Come on you boy child, you winner and loser,
Come on you miner for truth and delusion,
And shine.
Pink Floyd (Shine On You Crazy Diamond)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Рекламные статьи

смотреть онлайн фильм королева сальсы
Pink-Floyd.ru > Публикации > Статьи > Люди > Сказки с темной стороны

Сказки с темной стороны

Источник: Roger Waters On Tour
Автор статьи: Кен Ричардсон (Ken Richardson)
Фото: Эбет Робертс (Ebet Roberts)
Перевод:

Maxim

Джеймс Гатри (James Guthrie)Место действия: Лондонский Планетарий. Подходящее место для посещения Темной Стороны Луны. Но это 1973, и это первый рейс альбома. И квадрофонический микс, не одобренный Pink Floyd, играет в ужасных, давно забытых громкоговорителях. Члены группы отказались присутствовать и представлены в виде картонных манекенов.

Место действия: Планетарий Хэйден (Hayden Planetarium), Нью-Йорк. Другое подходящее место для посещения Луны. Но теперь — 2003 год и перезапуск альбома, посвященный его 30-летию. И шестиканальный микс на Super Audio CD, одобренный группой, играющий на впечатляющих динамиках ATC. Члены группы снова отсутствуют (не позволяют графики), но их представляет давний инженер группы Джеймс Гатри, которых микшировал альбом в формате объемного звука. И так как он сделан не из картона, он признается, что немного напряжен и взволнован.

Дело в том, что Гатри обычно посещает не планетарии, а, как он сам их называет, "темницы" — маленькие, темные студии, где записываются альбомы, где делается микширование, мастеринг и где иногда создаются шедевры подобно Dark Side. Гатри не был в Abbey Road Studio при создании этого альбома, но он связан с Pink Floyd уже почти 25 лет, со времен когда он был сопродюсером и звукоинженером релиза The Wall, в 1979. Итак, они выбрали его для ремикширования Dark Side для Capitol's SACD, что сначала немного взволновало его.

В конце концов, это было не просто старой лунной экспедицией. Альбом The Dark Side of the Moon оставался в чарте Billboard's Top Pop Albums 741 неделю, более 14 лет. По всему миру было продано более 30 миллионов копий на различных носителях. А что можно сказать о самом альбоме? В начале своего пути он был очередным альбомом гитариста Дэвида Гилмора, басиста Роджера Уотерса, клавишника Рика Райта и ударника Ника Мэйсона, а на финише Dark Side стал творящей историю пластинкой и выдающейся по качеству звукозаписью. С его калейдоскопической музыкой и острой, как лезвие бритвы, лирикой альбом ярко повествует о трудностях современной жизни и о старческом безумии. И это было удивительное звуковое приключение. Как сказал Райт, "Казалось, как будто кто-то кого-то ждал, чтобы сделать этот альбом. Это задевало за живое".

Неудивительно, что Гатри был взволнован. Да, он уже сделал surround микс для "Pink Floyd: The Wall" на DVD-Video и "Roger Waters: In The Flеsh" на Super Audio CD. Но между этими работами была разница.

"Были, конечно, бессонные ночи перед тем, как я начал работу", — говорит Гатри. "Я ужасно колебался между тем, насколько я должен быть сдержанным и тем, как далеко я имею право заходить. В конце я подумал про себя: `это глупо. Я должен забыть об этих сомнениях и сконцентрироваться на музыке`. Поскольку здесь важен только один вопрос: подходит ли это эмоционально?".

Гатри и Луи ‘развалились’ в студии ‘Das Boot’ (нем. лодка)Я беседую с Гатри в его домашней студии Das Boot ("Лодка"), названной группой в честь "одержимости" Гатри подводными лодками, а точнее, американскими дизельными лодками времен второй мировой войны. И правда, его студия увешана измерительными приборами, которые воскрешают в памяти обрывки прошлого. Однако коренной лондонец Гатри избежал студийных склепов из своего прошлого. Его Das Boot — удобная комната, с тремя высокими окнами, открывающими незабываемый вид на горы Сьерры-Невады, которые окружают его дом в Северной Калифорнии.

Именно здесь Гатри и его ассистент, Джоэл Плэйнт (Joel Plante), начали работу над Dark Side в прошлом ноябре, когда 16-дорожная мастер-кассета прибыла из студии на Abbey Road. "Кассета была в весьма хорошем состоянии", — говорит Гатри, "но записи не были помечены или промаркированы. Сначала у нас были только рукописные листы с информацией о треках и несколько заметок. Но вскоре замечательный библиотекарь студии Abbey Road, Ян Пикванс (Ian Pickavance) передал копии ежедневных студийных заметок. Мы в любом случае были готовы к большим розыскным работам. Мы пытались найти как можно больше частиц музыки, чтобы быть уверенными, что у нас есть все. Я был настолько в этом заинтересован, что не допускал мысли пропустить хотя бы один элемент. И я надеюсь, что мы этого не сделали".

К середине января Гатри был готов представить первую версию шестиканального микса каждому члену Pink Floyd. "Я не знал, чего ждать. По своему характеру они очень сдержанные люди. Они редко выражают свои эмоции. Но от этого Super Audio CD они были в восторге. Такими Рика и Ника я не видел уже очень много лет. Группа попросила меня о некоторых изменениях, но, к счастью, они не были столь существенными. Было несколько изменений в расположении инструментов. Поклонникам очень важно понимать, что этот микс получил одобрение группы".

Некоторые поклонники задаются вопросом, почему звукоинженер первого альбома, Алан Парсонс, не участвовал в ремастеринге. Именно он сделал первое квадрофоническое микширование в 1973 г.

"Группа слышала этот квадрофонический микс и решила не использовать его", — говорит Гатри, "Я использовал оригинальный стерео микс, как ориентир, так как он передавал четкость и чувство песен ".

"Сущность шестиканального звука заключается в слушании совокупности звука, а не какой-либо колонки в отдельности. Многие-многие годы я пытался заставить 'исчезнуть' громкоговорители так, чтобы оставалось лишь ощущение присутствия звука. Вы погружены в звук и можете чувствовать музыку.

Когда Вы впервые слушаете микс, кажется, будто бы звук повсюду. Но на самом деле есть звуки, которые летают вокруг вас, есть элементы сзади. Все, что присуще разуму — присуще и музыке. В конечном счете, я хотел сохранить однородное звучание на протяжении всего альбома и в тоже время пытался сделать его более совершенным. Это была попытка достичь более высокого уровня звучания с сохранением сердца и души оригинала."

Автор статьи Кен Ричардсон и ГатриСердце и душа времени, проведенного мной с Гатри — это сидеть и слушать его микс. Основные динамики — ATC SCM-150ASLs, бытовая версия громкоговорителей, используемых в Планетарии Хэйден. Два кота Гатри, Луи и Ману, скользят из комнаты в комнату, мы слушаем весь альбом, песню за песней. Гатри комментирует ремикс.

Speak to Me. "В основном, состоит из голосов, произносящих различные фразы. Когда группа закончила прослушивание начальной версии, я был удивлен, что их первые комментарии относились к этим фразам. Только потом я понял, что пробудил спор 30-летней давности. В 1973, у Роджера и Дэвида были разногласия по поводу этих голосов. Роджер хотел, чтобы они были "сухие" (чистый звук без эффектов — прим. ред.) и понятные по смыслу. Дэвид хотел, чтобы они были "мокрыми" (звук, подвергнутый какому-либо эффекту — прим. ред.) и более таинственными. В конце концов, мы пришли к компромиссу, что нужно сделать так, как это было в 1973 г.".

Breathe. "Здесь очень мало элементов — ударные, бас, гитара перед тем, как вступает орган Хаммонд. Если начать разделять эти инструменты, то возникла бы проблема. Так что в этом случае было решено сохранить звучание".

"Возвращаясь к самому первому поколению звукозаписи, создается мнение, что ударные должны иметь преимущество, как, впрочем, и сейчас, так как в мелодии много переходов. Но преимущество должны иметь все инструменты; все должно быть насыщенным и глубоким".

"Меня все время беспокоил этот трек. В течение многих лет я думал, `Что же там грохочет на ультранизких частотах? Что же это, черт возьми?` Я изучил мультитрек, и вот оно — это было звучание электрогитары. Но этот звук не был извлечен непосредственно гитарой Дэвида. Так или иначе, он был обработан в студии. И мы имели возможность извлечь его".

On The Run. Водоворот органа, льющийся из громкоговорителей Лесли, некоторое время кружится вокруг нас, и затем звук постепенно исчезает — так что у вас не будет шанса заболеть морской болезнью. Синтезаторная секвенция бежит отовсюду, но преимущественно прямо перед вами, и вы чувствуете ее в своих ногах.

"Дэвид хотел, чтобы микс более точно напоминал, как он выразился, `общую грязь` оригинала. Так что я привел его в нужный вид".

"Это единственная песня, в которую я что-то добавил. На многодорожечных лентах была записана дополнительная гитара, которая в заключительном стереомиксе не была использована: небольшой проигрыш гитары на заднем плане, который постепенно исчезает. Мне понравилось это, и я вставил ее в песню [1 мин. 15 сек. от начала песни]. Группа была согласна".

Time. "Это была очень трудный микс песни в плане правильного сведения, со всеми ее инструментами — рваной гитарой, фортепиано и органом. Сложно было найти баланс. Но когда я это сделал, я почувствовал, что песня стала ритмичнее, чем в оригинальном стереомиксе."

"Размещение рототомов было произведено путем проб и ошибок. Я пытался выбрать точку в пространстве, где бы они использовались и не слишком обращали на себя внимание".

"Кстати, на оригинальной мультитрековой записи, период времени звона часов дольше. Для стереомикса группа сократила его. И мы его сократили, чтобы соответствовать оригиналу".

The Great Gig in the Sky. "Первую часть вокала Клэр Тори (Clare Torry) сначала я сделал более ясным, немного сухим, более сосредоточенным в фронтальных спикерах — в общем, громче. Но Рик думал, что воздействие вокала было более сильным, когда он был не таким сухим и находился в миксе больше на заднем плане. Я прослушал оригинальный микс и удивился, обнаружив, что ее вокал скрыт в песне: ваше представление о вещах меняется. Это способ, которым мы чувствуем музыку. Наши умы стремятся заполнять пробелы. Теперь она действительно звучит громче. Но Рик хотел сохранить эмоции оригинала. И это — его песня".

Money. Открывающие песню звуковые эффекты достаточно хороши в оригинальном стереомиксе. В какой-то момент звон монет удивляет вас. Звуки начинают двигаться, и вам кажется, что один из них собирается отойти на задний план, но этого не происходит. Стерео притягивает вас к спикерам. И даже несмотря на то, что это только два канала, это создает определенный эффект. Я действительно потратил много времени на surround микс, пробуя различные варианты. Этот вариант, по крайней мере, повторяет оригинальную стереозапись. Вы получаете X на секунду, но потом вас отбрасывает в тот же динамик, а вы этого не ожидаете.

"В целом песня стала энергичнее и тяжелее. Во время соло саксофона Ник играет на тарелках. На стерео миксе это едва заметно. Но, слушая первый вариант записи, вы можете заметить, что он использует своего рода элементы джаза".

"В середине песни, когда играет соло Дэвида, я хотел, чтобы вы чувствовали себя рядом с ним, как будто вы можете протянуть руку и коснуться гитары. И вы на самом деле находитесь там".

Us And Them. "Группе понравился первый surround микс, таким образом, он остался без изменений. Рик, который написал музыку, был в восторге. Он сказал, что никогда не был доволен стереомиксом".

"Саксофон играет здесь другую роль, нежели в `Money`. Здесь он близкий и хриплый, но он хорошо звучит и в мягком варианте. В surround миксе он звучит главным образом в центральном канале и имеет реверберацию, которая отражается в задних спикерах. Но, даже подав саксофон на левый и правый фронтальные спикеры с небольшим эхом, вы сохраняете его близость и хриплость".

В припевах очень много чего происходит. Там все играется в том же регистре, есть дисторшн на женских голосах, и завывает саксофон.

Так я пытался добиться разделения голосов, но мне нужен был слегка "грязный" подход, также как и большой динамический подъем. К счастью, удерживая детали, вы получаете размах."

Any Colour You Like. "Сначала в миксе я ушел немного дальше, и Роджер попросил меня уменьшить эхо. Двойные гитары звучат менее ярко. Дэвид тоже хотел использовать такой подход".

Brain Damage. Я сделал голос Роджера громче, что ему действительно понравилось. Я думаю, он стал более отчетливым. Дэвиду показалось, что он был в какой-то степени слишком громким [смеется].

"Бэквокал был не только в задних спикерах. Иначе он не был бы частью всей песни. И это было бы настоящей проблемой для прослушивания в автомобиле, с чрезвычайно высоким уровнем постороннего шума. В таком случае люди, сидящие на переднем сидении говорят, `У нас здесь ритм-секция. Как вокалы оказываются в тылу?`"

Eclipse. "Я предпочитаю этот вокальный баланс оригинальному. Я думаю, что микс получился лучше, и вы можете слышать больше эффектов и гармонии в завершении альбома".

Кен Ричардсон и Гатри, к которым присоединился помощник инженера Джоул ПлэйнтКакие у Гатри планы на будущее? Сначала он должен закончить микширование фильма-концерта Pulse для DVD. Затем он надеется начать работу своего собственного лейбла. И затем ... больше Флойда? "Еще ничего не решено, мы лишь говорили о том, чтобы делать больше записей в объемном звучании, но мы только затронули эту тему. Я думаю, это будет зависеть от того, насколько успешным получится Dark Side.

"Лично я бы занялся альбомом Meddle. Это один из лучших по звучанию альбомов Pink Floyd. Я также хотел бы поработать над Animals, который, по моему мнению, имеет самое плохое звучание по сравнению с другими их альбомами. В музыкальном плане он мне нравится, но звучание ударных больше походит на шляпные коробки. Было бы здорово взять Animals и поместить его в правильную пространственную среду, и проработать некоторые звуки. И, конечно же, я хотел бы поработать с The Wall, заняться этим альбомом следовало бы в первую очередь".

Есть ли у Гатри заказы от других музыкантов? "Знаете, чем бы я хотел заняться прямо сейчас? Я хотел бы сделать surround микс альбома Кейт Буш (Kate Bush) Hounds of Love. Кейт — мой друг, и я говорил с нею об этом, но я не думаю, что она готова заняться этим сейчас".

Это долгий путь от Лондона до Калифорнии, длинный путь от стерео 70-х к шестиканальному звуку 21-го века. Но в какой-то степени, чем больше меняются вещи, тем больше мы нуждаемся в этих изменениях.

"Всякий раз, когда у меня были лишние деньги", — вспоминает Гатри, — "я тратил их на виниловые пластинки. Я садился перед двумя колонками, и музыка пронзала меня. И я, замерев, слушал ее многие, многие часы. Я думал `как они это делают?` Так люди больше музыку не слушают. У них нет на это времени, они не могут сосредоточиться. Если The Dark Side of the Moon в объемном звучании поможет разжечь наш интерес к тому, чтобы просто сидеть, слушать и переживать музыку снова и снова, это лучшее, что может произойти".

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2018. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте