Can you tell a green field
From a cold steel rail, a smile from a veil
Do you think you can tell?
Pink Floyd (Wish You Were Here)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Оптом ткани для шитья свадебных аксессуаров. Аксессуары для шитья, пэчворка и квилтинга .
belo-shveika.ru
Центр стандартизации
Центр Москвы в праздничные дни будет перекрыт! Смотри новости онлайн
sertrb.ru
Алюминиевый круглый купить труба
Продажа алюминиевого проката - трубы, листы, профиль. Бронза, медь, латунь
steel-ex.ru
Pink-Floyd.ru > Публикации > Статьи > Pink Floyd > Pink Floyd 1965 - Their First Recordings

Pink Floyd 1965 – Their First Recordings

Первые шаги Пинка

Автор статьи: Пётр Кулеш

Автор выражает благодарность Джо Бойду, Джо Бирду (The Purple Gang), Евгению Рейнгольду и Михаилу Клягину за помощь в подготовке материала.

В сокращённом виде статья была опубликована в номере 73 (5/2015) журнала InRock.
 

СПЕЦОПЕРАЦИЯ В «ЧЁРНУЮ ПЯТНИЦУ»

В «Чёрную пятницу» 27 ноября 2015 года весь пинкфлойдовский мир был взбудоражен. На интернет-форумах стали появляться сообщения типа: «Зашёл в местный магазин, торгующий дисками, а там… комплект из двух виниловых синглов, конверт в психоделических пятнах и разводах, и надпись «pinkfloyd 1965»! Что это???!». Если официальный релиз, почему его никто не то что не рекламировал – о нём даже не оповестили. Если дерзкая выходка «пиратов», то почему на конверте копирайт Parlophone?

Через несколько часов «раскололся»мастеринг-инженер Pink Floyd Энди Джексон: «Да, это официальный релиз. Это не целиком моя работа, я всего лишь курировал выпуск этого винила». Тем временем стало ясно, что комплект выпущен весьма ограниченным тиражем. Называлась цифра в 300 копий, поэтому цена на выставленный на интернет-аукционе e-Bay экземпляр мгновенно улетела за 200 фунтов.

И лишь через пару дней последовало, наконец, «официальное разъяснение» группы: «В пятницу вышло в свет специальное лимитированное издание – набор из двух виниловых синглов, представляющих шесть ранее неизданных песен Pink Floyd. Всего было выпущено чуть более 1 000 комплектов. Если вас не оказалось среди счастливчиков, наткнувшихся на один из них в своём местном магазине (где их только и можно было купить), не волнуйтесь. Pink Floyd надеются сделать эти треки доступными на каком-нибудь физическом носителе ближе к концу следующего года».

Ну что ж, спасибо за надежду.

 

ШЕСТЬ ПЕСЕН

Итак, новый релиз содержит шесть дотоле неизданных треков – «Lucy Leave», «Double O Bo», «Remember Me», «Walk with Me Sydney», «Butterfly» and «I’m a King Bee». Строго говоря, абсолютно новыми являются четыре из них, потому что «Lucy Leave» и «I’m a King Bee» уже давно известны поклонникам Pink Floyd, поскольку появлялись на бутлегах.

Записи эти сделаны по всей видимости в конце января 1965-го года, когда состав группы был таким: Сид Барретт (вокал, ритм-гитара), Роджер Уотерс (бас, вокал), Рик Райт (клавишные), Ник Мэйсон (барабаны), а также Боб Клоуз – лидер-гитара. Группа к тому моменту существовала всего несколько месяцев, и даже само название Pink Floyd ещё не прижилось окончательно. Конечной целью этих сессий, по всей видимости, было напечатать несколько десятков пластинок. Эти пластинки были нужны, чтобы раздавать их владельцам клубов и танцзалов, в надежде, что тем понравится запись, и они пригласят группу выступить.

Записи происходили на улице Бродхёрст-гарденз в районе Вест-Хэмпстед. Как известно, там находится студия фирмы Decca, так что скорее всего, «флойды» записывались именно в ней. В пользу этого предположения говорит следующий факт. Рик Райт, который, по словам Боба Клоуза, и договорился о записи, был в то время знаком с одним из младших звукоинженеров этой студии. Незадолго до описываемых событий Рик написал для группы Adam, Mike & Tim песню «You’re the Reason Why». Песня эта – для стороны «B» первого сингла группы – записывалась как раз в студии фирмы Decca.

Как вспоминает Ник Мэйсон, знакомому Рика неофициально разрешили пустить ребят записаться в то время, когда оборудование простаивало. По всей видимости, сессий было две – на одной записывали гитары и барабаны, на другой – вокал и клавишные. Сид в письме своей подруге Дженни Спайрз (сопровождённом его же собственными рисунками) описал обстановку в студии: мертвенный свет, музыканты отделены друг от друга перегородками: сам он, записывая вокал, стоит перед микрофоном посередине комнаты. Видимый всем, сам Сид не может видеть никого, и в наушниках c трудом может расслышать собственный голос.

Кроме участников группы, в записях принимала участие жена Рика Джульетта Гейл, записавшая бэк-вокал для «Walk with Me Sydney». Эту песню написал Роджер Уотерс, «I’m a King Bee» была кавером известной вещи Слима Харпо, авторство четырёх остальных принадлежит Барретту.

 

«ТРЕКИ ЗВУЧАТ ПОТРЯСНО»

Времена, когда от новой группы кто-нибудь потребовал бы авторский материал, – тем более владельцы клубов – к началу 1965 ещё не наступили. Для промо-целей гораздо практичнее было бы записать «верняк» – кавера проверенных хитов, однако уже тогда «флойды» сделали упор именно на собственные сочинения. Несмотря на утверждения Роджера Уотерса, что группа просто не умела хорошо играть кавера, думается, за таким выбором стояло нечто большее.

Сам Сид был очень доволен результатом записей. В том же письме он уверял Дженни: «Треки звучат потрясно, особенно «I’m a King Bee».



Что же представляют из себя эти треки? Конечно, ничего похожего на барреттовские сочинения 1967-го года, признанные шедеврами английской психоделии, там нет.

Боб Клоуз: «В то время Сид был под большим влиянием Бо Диддли, и когда я присоединился к группе, она начиналась как чисто ритм-энд-блюзовая команда».

Однако среди стандартного для того времени ритм-энд-блюза в духе Rolling Stones или Animals, вдруг нет-нет да и промелькнут нисходящие хроматические гитарные риффы и другие элементы классического барреттовского саунда. Вслушайтесь в «Double O Bo» или начало «Butterfly» (есть свидетельства того, что эту вещь группа исполняла на концертах даже в начале 1967-го!). Ну а «Lucy Leave» со своей грязной и сырой энергетикой вполне может претендовать на роль прапрабабушки британского панка.

Джо Бойд: «Неплохо! Интересно было услышать как остроумно Сид делает стилизацию под Бо Диддли. Даже пытаясь сыграть прямолинейный кавер блюза вроде «King Bee», «флойды» звучат немного «не так».

Игра музыкантов далека от идеала, но видно, что ребята стараются. На тот момент лучшим гитаристом в группе был Боб Клоуз.

Ник Мэйсон: «Он был действительно очень хорошим гитаристом по сравнению с большинством своих коллег в большинстве групп того времени».

Поэтому исполнение соло доверили Клоузу, а Барретт играл партию ритм-гитары.

Боб Клоуз: «Это определённо Сид со своим телекастером! На губной гармошке в группе играли и Роджер и я, поэтому здесь (на треке «I’m a King Bee» – прим. авт.) может быть любой из нас. Соло в «King Bee» играю я, там есть одна особенная фальшивая нота, которая ужасно мне знакома (смеётся). А никаких вторых дублей в то время не было! Думаю, основную часть соло в «Lucy Leave» играю тоже я».

Вокальные партии достались Сиду. И хотя голос Барретта плохо подходил для блюзовых воплей и стенаний, его способность передавать нюансы была очевидна уже тогда. Что касается слов – в них ещё нет сюрреалистических фантазий, зачаровавших не одно поколение слушателей. Тексты написаны по всем блюзовым канонам, отражая непростые взрослые взаимоотношения между мужчиной и его женщиной.

Боб Клоуз: «В названии «Double O Bo» содержался намёк на Джеймса Бонда – «агента 007». Название-то и было самым главным в тексте! Думаю, у нас был один написанный куплет, а второй мы высосали из пальца, пока были в студии».

 

ЧТО ЕЩЁ В СУНДУКЕ У ДЯДЮШКИ НИКА?

Две из шести песен, «Lucy Leave» и «I’m a King Bee», были перенесены на ацетатные диски, которые потом использовались в промо-целях. Например, когда в июне 1965 Pink Floyd отбирались на Melody Maker Beat Contest, или в апреле 1966 безуспешно пытались прорваться на съёмки «Ready, Steady Go». Один из этих ацетатов «всплыл» в начале 90-х, и именно он и стал источником для многочисленных бутлегов.

Многодорожечные ленты тех сессий, конечно же, утрачены. Но копию с мастер-ленты сохранил Ник Мэйсон, и вот она-то и послужила одним из источников для недавнего релиза. Если внимательно прослушать треки, то можно предположить, что «Lucy Leave», «Double O Bo» и «King Bee» взяты с ленты, а остальные – с неизвестного коллекционерам ацетата. Интересно, что в своих интервью Ник подтверждал, что у него дома есть целая коробка старых лент. Что на них записано, известно только ему.

По мнению многих, целью той пятничной «спецоперации» флойдовского менеджмента было продление срока копирайта. По закону любое произведение, не опубликованное в течение 50 лет, становится всеобщим достоянием (public domain). Поэтому не будь такого странного релиза, в 2016 году те же«Lucy Leave» и «I’m a King Bee» мог бы выпустить любой желающий. И ни остановить продажи, ни потребовать с них отчислений, несостоявшиеся правообладатели не смогли бы.

А из этого следует, что в ближайшие год-два нас ожидает ещё немало интересного – например, официальное издание «Scream thy Last Scream» и «Vegetable Man», записанных во второй половине 1967-го.

Возвращаясь к «Их первым записям», нужно сказать что это, конечно же, не тот материал, прослушивание которого изменит вашу жизнь. Или, по крайней мере, ваше представление об эволюции группы Pink Floyd. Скорее это скрытый на десятилетия фрагмент паззла, наконец-то занявший подобающее ему в общей картине место.

Ну и, конечно, бесценный подарок фанатам Сида Барретта, для которых выход хотя бы одного нового трека любимого музыканта – большой праздник.

 
   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2017. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте