Money it's a gas
Grab that cash with both hands and make a stash
Roger Waters (Money)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Статьи > Люди > Марк Фишер (20.04.1947 - 25.06.2013)

Марк Фишер (20.04.1947 — 25.06.2013)

Источник: The Telegraph, 26 июня 2013
Перевод:  3Dasha

Как специалист по оформлению рок-туров, Фишер отошел от стандартного набора пиротехники, состоящего из парочки лазеров и ведер сухого льда. Например, ослепляющая феерия в лучших фишеровских традициях, устроенная им на концертах Pink Floyd, могла похвастаться почти полноразмерным бомбардировщиком из оргстекла, проносящимся над головами зрителей и взрывающимся в конце первой песни концерта. Другой характерной чертой были десятиметровые надувные куклы, управляемые проволокой, свисавшей со стадионной крыши.

Для "Pop Mart", эпического мирового тура U2, стартовавшего в Лас-Вегасе перед 40 000 фанов в 1997-м, он спроектировал абсурдный спектакль, рисующий пустынный город-казино. Доминантой декораций была тридцатиметровая золотая арка, которая поддерживала звукоусилители. Правый край сцены представлял из себя коктейльную трубочку колоссальных размеров, на верхушке которой маячила подсвеченная четырехметровая оливка. Самый большой видеоэкран в мире, 50 метров в ширину и 15 в высоту, служил задником. В качестве видеоряда выступали картинки, связанные с обществом потребления. Экран состоял из миллиона светодиодов.

Но самым большим сюрпризом был вращающийся зеркальный лимон, десять метров в диаметре, который мерцал под музыку перед зрителями, а затем открывался, чтобы представить группу. «Это карнавал, это цирк, — объяснял Фишер. — Главное — дать зрителю нечто захватывающее, что-то неожиданное».

Таланты Фишера не были ограничены рок-сценой. Для Cirque du Soleil в Лас-Вегасе он создал целый лес из 25-метровых деревьев рифленой стали или огромную, зловещую машину для пыток — «колесо смерти». В Лондоне он также спроектировал декорации для постановки West End — трибьют-мюзикла Queen "We Will Rock You".

Какими бы ни были концерты, Фишер никогда не мелочился. Одно из его шоу расходовало 3000 ампер электричества, которое текло по кабелям, общая длина которых могла достигать 30 километров. Наравне с его фирменными надувными куклами шоу задействовало около сотни подвижных прожекторов — некоторые из них пролетали над головой, словно летающие тарелки. Прожекторы крепились на балках под крышей, а всё управление видеорядом было компьютеризировано. Чтобы обеспечить картинку высокого разрешения, передаваемую более чем двадцатью проекторами, понадобилось три жестких диска по два терабайта каждый.

Выпускник передовой Архитектурной ассоциации (Architectural Association), после окончания института в начале 1970-х Фишер предпочел обычной карьере дизайнера работу над декорациями для рок-мюзикла «Jesus Christ Superstar». Его звездный час пришел в 1977-м, когда Pink Floyd наняли его заниматься дизайном надувного зверинца для тура Animals, который подтвердил, что группа состоит в рядах мастеров стадионного рока.

Впоследствии именно дизайн для одиночного концерта экс-участника Pink Floyd Роджера Уотерса в Берлине в 1990-м поднял Марка Фишера до вершин славы. Уотерс исполнял альбом группы, The Wall 1979-го, на месте Берлинской стены на Постдамской площади. Ради этого события Фишер (с его тогдашним партнером, Джонатаном Парком) построил самые большие декорации в мире из 2500 пенопластовых кирпичей, стена из которых простиралась на 168 метров в длину по бывшей нейтральной территории.

Концерт включал разрушение 18-метровой стены тридцатиметровой надутой гелием свиньей. Все это стоило 16 миллионов долларов. Рефрен «All in all it’s just another hole in the wall» («В конце концов, это еще одна дыра в стене») содрогал барабанные перепонки двухсот тысяч поклонников, в то время как Фишер взрывал свои декорации. После шоу он использовал пенопластовые кирпичи в качестве вторсырья для теплоизоляции пустотелых стен.

Фишер признавал, что тот концерт многому его научил в искусстве сценографии. «Это связано с последовательностью зрелищ, которые рассказывают историю», — объяснял дизайнер. Возможно, наиболее успешным применением этой формулы был случай с The Rolling Stones, для которых он проектировал сценический дизайн для всех гастролей начиная с 1989-го, украшая их такими неожиданностями, как 25-метровая кобра, плюющая огнем и гигантская надувная стилизация каминной полки Элвиса.

Будучи приглашенным для работы на центральной арене Купола Тысячелетия (Millennium Dome) в Гринвиче, в 1999-м, Фишер получил в свое распоряжение площадку размером с Трафальгарскую площадь, с потолками, достаточно высокими, чтобы под ними разместилась колонна Нельсона. Площадка привлекла Марка своим обширным пространством, но в то же время физической бесплотностью, поэтому он разработал 20-минутное шоу, в котором он практически полностью заполнил пространство конструкциями из легких материалов.

Фишер работал с музыкантом Питером Гэбриэлом и хореографом Мишей Бергезе, в то время являвшимся личным тренером по танцам Мика Джаггера, над созданием шоу, в котором воздушные акробаты находились на высоте во много раз превосходящую ту, с которой сталкиваются циркачи. Напрашивалось сравнение с цирком шапито, но более впечатляющих масштабов.

Вплоть до 1990-х декорации рок-концертов полностью состояли из помостов, из-за чего требовались толпы технического персонала, нанимаемые для каждой концертной площадки. К концу столетия практически каждая сцена была сборной, деталями снабжали специальные поставщики, снижая количество временных рабочих вдвое. В случае "Pop Mart" U2 три набора гигантской головоломки ездили между концертными площадками в 11 грузовиках, на каждый набор приходилось по отдельной команде из двенадцати человек, которые строили декорации за 36 часов при помощи нескольких временных рабочих. Элементы, придуманные Фишером, были сборными, как, например, видеоэкран, который прибывал на стадион и собирался в день концерта.

Он понимал, что технология сделала революцию в живой музыке, поэтому поклонники тратили намного больше денег на билеты, чем раньше. Такая группа как Pink Floyd, к примеру, могла играть 110 концертов на площадках, каждая из которых могла разместить 20 000 зрителей. При средней цене билета в 75 фунтов затраты на подготовку и проведение тура составляли 37 миллионов и многократно окупались благодаря потенциальным продажам билетов в 165 миллионов фунтов.

«Это всё экономика, — объяснял Фишер. — Для того чтобы окупиться на продолжительных гастролях, исполнитель должен давать 3-4 концерта в неделю, удерживая цену декораций ниже 1 миллиона долларов за концерт. Мы потратили четыре миллиона долларов на эксклюзив для "Pop Mart", а расходы составили 50-60 миллионов».

Работая с The Rolling Stones, Фишер наиболее тесно сотрудничал как с барабанщиком Чарли Уоттсом — бывшим художником-полиграфистом, так и с Миком Джаггером, который считал дизайн декораций ключевым в сохранении «роллинговского» имиджа провокаторов, при этом идя в ногу со временем. Это сотрудничество иногда было нелегким: например, для тура «Bridges To Babylon» 1997-го Фишер предложил телескопический мост, соединяющий две части сцены, на что Кит Ричардс ответил: «Зачем нам эта х****?» Когда Фишер вернулся десятью месяцами позже с анимацией, иллюстрирующей эту же задумку, Ричардс ответил: «Просто фантастика; нам нужна такая штука».

Будучи похожим на безумного профессора в очках, Фишер признался, что считал себя несостоявшейся рок-звездой, при этом никогда не относясь к своей работе слишком серьезно. В конце концов, он шутил, дизайн рок-декораций — не более чем «создание ненужного нетрудоспособными».

Марк Элиотт Фишер, сын школьного учителя, родился 20 апреля 1947-го года в Уорикшире. После окончания Поклингтонской школы в Йоркшире он выпустился из Архитектурной Ассоциации в Лондоне (The Architectural Association in London) в 1971-м.

Он сразу же с головой ушел в шоу-бизнес, возрождая архитектурную традицию, простиравшуюся в XVIII веке, когда Иниго Джонс и Джон Нэш разрабатывали театральные декорации. «В Британии современные архитекторы вовлечены в жалкий мир офисов, — пояснял Фишер, — в то время как зрелищами занимались деятели шоу-биза. Они отобрали все веселье у архитекторов. Вот почему я вернулся [к этой традиции]».

В 1984-м он основал Fisher Park Partnership вместе с Джонатаном Парком. Через 10 лет компания распалась, в то же время он учредил Stufish, студию Марка Фишера (The Mark Fisher Studio).

Несмотря на то, что Фишер прославился в первую очередь как дизайнер рок-площадок, он также разрабатывал сцену для Мемориала Виктории (The Queen Victoria Memorial) в Букингемском Дворце для бриллиантового юбилея правления королевы в 2012-м; церемонию открытия Азиатских игр в Гуанчжоу и церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр в Пекине в 2008-м. Он также был исполнительным продюсером на церемониях открытия и закрытия Олимпийских и Паралимпийских игр в Лондоне в 2012-м.

Среди других рок-проектов Фишера такие туры: "Private Dancer" Тины Тернер (1985), "Faith" Джорджа Майкла (1988), "Concerts In China" Жана-Мишеля Жарра (1981) и "ZooTV" U2 (199293). Его недавние проекты: "The Immortal Michael Jackson" для Cirque du Soleil и "Million Dollar Piano" Элтона Джона в в Caesar’s Palace в Лас-Вегасе. В 2012-м он разрабатывал дизайн для туров "Born This Way Ball" Lady Gaga и "MDNA" Мадонны.

За свою работу над мероприятиями Миллениума Фишер был награжден Орденом Британской Империи в 2000-м. В 2002-м за свой вклад в мероприятия Бриллиантового юбилея правления королевы он был награжден Королевским Викторианским орденом (MVO).

У него осталась жена, Кристина Гарсия.

 
смотреть , отзывы
 
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте