Far away across the field
The tolling of the iron bell
Calls the faithful to their knees
To hear the softly spoken magic spell
Pink Floyd (Breathe - reprise)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Публикации > Статьи > Pink Floyd > Путешествие сквозь Врата Зари

Путешествие сквозь Врата Зари

 Автор статьи: Mike Aka Князь

Когда я слышу слова "психоделический рок", то всегда настораживаюсь. Потому что термин сей трактуют весьма расплывчато и неоднозначно, а "элементы психоделии" находят чуть ли ни у всех известных рок-групп. Я думаю, нет нужды рассказывать историю появления слова "психоделия" (ну, а кто не в курсе, так в инете тонны энциклопедий, музыкальных и не очень, где все подробно расписано), и как прочно в сознании многих "психоделический рок" и наркотики воспринимаются как чуть ли не синонимы и близнецы-братья. Однояйцовые. (Мои наблюдения только подтверждает чужое мнение-диагноз: "тексты Пинков должен переводить нарколог, а не филолог".) Мол, "музыка отражает движение мысли в измененном состоянии сознания", и еще пара-тройка умных фраз. Обязательно всплывают громкие имена и названия: Битлз, Джими Хендрикс, Боб Дилан, Джим Моррисон, Jefferson Airplane и ранние Pink Floyd. А потом добавляют, что половина из них сидела на наркоте, ну а кое-кто от нее даже умер. На этом обычно закругляются. Все довольны!

Самые продвинутые, правда, пытаются показать, ЧТО является непременными атрибутами психоделии: особое настроение, сюрреалистические стихи, "статичность музыкальной драматургии, свобода форм, внимание к тембровому колориту и громкостно-динамическим контрастам" и т. д. и т.п., см. далее по тексту.

Психоделия не стала и не будет отдельным от рока направлением, потому что на самом деле НЕТ ЧЕТКОГО понятия и классификации ее родимой как таковой. Каждый должен решить это для себя. И то, что одному может показаться психоделией высшей пробы, для другого будет в лучшем случае длинной и скучной импровизацией, а в худшем — просто какофонией.

По моему скромному мнению, композиция, претендующая на право называться психоделической, должна нести в себе не информацию, а настроение, причем не какое-то конкретно настроение, а, скорее, намек на него. Все остальное — задача слушателя. Есть такая английская поговорка: "The beauty is in the eyes of beholder" — красота в глазах смотрящего (очень грубый и дословный перевод, но он лучше всего отражает суть выражения). Переиначивая ее, можно сказать: психоделия в сознании слушающего. И никакого видеоряда! Боже упаси! Ведь это навязывание чужого мнения, не говоря уже о том, что человек львиную долю информации получает через зрение, и занять его видеоканал суть до предела сузить восприятие аудиоинформации.

Заметили ли вы, что большинство пишущих о Pink Floyd до небес восхваляют психоделичность альбома Piper At The Gates Of Dawn, отмечая, что мол, дальше тоже есть отдельные вещи, но ребята чуть поэкспериментировали и стали играть арт-рок с глубоко социальными текстами. Ну а Piper, к которому Бэррет имеет самое непосредственное отношение, и есть самая психоделичная психоделия. Не зря же он ЛСД принимал.

На мой взгляд, Piper весьма отличается от всего дальнейшего творчества Pink Floyd (ну разве что за исключением Astronomy Domain), и кто со мной не согласен, пусть первый бросит в меня волынку. Если, конечно, найдет хоть одну. Не казалось ли вам, что Piper больше всего похож на странную сказку в духе Алисы, но не рассказанную, а спетую и сыгранную? А на роль серьезного психоделического альбома больше всего подходит Ummagumma, великолепно сыгранная и переполненная не идеями, но настроениями и ощущениями.

С уходом Бэррета музыка Pink Floyd стала значительно мрачнее. Это, как мне кажется, во многом заслуга Уотерса — большинство его идей и концептов (действительно замечательных идей!) отдают напряжением, острой тоской, а иногда отчаяньем от бессилия и безысходности. Возможно, если бы произошло невозможное, и Бэррет остался, то мы бы слушали сейчас совсем другую музыку: таинственная темная сторона Луны была бы домом Оберона, Титании и их свиты; главными героями Animals были бы Чеширский Кот, Грифон и Снарк; в Стене была бы дверца, ведущая в чудесный сад, а рядом стоял бы добрый сказочник и раздавал всем ключи. Но Сумасшедший Бриллиант ушел, и Врата Зари превратились в отверстия в деревянной ноге бабушки, через которые мы и смотрим на мир, созданный Pink Floyd.

Я буду рад, если все вышеизложенное покажется вам небезынтересным, и поможет если не избавиться от стереотипов, то взглянуть на эту проблему несколько под иным углом. Или не изменить своим воззрениям и убеждениям. Или составить свое мнение, ежели таковое отсутствовало. Dixi.

   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2021. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте