дорогие фронтальные колонки (напольные или хорошие полочные), а на тылы ставится что подешевле. С Dark Side этот вариант не подойдет – запись требовательна к тыловой акустике не меньше, чем к фронтальной. В любом случае, пластмассовые домашние кинотеатры Sony с поддержкой SACD за 300 долларов никак не подходят.

Q: Что лучше – SACD или винил?
A: Это совершенно разные форматы, с разным характером звучания, разным подходом к передаче звука. Сходство форматов в том, что они оба передают звук весьма достоверно. Но все же, если вы хотите услышать, как должна звучать музыка Pink Floyd – послушайте пластинку. Описание особенностей винила – тема для отдельной статьи.

Q: Почему был выбран формат SACD, а не более универсальный DVD-Audio?
A: Формат DVD-Audio действительно более универсален. Даже если у вас обычный DVD-плеер без поддержки качественного стандарта, вы можете прослушать запись в формате Dolby Digital. Кроме того, DVD-Audio можно воспроизвести на компьютере. Свой выбор в пользу SACD Джеймс Гатри обосновал в ходе презентации переиздания. По его мнению, DVD-Audio – достаточно сырой стандарт, с некоторыми серьезными недоработками в формате сжатия MLP (стандарт сжатия данных без потерь, использующийся только в DVD-Audio). Кроме того, Джеймсу не нравится сама идея звукового формата с аббревиатурой DVD в названии. Он небеспочвенно предполагает, что большинство покупателей будут слушать именно версию в "совместимом" формате Dolby Digital. А это значит – прощай, качество.

The Wall Live In Berlin. Двухдисковое издание в формате Hybrid SACD Q: Что еще послушать из творчества Pink Floyd на SACD?
A: Пока ничего, только творчество Роджера Уотерса. На SACD выпущены "The Wall Live in Berlin" и концертная запись тура Уотерса "In The Flesh". Звучание обоих релизов – великолепное, есть стерео и многоканальные версии, равно как и слой для обычных CD-плееров. Скоро на SACD выйдет и опера Роджера Уотерса "Ca Ira".

Q: А стоит ли овчинка выделки?
А: Сложный вопрос. Свое мнение я уже выразил в статье, но хочу добавить очень важную мысль. Долгое время я слушал Dark Side с запиленной кассеты, потом в формате MP3 на портативном плеере с 500-рублевыми "затычками". Я убежден, что, как бы не был ужасен носитель, он просто не в состоянии испортить музыку Pink Floyd. Это не касается The Wall, но очень верно для Dark Side Of The Moon. Таких альбомов немного – их слушают на пластинках, на CD с кухонных бумбоксов, их слушали по "вражескому" радио через вой советских заглушек. Удовольствие от такой музыки не испортишь ничем, так что я ни в коем случае не буду утверждать, что-то вроде "те, кто не слышал SACD – вообще не слышали Dark Side"... SACD – это еще один повод получить удовольствие от альбома, а также возможность чуть-чуть приблизиться к тому, как эта музыка звучала в студии в 1973-м году. Стоит ли такой шажок в прошлое затраченных средств? По-моему, стоит.

  видео приколы смотреть бесплатно хентай  
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте