Run to the bedroom, in the suitcase on the left
You'll find my favorite axe
Roger Waters (One Of My Turns)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Наркологический центр
Информация о реабилитационном Центре, отделении детоксикации
nonarcotic.com.ua
Pink-Floyd.ru > Публикации > Статьи > Другое > Помпеи: жизнь после смерти

Помпеи: жизнь после смерти

Автор статьи:  Petrovich

Помпеи... Город, который 1925 лет назад погиб и благодаря этому стал знаменит. Что знали бы мы о Помпеях, если бы Плиний Младший, будучи 18-летним юношей, не описал во всех красках гибель римского города. Эти строки помогли нашему соотечественнику Карлу Брюллову написать знаменитую картину "Последний день Помпеи". Брюллов посетил Помпеи в июле 1827 года. А в октябре 1971 года на овальный амфитеатр вышли люди, установили оборудование, и четыре человека начали играть музыку, ставшую легендой. Из зрителей было только несколько человек персонала и съемочная группа. Хотя иногда создается ощущение, что двести тысяч римлян безмолвно сидят на трибунах амфитеатра.

Амфитеатр на 20 тысяч зрителейГород Помпеи был одним из самых процветающих городов империи. Разрастание Помпей начинается в IV веке до н.э. Город развивается по плану прямоугольного градостроительства, дома сооружаются из известняка. Господство Рима на Средиземном море способствовало более свободному обмену товарами и во II веке до н.э. Помпеи вступили в период бурного экономического расцвета, в основном благодаря производству и продаже вина и масла. Следствием этого процветания стал заметный рост строительства как общественных, так и частных зданий. Экономика Помпеи продолжала процветать. К I в. до н. э. Помпеи превращаются в благоустроенный культурный центр. Сооружаются Одеон, многочисленные частные здания, мостятся улицы. Город активно украшается скульптурами, мозаиками, фресками, созданными на высоком художественном уровне и ставшие непременным атрибутом практически каждого дома. Сохранившиеся фрески и фрагменты построек — самые первые кадры фильма Live At Pompeii.

Приблизительно в 70 г. до н.э. руководителями города (duumvirs) Валгусом и Порциусом (Q. Valgus и M. Porcius) строится амфитеатр на 20 тысяч зрителей, один из старейших и наиболее хорошо сохранившихся. Аудитория поделена на 3 сектора: ima cavea (передние ряды) для важнейших граждан, media и summa для всех остальных. Над трибунами часто растягивали навес (velarium), чтобы защитить зрителей от солнца. Сооружение использовалось для боев гладиаторов. Двое ворот открывались на главной оси арены: участники игр строем проходили через одни ворота, в то время как через другие уносили раненых и убитых. В 59 году н.э. вспыхнули жестокие беспорядки между "фанатами" Помпеи и Носеры (Nocera): прорыв затаенной обиды Помпеи на Носера, с тех пор, когда последняя стала сначала колонией, а потом и отдельной частью территории. Из-за этих событий арена была дисквалифицирована на 10 лет (наказание было отменено после землетрясения 62 г.).

ВеттиусВ начале эпохи империи в Помпеях возвышаются новые фамилии, близкие к императору Августу, и устанавливается новая политическая идеология. Она стимулирует строительство общественных зданий, имеющих целью возвеличение и прославление императорской власти. Удивляет очень высокий уровень изобразительного искусства в Помпеях (фрески, мозаики, статуи), соотносимый с высоким уровнем научных достижений Эпохи Возрождения. Например, были найдены солнечные часы, разделенные на "равномерные часы". То есть прибор, создание которого было трудной задачей даже в позднее средневековье. Знаменитые мозаики "античной" Помпеи поразительно похожи по композиции, колориту, стилю на фрески Рафаэля, Джулио-Романо, то есть на фрески Эпохи Возрождения. Все это свидетельствует о чрезвычайно высоком уровне развития города и его жителей.

В феврале 62 года от Рождества Христова, за 17 лет до мощного извержения Везувия, город Помпеи постигло другое стихийное бедствие — землетрясение. Большая часть города лежала в развалинах, много людей погибло, а оставшиеся в живых в дикой панике разбежались по окрестным холмам. После землетрясения город отстроили на том же месте, но уже по-другому. Не только улицы, дворцы и общественные здания — вся жизнь в Помпеях сильно изменилась. Общественный порядок был нарушен, патриции обеднели и не могли вести прежний образ жизни, а рабы, которые выкупились от господ, использовали смутное время для своего возвышения. Сплошь и рядом гордые патриции попадали в долговую зависимость к своим бывшим рабам, занимавшимся ростовщичеством. Римский автор Петроний писал, что недавние рабы стали богаче, чем их прежние хозяева-аристократы.

ФорумХаос и разброд царили в городе, пораженном гневом богов. В первые годы после землетрясения люди собирались на центральной площади возле недостроенных новых храмов и устраивали там временные алтари для религиозных ритуалов. Чтобы умилостивить жестоких богов, жрецы на глазах у собравшейся толпы ежедневно совершали жертвоприношения. Строительство публичных зданий шло медленно, ведь никто не платил налоги — в разоренном городе не было денег. Хотя Помпеи входили в состав Римской империи, император Нерон не оказал пострадавшему от стихии городу никакой помощи. Жителям Помпеи не оставалось ничего другого, как собственными силами бороться с неумолимой судьбой.

После землетрясения 62 года н.э. частное предпринимательство в Помпеях процветало как никогда. Фрески, сохранившиеся в развалинах города (которые можно увидеть в фильме), показывают разнообразные виды профессиональной деятельности. Одних пекарен в Помпеях было четыре десятка. В 38 мануфактурах шили одежду. Мастерские нередко располагались в бывших виллах, перестроенных после землетрясения. Благодаря работе строителей на месте развалин очень быстро выросли новые улицы с красивыми домами, огромный амфитеатр, подобный римскому Колизею.

Поначалу мало кто из жителей Помпеи обратил внимание на облако из пепла и пара, которое поднялось над вулканом Везувий 24 августа 79 года н.э., ведь Везувий давно уже считался уснувшим вулканом. Вскоре черное облако закрыло все небо над городом, хлопья пепла оседали на крышах домов, тротуаре, деревьях. Пепел приходилось постоянно стряхивать с одежды. Под его слоем яркие краски города тускнели, сливаясь в единый серый фон. Непрерывные подземные толчки постоянно сотрясали землю. Начавшееся землетрясение было настолько сильным, что повозки на улицах стали опрокидываться, а с домов падали статуи и осыпалась черепица. На улицу можно было выйти, только накрыв голову подушкой, так как вслед за пеплом с неба стали падать и камни. Тревога людей нарастала.

Сад беглецовПоднявшийся из жерла вулкана столб достиг высоты 20 км. Многие жители пытались укрыться от пепла в домах, но там воздух быстро наполняли ядовитые сернистые пары и люди погибали от удушья. Под тяжестью пепла крыши домов обваливались на укрывшихся в них обитателей. Многие гибли, не в силах покинуть ценные вещи. Во время раскопок были найдены много людей с мешками, набитыми золотом и другими драгоценностями. Во время тихого соло Ричарда Райта в композиции Set The Controls For The Heart Of The Sun силуэт музыканта виден на фоне изображений погибших людей. Во время самого извержения многие помпеянцы сидели в театре, где проходили представления или бои гладиаторов.

Взрыв был растянутым во времени, поэтому большинство жителей Помпеи успели покинуть город. В городе остались рабы, которых оставили специально беречь домашнее имущество, и граждане, упорно отказавшиеся покидать свои жилища. Утро следующего дня встретило оставшихся в окрестностях людей кромешной тьмой, воздух стал горячим. Извержение Везувия полностью уничтожило Помпеи. Город скрылся под слоем пепла, толщина которого достигала 3 метров. Вместе с Помпеями погибли еще несколько окрестных городов: Геркуланум, Стабия и Октавианум.

Расположенный на другой стороне вулкана город Геркуланум не был засыпан падающим пеплом, но он тоже исчез с лица земли. После извержения на склонах вулкана скопилось много пепла, который, подобно снежной лавине, мог обрушиться в любой момент. Начавшийся дождь смыл со склона весь пепел и на Геркуланум понеслись мощные горячие грязевые потоки, глубина которых временами достигала 15 м. Они и затопили Геркуланум. Однако большая часть населения покинула город еще во время извержения.

К. Брюллов Последний день ПомпеиВоссоздавая на полотне картину страшного стихийного бедствия, Брюллов следовал точному описанию катастрофы, сохранившемуся у Плиния Младшего. За строками его писем Брюллов, будто воочию увидел картину бедствия: "Был уже первый час дня: день стоял сумрачный, словно обессилевший. Здания вокруг тряслись. ...В черной страшной грозовой туче вспыхивали и перебегали черные зигзаги, и она раскалывалась длинными полосами пламени, похожими на молнии....Тогда моя мать стала умолять, убеждать, наконец, приказывать, чтобы я как-нибудь бежал: юноше это удастся; она, отягченная годами и болезнями, спокойно умрет, зная, что не оказалась для меня причиной смерти". И еще один отрывок, послуживший Брюллову основой композиции. "Мужчины, женщины и дети оглашали воздух воплями безнадежности и жалобами, причем кто звал отца, кто сына, кто отыскивал потерявшуюся жену; тот оплакивал собственное несчастье, другой трепетал за друзей и родных; нашлись люди призывающие на помощь смерть из опасения умереть!"

На многие века на месте, где раньше росли маслины и зеленели виноградники, простерлись унылые серые равнины застывшей лавы. Погребенные под пеплом города почти на 1700 лет исчезли из памяти людей, пока случайно, в конце XVI века, архитектор Фонтана, копая колодец около Сарно, не нашел остатки стены и обломки фресок. Первые раскопки города начались в XVIII веке.

В будущем многие верующие утверждали, что город был разрушен в наказание, за царивший в нем разврат: многие фрески на стенах изображают бои гладиаторов, пиршества, оргии и различные сексуальные извращения. В Set The Controls For The Heart Of The Sun можно видеть эти фрески.

Яркие цвета росписи сохранились под слоем пепла и лавыВиновник трагедии, Везувий, возник из морского дна еще в доисторическую эпоху. До своего разрушительного извержения Везувий был живописной горой, величественно возвышавшейся над Неаполитанским заливом, поднявшись на 1300 м над уровнем моря. Высота вулкана в IX веке до н.э. достигала почти 3 км, но сильнейшее извержение в следующем столетии уничтожило его большую часть. Исследования показали, что извержение Везувия случались еще XII и VIII веках до н.э. С тех далеких пор извержение Везувия повторялись более чем 80 раз. Среди них были и очень сильные, например, 16 декабря 1631 года, когда погибло около 7000 человек, и 15 городов были разрушены грязевыми потоками. В 1944 году во время высадки американцев в Италии, вулкан вновь ожил и в течение недели засыпал американские войска пеплом и туфом.

Одними из самых запоминающихся кадров фильма сняты на склонах Везувия, где участники группы ходят в облаках пара среди кипящих луж. Сегодня вулкан ведет себя тихо и спокойно. На его вершину очень легко попасть, преодолев большую часть пути из Геркуланума на автобусе. Незабываемая красота Неаполитанского залива, острова Капри, Неаполя и окрестностей Везувия, открывающаяся с вершины вулкана, — награда за проделанный путь. Повсюду прослеживаются лавовые потоки разных извержений. Перекрывая друг друга, они образуют подобие панциря, бронирующего склоны.

Необычайной особенностью фильма Live At Pompeii стало то, что музыка XX века звучит в руинах римского города удивительно органично. Такое чувство, что амфитеатр был построен специально для концерта. Сами же члены группы (и особенно Уотерс, неистово колотящий в гонг) похожи на античных богов, устраивающих звуковую феерию исключительно для собственного увеселения. И уже с трудом верится, что Мэйсон, теряющий барабанную палочку в неистовом ритме One Of These Days, и Мэйсон, который так беспокоится по поводу корки на пироге – один и тот же человек. В кафе сидят обычные люди, но стоит им взять в руки инструменты, они начинают колдовать, и эту магию мы испытываем на себе до сих пор.

Источники:
Исторический уголок
Контора Кука
Brief Guide to Pompeii. Archeological Authority of Pompeii, 2001

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2019. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте