The one regret, you will never forget.
There'll be no sleep in here tonight
Pink Floyd (One Slip)
Поиск
Вход на сайт
Логин
Пароль
Регистрация
Забыли пароль?
Подписка на рассылку


Pink-Floyd.ru > Архив > Умер Алан Паркер

01.08.20 Умер Алан Паркер

В Великобритании в возрасте 76 лет умер английский режиссер Алан Паркер — в последние несколько лет он боролся с тяжелым заболеванием. Зрители знают его по картинам «Полуночный экспресс», «Эвита», «Птаха», «Жизнь Дэвида Гейла» — и по фильму «Стена», снятому на музыку знаменитого альбома Pink Floyd «The Wall». Кинокритик «Медузы» Антон Долин рассказывает, как режиссеру с рекламным бэкграундом удавалось сочетать в своей работе авторский взгляд и понятные каждому зрители вещи.

 

Нет сомнений в том, что ушедший из жизни сэр Алан Паркер — выдающийся режиссер, одна из важнейших фигур кинематографа второй половины ХХ века. Но описать его стиль (несмотря на узнаваемость) или определить Паркера в ту или иную категорию крайне сложно. Вся его жизнь и карьера — балансирование между коммерческим и авторским, индивидуальным и архетипическим, оригинальным и банальным. Наконец, между условностью кинематографа как вида искусства и жесткой реальностью жизни, которую порой так сложно представить себе в виде комедии или мюзикла. Одни фильмы Паркера публика обожала, другие проваливались в прокате; некоторые его работы вызывали восторг критиков и фестивальных отборщиков, другие — громили. Он не знал только одного — скучной середины.

Уроженец Лондона Паркер был родом из бедной семьи и первые серьезные заработки получил, работая в рекламе: в частности, прославился своими алкогольными роликами, снятыми по заказу Cinzano и Heineken. Сам он считал эту страницу своей биографии крайне важной, выделяя целое поколение режиссеров, пришедших в большое кино из рекламной индустрии — речь, в том числе, шла об Эдриане Лайне, Ридли и Тони Скоттах.

Дальше было несколько фильмов для телевидения и первый сценарий с провидческим названием «Мелодия» (1971). В 1976-м полнометражный дебют Паркера, как сказали бы сейчас, «взорвал» Канны. Этот глагол как нельзя лучше подходит для «Багси Мелоуна», хулиганского гангстерского мюзикла о криминальной Америке конца 1920-х, где все роли играли дети (в том числе юная Джоди Фостер), а вместо гранат были кремовые торты. Эта блестящая и во всех отношениях необычная работа — квинтэссенция Паркера, мастера парадоксов, музыкальных дивертисментов и ярких визуальных метафор.

Однако уже вторая полнометражная картина Паркера обнаружила новый вектор его творчества. Основанный на реальных событиях «Полуночный экспресс» (1978) рассказывал захватывающую и драматичную историю молодого американца, попавшего в турецкую тюрьму за перевозку наркотиков, и совершившего оттуда побег. Музыкальный слух Паркера опять сыграл ему добрую службу: саундтрек Джорджо Мородера был отмечен несколькими премиями, включая «Золотой глобус» и «Оскар». Также фильм прославил и одарил «Оскаром» начинающего сценариста Оливера Стоуна. Главную роль сыграл Брэд Дэвис, проживший недолгую жизнь и умерший от СПИДа, успев перед этим исполнить несколько других знаковых ролей (в частности, в «Кереле» у Фассбиндера).

Алан Паркер — автор мюзиклов, мастеровитый и изобретательный постановщик красочных экранных шоу — сделал еще несколько прославивших его имя музыкальных картин. В 1980-м — «Славу», неожиданно живую и нешаблонную историю из жизни тинейджеров. В 1991-м — «Группа „Коммитментс“», моментально обретшую культовую славу и звание одного из лучших ирландских фильмов всех времен историю восхождения соул-группы к вершинам успеха; песни исполняла Нив Кавана, которая вскоре после этого выиграла «Евровидение». Наконец, в 1996-м — принятую менее восторженно, но безусловно яркую «Эвиту», киноверсию мюзикла Эндрю Ллойда Уэббера и Тима Райса об Эве Перон, с Мадонной и Антонио Бандерасом. Сценарий вновь был создан в соавторстве с Оливером Стоуном, оператором стал виртуоз Дариус Хонджи.

Другой Паркер — автор жизненных выразительных драм, раскрывающих контрастную сложность реальности по-голливудски сочно — после «Полуночного экспресса» снял еще несколько картин в том же духе. «Пристрели Луну» (1981) — сам он называл ее своим первым взрослым фильмом, — с прекрасными актерскими работами Алберта Финни и Дайан Китон. «Птаха» (1984), заслуженно получившая каннский Гран-при, — о двух вьетнамских ветеранах, сыгранных Николасом Кейджем и Мэттью Модайном; и вновь саундтрек — отдельный шедевр, созданный Питером Гэбриелом. Конечно же, «Миссисипи в огне» (1988), опередившая свое время мрачная история о расследовании расово мотивированных убийств в 1960-х годах, где поразительно убедительный актерский дуэт составили Уиллем Дэфо и Джин Хэкмен.

Поздние драмы Паркера не выдерживают сравнения с его картинами 1970-х и 1980-х — сказалось авторское намерение подчинить правду характеров сентиментальной интриге и жанровым условностям. Ни «Прах Анджелы» (1999) с Робертом Карлайлом и Эмили Уотсон, ни «Жизнь Дэвида Гейла» (2002) — последний фильм Паркера, где Кевин Спейси и Кейт Уинслет старательно разыгрывают образцово-показательный правозащитный дуэт, агитируя зрителей против смертной казни, — не принадлежат к числу его удачных работ.

Если же выбирать из всего разнообразия фильмов, которые снял Паркер, лучшие, в список могут попасть две причудливые и неформатные картины: именно в них режиссер постарался совместить свою любовь к художественному вымыслу и фантасмагории с желанием прикоснуться к реальности. Это мистический неонуар «Сердце Ангела» (1987) с Микки Рурком, Шарлоттой Рэмплинг и Робертом де Ниро в роли самого Князя Тьмы — завораживающая готика с вудуизмом и посттравматическим синдромом, — и, конечно, грандиозная «Стена» по одноименному концептуальному альбому рок-группы Pink Floyd. В этом ошарашивающе свободном и душераздирающе трагическом полуторачасовом видеоклипе, выдающем рекламный бэкграунд Паркера, нашлось место и авангардной анимации, и антиутопии, и эротике, и антивоенному пафосу, и самоироничной пародии на рок-музыку. А все вместе — эталонная песнь отчуждению и одиночеству человека ХХ века, чьи травмы по мере сил пытался исцелить своими фильмами сэр Алан Паркер.

По материалам: meduza.io

Новость подготовлена:  Muddy_Roger
   
 
© Pink-Floyd.ru 2004-2020. Использование авторских материалов сайта Pink-Floyd.ru невозможно без разрешения редакции.
О сайте