Something stares and something tries and
Starts to climb towards the light
Pink Floyd (Echoes)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Рекламные статьи

телефонный справочник евпатории онлайн
Pink-Floyd.ru > Публикации > Отзывы > Альбомы > Опера Уотерса: есть ли надежда?

Опера Уотерса: есть ли надежда?

Автор статьи:  Зульфия Ризаева

Мы ждали этого события 15 лет. Известие о том, что басист Pink Floyd, главный автор текстов и любитель концептуальных альбомов – все в одном лице — пишет оперу, вводило в некое любопытство: «а что же может из этого выйти?», а несметное количество интервью, которые новоявленный автор классического жанра раздавал направо и налево, подстегивало интерес.

Строго говоря, к моменту официального релиза самые нетерпеливые слушатели имели возможность ознакомиться с некоторыми отрывками произведения. Так, на праздновании вступления Мальты в Евросоюз 1 мая 2004 года было исполнено три отрывка оперы. Эти записи если не видели, то слышали практически все — кто захотел, конечно же. На фестивале камерной музыки в Нью-Йорке в августе того же года были исполнены 3 фрагмента: Overture, The Letter и Bastille. А накануне выхода оперы сайт Ca-Ira.com предоставлял своим посетителям шанс послушать 5 композиций из творения Уотерса.

И если с кратким сюжетом и историей возникновения тематики Французской революции вы уже знакомы из наших публикаций, то полноценных рецензий в Рунете на новое произведение Уотерса еще не существует.

Описывая такое произведение, как опера, а не рок-альбом — однако опера не классического композитора, а бывшего участника Pink Floyd — можно исходить из нескольких позиций.

Первая — точка зрения ценителя оперы как жанра, не придающего авторству “Ça Ira” такого большого значения, как любители Pink Floyd. Признаться, я не отношу себя к оперным поклонникам, хотя, конечно же, не могу не согласиться с теми, кто утверждает, что оперу необходимо смотреть — смотреть на большой сцене, в темном зале, с оркестровой ямой, декорациями и сценическими костюмами. Дождемся ли мы постановок Уотерса в Большом, Мариинке или Татарском государственном академическом театре оперы и балета имени М.Джалиля, еще вопрос, а вот в вечном городе 17 и 18 ноября состоится инсценировка "Ça Ira". Именно туда привели Уотерса дороги после некоторых неудачных попыток выбора мест постановки. Напомню, в мае прошлого года говорилось о Петербурге, а также о Франции. (Уотерс надеялся, что его материал может быть использован в праздничных мероприятиях в честь 200-летия Французской революции). В Риме же уже назначены даты постановок и продаются билеты.

Поэтому я, пожалуй, дождусь видеоряда и лишь затем буду говорить об опере как о классическом произведении.

Вторая точка зрения, с которой можно подойти к оценке нового произведения Уотерса — взгляд на "Ça Ira" как на продолжение сольных работ Роджера Уотерса, в отрыве от Pink Floyd, просто как музыканта, написавшего Pros&Cons, Radio KAOS, Amused to Death... В этом отношении опера должна привести фанатов Уотерса в настоящий экстаз.

Опера отвечает всем ожиданиям. Очередная концепция, да еще какая — с исторической основой: фанатам есть, где покопаться и что поизучать (глядишь, заодно школьную программу по истории нагонят).

К тому же, недавние интервью Уотерса позволяют рассматривать оперу в актуальном ключе, поскольку Уотерс проводит прямые параллели между ситуацией во Франции и США. Выглядят, правда, такие сравнения несколько притянутыми за уши. Автор либретто Этьен Рода-Жиль, несомненно, еще 15 лет назад думал именно об Америке (напомню, тогда еще даже не была начата первая война в Ираке, а Рода-Жиль – француз по национальности). Возможно, Уотерс таким образом хочет привлечь американского слушателя, который, как можно догадаться, к теме Французской революции равнодушен абсолютно. Неизвестно еще, как воспримут оперу на родине этой революции. Представьте, если бы англичанин, живущий в Штатах, написал музыку, а китайцы спели историю о событиях 1917 года, как бы ее восприняли в России?

Но мы отвлеклись. Продолжу перечисление достоинств нового сольного творения Уотерса: множество параллелей с сольным творчеством (например, композиция "My Dear Cousin Bourbon of Spain" основана на мелодии "Every Stranger's Eyes"); прекрасные звуковые эффекты: собаки, птицы, звуки выстрелов; необычный формат – и по форме, и по крайней мере по тому, что Уотерс выступил как основной автор музыки, а не текстов (хотя и занялся английским вариантом либретто).

В таком аспекте опера, без сомнений, не покажется вам скучной, и вы будете слушать ее вновь и вновь.

А можно воспринимать оперу как некое музыкальное произведение, написанное одним из авторов такой классики рока как Dark Side of the Moon и The Wall.

Пожалуй, именно так я и воспринимаю “Ça Ira”. В этом восприятии есть и доля завышенной планки ожиданий (однажды ночью мне даже снились какие-то якобы отрывки оперы, поразившие мое воображение — во сне, не наяву), и доля природного консерватизма — новое творение Уотерса должно быть похоже на то, что он писал ранее, если не по форме, то по силе эмоционального воздействия точно.

Первое впечатление от “Ça Ira”: ее упаковка. SACD издание оперы. Два аудио диска и DVD с документальным фильмом Мабена. Фотографии оформления вы можете увидеть в конце статьи. В комплект входит красивый буклет с либретто, текстами, информацией об участниках записи и великолепными иллюстрациями Надин Рода-Жиль. Вообще, оформление выше всяких похвал. Упаковку приятно и подержать в руках, и смотреть на нее глазами.

На содержании документального фильма о записи оперы останавливаться не буду, поскольку это тема отдельной статьи. Могу лишь поспорить, что многие из тех, кому попадет в руки подобное издание, бросятся смотреть фильм раньше, чем приступят к самой опере :)

Итак, вторым прикосновением к «Са Ире» стало ее прослушивание в формате 5.1. Прослушивание было коллективным и не обходилось без комментариев. В первый раз опера оставила смазанное впечатление. Точнее, она не произвела никакого впечатления.

Двумя днями позже я переслушала оперу уже в наушниках и в обычном стерео формате. Не скажу, что опера меня сразила, нет. Но в общей серой безликой массе стали проглядывать отдельные яркие моменты, которые крепко отложились в памяти и останутся там навсегда. Возникли и визуальные образы, и ощущение большой сцены, масштабности и величия. Возникли ненадолго. Ближе к окончанию серая масса вновь начала лидировать и забивать все те впечатления, которые Уотерс своей музыкой смог породить.

Чуть позже, в разговоре об ощущениях от оперы, коллега по сайту помогла мне выразить мысль, которую я долго не могла сформулировать:

«Вроде несколько треков очень хороши. И голоса некоторые вполне себе. И звуковые эффекты вроде к месту. А в целом — никакого общего впечатления. В спорте это называется "крепкий середнячок". Настолько золотая середина, что получается посредственность.»

Итак, опера действительно удалась. Удалась обычной. И сравнения, приходящие на ум при прослушивании, это подтверждают. Дело не в том, какие сравнения сами по себе (а разные люди с чем только не сравнивали оперу: и с саундтреком к историческим мелодрамам или — упаси господи — компьютерным играм, и с произведениями Мусоргского), а в том, что мало кому придет в голову искать какие-то аналогии при прослушивании «Дарк Сайда» и при любовании картинами Да Винчи.

Да, “Ça Ira” не шедевральна, но переслушивая свои любимые моменты (а за время написания статьи они у меня уже появились), убеждаюсь в том, что опера содержит особое очарование. Главное – до него добраться.

Опера Роджера Уотерса (11 фото)
 

Общий вид Разворот Полный разворот
1-й диск и буклет 2-й диск и DVD 1-й диск
Обложка буклета 2-й диск DVD
Буклет Буклет

 

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте